Конспект урока по окружающему миру по теме: «Наше питание. Пищеварительная система»(3 класс)

МКОУ «СОШ №1»г.Благодарный



«Наше питание.
Пищеварительная система»

урок окружающего мира в 3 классе





учитель :
Нечесова Ирина Александровна





2016г. Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе
по теме: «Наше питание. Пищеварительная система»

Цель: формировать представления о питании, пищеварительной системе.
Задачи:
Обучающая:
Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
Составить с детьми правила правильного питания;
Развивающая:
Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
Развивать мышление, память, умение слушать;
Воспитывающая:
Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
Воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.
Форма проведения: урок изучения новых знаний.
Формы работы с учащимися: коллективная.
Методы и приёмы обучения: информационно-иллюстративный, исследовательский, игровые технологии
Средства обучения:
Учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков.
Рабочая тетрадь на печатной основе.
Проверочные тесты к учебнику.
Этикетки от продуктов питания
Презентация к уроку.









ХОД УРОКА.
Организация класса.
(слайд 2)
Всем! Всем! Добрый день!
 Прочь с дороги, наша лень!
 Не мешай трудиться!
 Не мешай учиться!
 

Повторение пройденного материала. (слайд 3)
Каждый ученик вытаскивает из вазы вопрос и готовит на него устный ответ
Что составляет скелет человека?
Каково значение скелета?
Что образует опорно-двигательную систему?
Как работают мышцы?
От чего зависит осанка?
Почему важна правильная осанка?
Как выработать правильную осанку?
Что нужно для того чтобы развивать свои мышцы?
Почему при плохой осанке у человека хуже работают сердце, лёгкие и другие внутренние органы?
Какие мышцы (туловища, рук или ног) развиваются при беге, плавании, игре в мяч?
Тест по теме опора тела и движение.
Сборник тестов по окружающему миру для 3 класса к учебнику А.А.Плешакова. стр 42-43

Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока. (слайд 4)
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет».
– Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы сами. – Давайте попробуем выяснить от чего же зависит наше здоровье?
(От окружающей среды, экологического благополучия, наследственности – предрасположенности к различным заболеваниям, образа жизни – без вредных привычек, занимающийся спортом человек крепче здоровьем, питания).
– На какие факторы мы можем повлиять, чтобы сохранить здоровье на долгие годы? (На образ жизни и питание).
(слайд 5)
Вот мы и добрались до темы нашего урока. О чем мы поговорим сегодня? (О нашем питании. О органах пищеварения).
Открытие нового знания.
-Человеку нужна пища - как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма.
-Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?
-Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.
-Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.
-При длительном голодании человек слабеет, через 2 – 3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10 – 15 он умрёт.
-Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).
-Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.)
(слайд 6)
-Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.)
-Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)
(слайд 7)
-Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.)
-Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

Работа по учебнику и мультимедийной презентации.

Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.
(сообщение детей заранее подготовлены)
Что такое белки и для чего они нужны? (Сообщения детей сопровождаются слайдами)
(слайд 8)
Белки – вещества, которые служат строительным материалом (как кирпичики для строительства дома). Особенно нужен такой материал детям для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.
Человек растет до 24-25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 гр. белков в сутки. После 25 лет – 50-60 гр.
Что такое жиры? В каких продуктах содержатся жиры?
(слайд 9)
Жиры – обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом тела». Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений - кукурузы, подсолнечника, сое и др.).
(слайд 10)
Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах, фруктах.
(Слайд 11)
Витамины – необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их особенно много в овощах и фруктах. Существует около 20 видов витаминов («вита» - жизнь, «амин»- органическое вещество). Наиболее распространенные – A, B, C, D, Е.
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ
(слайд 12)
Практическая работа
- У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, что входит в состав данных продуктов. (Ответы детей)
- Откройте рабочие тетради на стр. 62, найдите задание № 2. - Заполнять таблицу мы будем коллективно.
слайд – таблица для практической работы
Поднимаю этикетку молока и показываю детям. - Первый продукт, пищевую ценность, которого мы рассмотрим – молоко. - Запишите его название в таблицу. - Расскажи о пищевой ценности молока. (1 ученик рассказывает, остальные дети записывают) Следующий продукт шоколад. Запиши это слово во второй строке. - Расскажите о содержании белков, жиров и углеводов в нём. - Третий продукт - булочка. Расскажите об её пищевой ценности. Остальные записывают данные в третьей строке. - Далее мы поговорим о соке. Запишите в следующей строке это слово. - Что интересного вы заметили? (Не содержит жиров и белков) - И последний продукт – йогурт. Правильно запишите это слово в последней строке. Занесём данные о пищевой ценности. - Какая колонка осталась незаполненной? (витамины) - Запишите названия витаминов в свою таблицу. Обратите внимание, что названия витаминов обозначают большими латинскими буквами. - В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов, витаминов? - Сравните результаты и сделайте вывод. Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и булочке, витамины – в соке и молоке. - В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу. - Какой должна быть наша пища? (Разнообразной) - Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает) - Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ
Физминутка (Слайд13)
Изучение нового материала
Знакомство с пищеварительной системой человека
С пищей человек получает необходимые питательные вещества.
А как же белки, жиры, углеводы и витамины попадают в организм человека и усваиваются об этом мы сейчас и поговорим.
(Слайд14) - органы пищеварения
Рассказ учителя. - Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки и перемешивается языком. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень и поджелудочная железа. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь, а поджелудочная железа туда же выделяет поджелудочный сок, который также нужен для переваривания пищи. В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Не переваренные остатки выносятся в прямую кишку и удаляются из организма.
- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения.
(Слайд15) – органы пищеварения (установить связь)
- Молодцы! Вы можете работать ещё лучше!
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕТЕЙ
Правила питания
- Твоему организму нужна по-особому обработанная пища. Для того, чтобы обед пошел впрок, все, что попало в рот, котлета и каша, картофель и хлеб, масло и варенье, яблоко и конфета, - должно перевариться и всосаться в кровь. - А поэтому необходимо выполнять следующие правила питания:
(слайд 16)– правила питания (дети читают)
Нужно стараться есть разнообразную пишу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище очень много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей.
Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
- Какое из правил вам было знакомо? - Какие правила вы выполняете? - Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)



Закрепление.
- Вы сегодня хорошо поработали, и я хотела бы посмотреть, как вы усвоили новый материал. - Для этого :
1.) разгадаем кроссворд.
(слайд 17)- кроссворд
Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
1. Вещество, без которого человек умрет через 3-4 дня; 2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге; 5. Продукт животного происхождения, необходимый в большом количестве грудным детям; 8. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющей рот и желудок; 9. Инструмент, помогающий человеку заботиться о зубах; 10. Орган пищеварения, выделяющий желчь.
По вертикали:
1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах; 3. Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком; 4. Желание есть; 6. Как назвать одним словом – огурец, лук, помидор; 7. Орган, в котором пища начинает перевариваться.
(Ответы: По горизонтали: 1. Вода. 2. Белки. 5. Молоко. 8. Пищевод. 9. Щетка. 10. Печень. По вертикали: 1. Витамины. 3. Голод. 4. Аппетит. 6. Овощи. 7. Желудок.)
- Молодцы!
2.) Откройте рабочую тетрадь на стр. 62 выполните упражнение №3
Подпишите части пищеварительной системы

Подведение итогов.
- Что было интересным на уроке? - Что нового вы узнали о том, как правильно питаться?
( слайд18) – Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть.

Домашнее задание.
слайд 190

Рисунок 215