Методические материалы к написанию сочинения на ЕГЭ.


I. Проблема.
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Вопросительным предложением
Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящен текст NN.
Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему поднимает в своем тексте NN.
Повествовательным предложением
В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?) отцов и детей.
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.
В тексте NN поднимается проблема (чего?) одиночества.
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения
В предложенном для анализа тексте NN рассматривает проблему (чего?)
В предложенном для анализа текста NN поднимает проблему (чего?)
В своём тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?)
В тексте NN затрагивает проблему (чего?)
В своём тексте NN обращает внимание читателей на проблему (чего?)
Текст NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?)
Предложенный для анализа текст NN посвящен проблеме (чего?)
В тексте NN затрагивается проблема (чего?)
В тексте NN поднимается проблема (чего?)
В тексте NN рассматривается проблема (чего?)
Речевые клише, используемые при формулировке проблемы в виде ВОПРОСИТЕЛЬНОГО предложения
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящен текст NN.
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Эту сложную проблему поднимает в своём тексте NN.
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Такова проблема, поднятая в тексте NN.
Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос ищет в своём тексте NN.
II. Комментируем проблему.
Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.

Текстуальный комментарий – это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
Как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме?
На каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
Какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) проводит автор и как оценивает поступки своих героев?
На каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?
Какие имена известных людей, факты, события цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
Какие эмоции вызывают у автора описанные им события, поступки героев и почему?
Речевые клише, помогающие начать второй абзац сочинения и ввести текстуальный комментарий
Размышляя над этим вопросом, писатель / публицист вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, что …
Размышляя над поставленным вопросом, писатель / публицист на примере случая из жизни NN показывает …
Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, писатель / публицист обращается к героическим событиям далёкого прошлого нашей Родины и рассказывает о том, что …
Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, писатель / публицист вспоминает слова NN, который считал, что …
Речевые клише, помогающие при написании текстуального комментария охарактеризовать ДЕЙСТВИЯ автора исходного текста
Этот случай заставил автора задуматься о том, почему …
Как подчёркивает автор текста, …
Анализируя факты из биографии известного поэта, NN высказывает интересное предположение о том, что …
В размышлениях автора звучит мысль о том, что …
Опираясь на высказывание великого поэта, NN формулирует тезис о том, что …
Автор текста приводит примеры того, как люди по – разному …
Автор текста подтверждает свои мысли, цитируя известного … Этим автор и объясняет тот факт, почему …
Автор текста особо подчеркивает …
Речевые клише, помогающие при написании текстуального комментария охарактеризовать ЧУВСТВА и ЭМОЦИИ автора исходного текста, вызванные теми или иными жизненными позициями.
Автор с возмущением
негодованием нескрываемой тревогой говорит о том, что …
искренним недоумением
нескрываемым волнением
Автора беспокоит тот факт, что …
Автор текста с сожалением вынужден констатировать тот факт, что …
Автор осуждает героя за …
Автор осуждает / одобряет поступок героя и призывает читателей …
Автор восхищается людьми, которые …
Автор текста выражает свою обеспокоенность тем, что …
Публициста удивляет, почему его герой …
III. Определяем позицию автора.
Позиция автора – это мнение автора текста о поднятой им проблеме и путях её решения.
Запомните!
Проблема и позиция автора тесно связаны.
Проблема – некоторый вопрос, который вызывает размышления автора.
Позиция автора – ответ на этот вопрос, поставленный в тексте.
То, в чём автор видит решение проблемы; итог его размышлений.
Речевые клише, используемые для выражения авторской позиции
Позиция автора выражена ясно, NN считает, что человек должен сделать в жизни самое большое, на что способен.
Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему обозначена прямо. NN убеждён: важно не только «беречь честь смолоду», но и ценить «смолоду» время.
Автор чётко обозначает своё отношение к поднятой проблеме: человек в ответе за «братьев меньших».
IV. Выражаем свою точку зрения
Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста – это тот тезис, который следует аргументировать.
Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логически связан с позицией автора.
Выразить согласие или несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно с помощью следующих речевых конструкций.
Речевые клише, помогающие выразить своё согласие с автором исходного текста Речевые клише, помогающие выразить своё несогласие с автором исходного текста.
Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю: … .Я разделяю точку зрения автора текста и также убеждён в том, что … .С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что … .Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно, … .Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что … . V. Приводим аргументы, основанные на читательском опыте
В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно взять примеры из произведений художественной или публицистической литературы.
Каждый такой аргумент строится следующим образом:
Предложение, позволяющее осуществить переход от согласия пишущего с автором исходного текста к аргументации своей позиции;
Указание на автора и название его литературного произведения;
Пример – иллюстрация из названного литературного произведения;
Микровывод к примеру – иллюстрации.

Речевые клише, помогающие ввести в текст сочинения первый аргумент – пример из русской или зарубежной литературы.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели – классики. Вспомним, к примеру, рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении …
Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, к примеру рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении …
В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / повесть / роман NN. В этом произведении …
Речевые клише, помогающие ввести второй аргумент – пример из художественной или публицистической литературы.
Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что … Вспомним роман / рассказ / пьесу NN. Главный герой этого произведения …
Приеду еще один литературный пример, который показывает: …
О том, как важно …, говорит в своем романе / рассказе NN.
Мысль о том, что …, звучит в романе / повести / рассказе NN.
VI. Приводим аргументы, основанные на жизненных впечатлениях.
Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечатлениях
К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развернутыми и убедительными и завершиться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
Речевые клише, помогающие ввести с текст сочинения второй аргумент – довод, основанный на жизненных впечатлениях
Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что … Однажды я …
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность … (далее идут примеры – аргументы).
Хочу рассказать об одном научном эксперименте, результаты которого, как мне кажется, являются дополнительным аргументом в пользу того, что … Учёные проделали такой опыт: …
VII. Делаем вывод – заключение
Речевые клише, помогающие ввести заключение в текст сочинения
В заключениЕ ещё раз подчеркну: …
В заключениЕ важно отметить: …
Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть: …
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой NN, и поймут, насколько …
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что …
Итак, всё вышесказанное, как мне кажется, позволяет сделать вывод о том, что …
Пример итогового вывода к экзаменационному сочинению, включающего в себя цитату:
В заключениЕ ещё раз подчеркну: по отношению человека к Родине можно судить о его моральных качествах. Как тут не вспомнить поэтические строки Сергея Есенина:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».