Социальное партнерство семьи, церкви и образовательных организаций


Попова Екатерина Дмитриевна
МБДОУ ДС №44 «Золушка»
Россия, Белгородская область, город Старый Оскол
Социальное партнерство церкви, семьи дошкольных образовательных учреждений.
В современном обществе мы можем наблюдать резкие перемены, коснувшиеся всех областей человеческой жизнедеятельности. Эти перемены характеризуются обострением экономических, политических, социальных отношений, ухудшением экологической ситуации, появившейся угрозой террористических нападений и др.
В такое сложное время каждый человек старается уберечь свою семью от проблем, сохранить мирное состояние, покой, пытается оградить детей от дурного и агрессивного влияния окружающего мира.
В этих условиях особенно необходимо уделять достойное внимание образованию и воспитанию личности, так как от этих ключевых позиций зависит будущее не только человека, но и всего поколения. А от того, что положено в основу этих процессов, зависит успешность, благосостояние и нравственность целого государства. Данное утверждение подчеркивают слова иеромонаха Глинской пустыни Порфирия: «В обществе проявляется то, что уже было приготовлено в детстве, в семье» [2].
Воспитательно-образовательный процесс имеет огромное значение для развития общества, ведь он направлен на формирование личности человека, и от того, каким будет человек, зависит то, в каком обществе, государстве мы будем жить.
Прививать человеку моральные ценности, общепринятые нормы и правила поведения, взаимоотношений необходимо с раннего детства. Существует потребность в нравственном воспитании, особенно в условиях современности. Крупнейший ученый Северного Возрождения, педагог, «князь гуманистов» Эразм Роттердамский в своих учениях утверждал, что ребёнку нужно дать религиозное, умственное и нравственное воспитание [5].
Огромная ответственность за воспитание детей лежит, в первую очередь, на родителях, ведь ребенок с момента его появления на свет живет в семье. Семья является основой для становления характера ребенка, его личностных качеств. Именно в семье ребенок впервые познает такие чувства, как любовь, вера, милосердие. От семейного уклада зависят источники счастья и неудач ребенка, о чем свидетельствуют слова австрийского психолога Зигмунда Фрейда «все мы родом из детства». Родители должны привить детям любовь и веру, чувства ответственности и уважения.
Большое значение семейному воспитанию уделяет святитель Феофан Затворник, который говорит, что «домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему» [2].
На сегодняшний день одной из первостепенных задач Русской православной Церкви является развитие духовно-нравственной культуры человека, гражданина России. Активное взаимодействие семьи и церкви способствует выработке таких человеческих качеств, как любовь, справедливость, доброжелательность, отзывчивость, преданность и др.
В наше время абсолютно очевидны такие проблемы семьи, как разрушение семейных устоев, кризис отцов и детей, смена ценностных ориентиров в сторону индивидуализма, беззаботной жизни. Сегодня не соблюдаются культурно-религиозные традиции семьи, ставится под сомнение святость брака, усугубляются межличностные отношения родственников, что негативно отражается на представлении ребенка о счастливой жизни как в семье, так и в обществе в целом.
Задача Русской Церкви – научить людей жить в мире с Богом и друг с другом, в том числе в семье. Церковь способна помочь семье преодолеть проблемы, сплотить ее членов, прийти к гармонии в отношениях.
Помощь семье в преодолении различных социальных проблем, становлении личности, культуры оказывают и специалисты образовательных учреждений, в том числе дошкольных.
Сегодня оздоровление российской семьи является приоритетной государственной задачей, ее выполнение необходимо для полноценного развития общества. Дошкольная педагогика, будучи наукой социальной, теснейшим образом связана с требованиями современного общества. Следовательно, задача сохранения и укрепления российской семьи входит в число приоритетных и у дошкольных учреждений. Задачами детских садов являются развитие направлений работы с детьми и родителями в отношении духовно-нравственного воспитания и поддерживание отношений сотрудничества между педагогами, родителями и детьми [].Совместными усилиями педагогов дошкольных учреждений активно разрабатываются программы по работе с семьями. Целью таких программ является приобщение детей раннего возраста к коренным ценностям Российской цивилизации – имя, дом, семья [4].
Примером таких программ может служить проект «Социокультурные истоки», по которому на протяжении пяти лет работают детские сады в г. Сергач. Проект призван в первую очередь воспитать в ребенке духовные и культурные ценности и традиции своего народа, научить трепетно относиться к своей истории, культуре и Вере [1].
Программа предусматривает работу не только с детьми, но и с родителями с целью объединения усилий семьи и детского сада в духовно-нравственном развитии ребенка раннего возраста, создания единого контекста воспитания и развития на основе общих целей и педагогических технологий [1].
Здесь главными задачами детского сада в работе с родителями являются [1]:
сохранение и укрепление духовно-нравственного здоровья семьи;
приобщение к семейным ценностям, ценностям православной культуры;
организация взаимодействия между родителем, ребенком и воспитателем;
использование инновационных технологий в работе с семьями в отношении духовно-нравственного воспитания.
Данные задачи решаются посредством таких форм работы, как родительские собрания, анкетирование родителей, проведение различных мероприятий и занятий с участием родителей (конкурсы, праздники, выставки), изучение опыта семейного воспитания и др. [1].
В последнее время дошкольные учреждения активно сотрудничают с церковью. Так как деятельность и церкви, и дошкольных учреждений лежит в одном направлении – оказании помощи в духовно-нравственном воспитании детей, преодолении внутрисемейных проблем, их сотрудничество может принести особенные плоды.
Контакт дошкольных учреждений и церкви осуществляется следующим образом: педагоги приглашают батюшку на родительские собрания, где батюшка выступает с проповедями, беседами, благословляет детей и родителей; также совместно с батюшкой проводятся различные мероприятия, в том числе православные праздники (Пасха, Рождество) [1]. Такая совместная работа объединяет детей, родителей, педагогов и церковь. Все участники воспитательного процесса становятся одной большой семьей.
Сегодня приоритетным образовательным направлением является работа православных детских садов и школ.
В Старом Осколе 2 июня 2012 года, в канун великого православного праздника Святой Троицы, по благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна состоялось открытие детского сада «Троицкий». Воспитательно-образовательная программа учреждения отличается дополнительной православной направленностью, наличием комплекса духовно-нравственного и культурно-патриотического воспитания. Данная программа является совместным результатом разработок Веры Васильевны Маловой и учебно-методических материалов Людмилы Леонидовны Шевченко «Добрый мир» [3]. Эти материалы основаны на русской народной культуре, что способствует приобщению к ней детей и родителей.
Здесь детей раннего возраста приобщают к основам православной русской культуры в форме бесед и игр, знакомят с традициями и обычаями православного народа. Для ознакомления детей с устройством храма была открыта молитвенная комната с алтарем и иконостасом, освещенная владыкой Иоанном. В этой комнате для детей проводятся церковные службы. В каждой группе есть уголки православия, включающие православную литературу, иконы [3]. Такие уголки формируют не только педагоги, но и родители. Например, для одной из групп родители сделали макет храма Покрова на Нерли и теперь он максимально дополняет православный уголок этой группы и привлекает внимание детей.
В детском саду «Троицкий» созданы все условия для воспитания детей в православных традициях. Татьяна Черникова, педагог православной культуры, заведующая дошкольным учреждением, говорит о работе сада так: «Мы не готовим кандидатов в священники, но надеемся заложить в малышах зерно нравственности» [3].
Благодаря работе таких образовательных учреждений, активной совместной работе других детских садов и церкви мы можем добиться наибольшего результата в приобщении детей и семьи к традициям православной культуры, традициям великого русского народа. Только благодаря совместным усилиям мы сможем возродить семейные ценности и культурно-религиозные традиции семьи.
Список использованной литературы
1. Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей [Электронный ресурс]. Электронные текстовые данные. - http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/vzaimodeystvie-detskogo-sada-sem-i-i-cerkvi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-detey-440724 - Загл. с экрана.
2. Маслов Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. Белгород: Самшит-издат, 2013. – 504 с.
3. Православное Осколье [Электронный ресурс]. Электронные текстовые данные. - http://stal-nevsky.ru/?page_id=2800 - Загл. с экрана.
4. Работа дошкольного учреждения с семьей [Электронный ресурс]. Электронные текстовые данные. - http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol20.html - Загл. с экрана.
5. Эразм Роттердамский [Электронный ресурс]. Электронные текстовые данные. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Эразм_Роттердамский - Загл. с экрана.