Программа летнего геологического практикума.

Программа летнего геологического практикума.

Данный практикум посвящен такой отрасли географии как петрография – наука о минералах и горных породах. Чтобы уметь отличать эти сходные природные образования друг от друга, недостаточно иметь запас только теоретических знаний: надо владеть еще и рядом практических навыков и приемов, т.е. знать технические приемы диагностики.
Диагностика природных образований является лабораторной работой и, как любая работа в лаборатории, вырабатывает у учащихся такие качества, которые могут понадобиться ему в работе, если он изберет техническую специальность. Предлагаемый курс комплексный. Он тесно связан с такими науками как химия и физика, и рассчитан на школьный уровень знаний. Практикум проводится совместно с учителем химии.
Цель курса: Расширение знаний в области географии, физики, химии, путем практических исследований.
Задачи:
1.Формирование навыков научно-исследовательской работы.
2.Знакомство с приемами лабораторных исследований.
3.Усиление познавательного интереса к предмету география.
4.Приобретение навыков определения пород и минералов.
5.Пополнение школьной коллекции пород и минералов и их систематизация.
Курс рассчитан на 10 дней, включает в себя теоретические и лабораторные занятия.
На первых занятиях учащиеся знакомятся с классами минералов и горных пород, учатся определять структуру горных пород и признаки минералов. Дальнейшие занятия включают в себя отработку умений определять отдельные отличительные признаки минералов, пользуясь специальным оборудованием. Требуется создать небольшую школьную лабораторию, в которой учащиеся определяют твердость, хрупкость, плотность, блеск, магнитность, плавкость минералов; содержание воды в минерале, степень разложения минерала в кислотах и другие характеристики минералов.
Полученные навыки используются в работе с определителем минералов, в результате которой учащиеся в ходе лабораторных исследований самостоятельно определяют название минерала или горную породу.
Для знакомства с горными породами желательно организовать выезд на геологическое обнажение, в ходе которого учащиеся научатся давать характеристику коренным породам в полевых условиях.

Программа геологического практикума
Тема 1. Горные породы и минералы. Классы минералов и горных пород
Тема 2. Макроскопические признаки породообразующих минералов.
2.1. Типы породообразующих минералов и их внешние признаки.
2.2. Важнейшие структуры пород.
Тема 3. Знакомство с оборудованием. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 4. Определение отдельных отличительных признаков минералов.
а) Работа со стеклом
б) Определение хрупкости, рассыпчатости и ковкости
в) Определение цвета черты
г) Определение твердости
д) Определение блеска
е) Цвет минералов
ж) Определение плотности
з) Определение магнитности
и) Определение плавкости
к) Определение воды в минерале, сублимация
л) Определение растворимости в воде
Тема 5. Работа с определителем минералов.
Итогами практикума является подготовка научно-исследовательских работ учащихся, проектов, научно-деловая игра «Мир минералов и горных пород». Элементы лабораторных исследований и полученные результаты применяются на уроках географии.
Методика исследований указана в литературе.
Литература
1. Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. Практические работы по физической географии в средней школе: Пособие для учителей. - М.:Просвещение, 1980.
3. Корнеев И.К. Полевая практика по землеведению и краеведению. Минск, Высшая школа, 1982.
4. Краткий геологический словарь для школьников / Под редакцией Г. И. Немкова.- М.: Недра, 1989.
5. Немец Ф. Ключ к определению минералов и пород. Пер. с чешского. М., Недра, 1982. - Пер.изд.: ЧССР, 1979
6. Никонова М.А., Данилов П.А. Практикум по землеведению и краеведению: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
7. Обручев В.А. Занимательная геология. – М.: Издательство «Наука», 1965.
8. Руководство к познанию природы и населения Удмуртии. Ижевск, Удмуртский университет, 1993.



15