Методические рекомендации Система подготовки к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ


Система подготовки к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ
Методические рекомендации
Исполнитель:
Никифорова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Малосалаирская СОШ»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Система подготовки к написанию
сочинения-рассуждения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку ………….6
Заключение………………………………………………………………….… 37
Список литературы…..………………………………………………………. 39
Приложение 1. Фрагмент из повести «Скучная история» А.П.Чехова … 41
Приложение 2. Тексты для работы над аргументами сочинения …………. 43
Приложение 3. Памятки для подготовки к ЕГЭ
по русскому языку (задание 25) …………………………………………….. 48
Введение
Согласно ст. 59 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена».
Задания КИМов по русскому языку позволяют проверить сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций: языковой, лингвистической и коммуникативной. Задание 25 предполагает написание сочинения-рассуждения, которое позволяет проверить сформированность у учащихся навыков коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и оформления собственных высказываний.
Сочинение-рассуждение дает возможность проверить разные стороны речевого развития учащихся:
умение и навыки чтения (понимание содержания исходного текста и позиции автора);
умение анализировать языковое своеобразие текста, определять, какими средствами языка автор достигает выразительности речи;
зрелость суждений при интерпретации текста, способность обосновать собственную позицию и конкретно выразить ее, если она не совпадает с авторской;
умение создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в определенном жанре (типа эссе или рецензии); ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли; пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительных средств родного языка.
Сочинение-рассуждение предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Как видим, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Становится очевидной значимость этого задания в структуре ЕГЭ.
Цель данной работы:
Создание системы работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся, обеспечение подготовки обучающихся для выполнения задания 25 в рамках ЕГЭ.
Основные задачи:
познакомиться с Методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку (И.П. Цыбулько и др. 8), учебно-методическими материалами (Г.Т. Егораева 1, Казбек-Казиева М.М. 2, А.Г. Нарушевич 4, Н.А. Сенина 5, Симакова Е.С. 7);
разработать систему занятий, позволяющую обучающимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 25 в рамках ЕГЭ по русскому языку.
Реализация данной системы работы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего учащегося главной фигурой образовательного процесса.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
самостоятельная работа;
работа в группах, парах;
индивидуальная работа.
Прогнозируемый результат
Данная система работы позволит
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания 25 на ЕГЭ;
совершенствовать и развивать умения учащихся конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать у учащихся навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать у учащихся умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать у учащихся умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать у учащихся умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Система подготовки к написанию
сочинения-рассуждения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку
Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании 25: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».
В выстраивании системы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения будем опираться на следующие этапы работы, которые предлагает А.Г. Нарушевич 4:
1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы ее оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3) работа над композицией сочинения;
4) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.
На уроках, посвященных проблеме текста, рассматриваются следующие ключевые вопросы:
• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему текста?
Чтобы определить проблему, поднятую в тексте, прежде всего, нужно понять, о чем этот текст, какова его тема. По-гречески theme – то, что положено в основу. Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, – предмет речи» (Словарь методических терминов). И начинать работу над сочинением нужно, разумеется, с чтения текста и определения его темы. Это и будет вводная часть сочинения. Начало его может быть таким: «Кто из нас не задумывался о… («не сталкивался с…)… Эссе (отрывок из… и т.п.) известного писателя (публициста…) посвящено именно этой теме…».
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем. (Работа с таблицей из пособия Н.А. Сениной).
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения. Эстетические проблемы связаны с восприятием человеком природы.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует проблемный вопрос. Например:
Что делать, когда очень одиноко?
Чувство одиночества типично для молодых (природа подталкивает нас к созданию гнезда, семьи). Другое дело, что одиночество чаще проистекает из-за девальвации «контекста»: родители не те, друзья не те, девушка – и та не та. Чем раньше вы признаете уникальную драгоценность всего, что вас окружает, тем приятнее вам будет жить и прочнее будет настроение. Предложите окружающим свою заботу о них, а кому отдаем, того и ценим.
Чувство одиночества может проистекать и при отсутствии напряжения жизни. Счастье вообще в напоре жизни; в чувстве светлой собранности. Тоска, меланхолия приходят в гости только во время произвольной или непроизвольной, но бездеятельности.
(В.К. Харченко)
Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована проблема: что делать, когда очень одиноко? Далее автор излагает свое видение проблемы и предлагает варианты ее решения.
Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности – сознательным чтением. Поэтому они, скорее всего, не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора и его реализации. Обращаем внимание учащихся на то, что необходимо самостоятельно выявить проблематику текста, а это предполагает умение обобщать информацию.
Предлагаем следующий алгоритм работы с текстом:
Прочитав текст, спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»
Ответы подчеркните.
Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы).
Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Работа с текстом:
Прочитайте текст, определите его тему, а затем попытайтесь сформулировать проблему.
ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ
В семье Сверла радостное событие: сын родился.
Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!
И назвали сына Штопором.
Время идет, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод еще, пусть сперва на чем-нибудь мягоньком поучится.
Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.
Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.
Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?
(Ф.Кривин)
Писатель Феликс Кривин в иносказательной форме ставит перед читателем проблему воспитания молодого поколения. Автора волнуют следующие вопросы: как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, неприспособленными к жизни? В олицетворенных образах неодушевленных предметов мы без труда узнаем родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, однако таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьезному труду и самостоятельной жизни.
Сложность выделения проблемы заключается еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Самое разумное в этом случае – попытаться выделить главную проблему и сделать ее основой своего сочинения.
Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.
Работа с текстом:
На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте? Над какими вопросами заставил задуматься автор данного текста?
Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков – всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мертвой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в детдом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».
И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе стояла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. (Малолетки любят спорт!Важно только правильно их направить.) Администрация подкрашивает статую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляются, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отбитой, перевернутой и в пустоте ее – кал.
Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их правилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех расстреляем за террор!» (А ничего дивного, подумаешь, полторы сотни детей расстрелять. Если б Сам узнал – он бы и сам распорядился.)
Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:
– Это сделала все я одна! А на что другое годится голова папаши?
И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстрелять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати – в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.
Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.
Да здравствует наша веротерпимость!
Да здравствуют дети – хозяева коммунизма!
Отзовись, та страна, которая так любила бы своих детей, как мы своих!
(По А.И.  Солженицыну)
Комментарии к тексту:
Перед нами отрывок из книги Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Буквально аббревиатура ГУЛАГ означает Главное управление лагерей – орган в системе Министерства внутренних дел в 1930–1950-е годы, в ведении которого находились тюрьмы, лагеря. Архипелаг – это группа близко расположенных друг к другу морских островов. Таким образом, название книги – это метафора: архипелаг ГУЛАГ – это сеть лагерей, опутавшая страну. После публикации книги слово ГУЛАГ получило новое значение – система слежки, доносительства, подавление инакомыслия, отсутствие демократических свобод, состояние всеобщей подозрительности, духовной, политической, религиозной несвободы.
МГБ – Министерство государственной безопасности. Гебист (разг.) – сотрудник органов государственной безопасности.
В книге Солженицына приводится множество историй людей, несправедливо обвиненных в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы. Вместе с ребятами отвечаем на вопрос: Какие же проблемы можно выделить в приведенном фрагменте?
Во-первых, как и во всей книге, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребенку (и человеку вообще) в тоталитарном государстве (почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?).
Во-вторых, вспомним, что героиня, как и вся ее семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, автор поднимает проблему свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).
В-третьих, история Зои Лещевой – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Здесь мы видим проблему духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).
Каждая из рассмотренных проблем может стать основой для написания сочинения, но в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.
Делаем вывод: в тексте может быть затронуто несколько проблем, необходимо – и достаточно – выявить хотя бы одну из них и с ней работать (типичной ошибкой многих работ является формулирование одной проблемы, а рассуждение – о другой, также существующей в этом тексте).
Проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить два наиболее простых способа формулировки проблемы:
1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой (чего?) воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.
2. Формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: каким должно быть правильное воспитание ребенка? Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
Обращаем внимание учащихся на то, что именно эти два способа формулировки проблем предлагаются в моделях ответа для экспертов, проверяющих сочинения ЕГЭ.
На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате многоаспектного содержательно-языкового анализа исходного текста, необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся темы текста (о чем этот текст? чему он посвящен?) и его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте. Далее следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему. Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление представляют собой достаточно трудные задачи. Поэтому, уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения, следует помнить о его грамотном языковом оформлении.
Для этого подойдут некоторые клишированные фразы, которые могут быть использованы в разных частях текста сочинения.
Сообщаем, что для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:
В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема...
Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...
В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)... Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...
На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...
Почему мы не всегда обращаем внимание на...
Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как...
Актуальность публикации обусловлена тем, что...
Предлагаем учащимся самостоятельную работу с текстом.
Задание:
Прочитайте текст Б. Васильева.
Определите его тему и обоснуйте ее актуальность.
Определите проблемы, поднимаемые Б. Васильевым. Выделите главную из них. Свой ответ обоснуйте.
Напишите фрагмент сочинения, в котором формулируются проблемы исходного текста.
Мою первую учительницу звали… К стыду своему я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на экскурсию. Я хотел, пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатили вниз к Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли … к дубу.
«Это самый древний житель нашего города», – сказала первая учительница.
Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб – остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.
Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории.
Б.Васильев
Особое внимание следует уделить выявлению проблемы и авторской позиции в художественном тексте, а также провести практикум по определению стиля нескольких текстов.
Чтобы понять проблему и авторскую позицию в художественном тексте, надо проанализировать ситуацию, описанную автором: кто (герой) – где – когда – что делает? или когда – где – что происходит? и обязательно – какие чувства героя/героев раскрываются? То есть в случае с художественным текстом целесообразно начинать осмысление текста не с определения проблемы, а со сжатого пересказа. При этом можно отметить: когда повествование ведется от первого лица, уместно употреблять при пересказе глаголы речи, мысли, чувства: описывает, размышляет, задумывается, переживает и т.д.
Авторская позиция в художественном тексте проявляется в характеристиках героев и их поведении, которые автор дает с помощью различных художественных средств – от прямых оценок (оценочной лексики) до метафор и сравнений. В результате читатель испытывает по отношению к герою и изображенным событиям те или иные чувства. Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь отца…, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.
Практикум по отработке умения находить проблему проведем на примере фрагмента повести «Скучная история» А.П. Чехова (Приложение 1).
Одним из наиболее сложных для учащихся шагов в написании сочинения-рассуждения из задания 25 является работа над комментарием к проблеме текста. Это обусловлено отсутствием четкого представления о содержании комментария, а также невозможностью представить данный фрагмент создаваемого текста в сколько-нибудь обобщенном, схематическом виде, что, несомненно, облегчило бы работу над написанием сочинения.
Отработку написания комментария следует проводить лишь после того, как учащиеся в достаточной степени освоили этап формулирования проблемы исходного текста.
На уроках, посвященных комментированию проблемы и выявлению авторской позиции, выделяем ключевые вопросы:
• Что такое комментарий?
• Каковы типы комментирования текста?
• Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Чтобы ответить на вопрос, что такое комментарий, вновь обращаемся к толковому словарю: Комментарии – это «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо» (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова).
Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; понять ход авторской мысли.
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней.
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.
Как определить основную мысль текста (позицию автора)?
Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.
Основная мысль также может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.
Наконец, мысль автора может прозвучать дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Работа с текстом 1, С.4-11:
(1) С самого рождения главным человеком для меня стала мать моей матери Александра Ивановна Петрова. (2) Ее я никогда не называла бабушкой – только мамой.
(3) Сорокалетняя бабушка взяла на себя бремя материнства – бессонные ночи, борьбу с детскими хворями, большие и маленькие заботы, когда родила, не выходя замуж, дочка Зиночка, из четверых ее детей самая любимая, хорошенькая и добрая. (4) А дочери дала возможность заняться устройством личной жизни, что та и смогла сделать. (5) Когда началась война, двадцатидвухлетняя Зиночка, всю жизнь боявшаяся резких слов, вздрагивавшая от громкого голоса, пошла на фронт вместе с мужем, а спустя пять фронтовых лет разделила с ним кочевую жизнь военнослужащего...
(6) Я хорошо помню, как она во время своих редких приездов в Москву водила меня, семилетнюю, гулять по заснеженному Замоскворечью. (7) Время от времени останавливалась, наклонялась ко мне и, глядя на меня своими большими голубыми глазами, просила сказать ей: «Мама». (8) Я упорно твердила: «Зина». (9) Когда я повзрослела, тем более не могла называть ее мамой. (10) Мне казалось, что это было бы предательством по отношению к Матери. (11) Сейчас, когда прошло столько лет, я, конечно, жалею о тогдашнем своем упрямстве, о том, что так никогда и не назвала мамой родившую меня женщину. (12) Она не могла настаивать, требовать, заявлять о своих правах на дочь и только плакала. (13) Я осталась в доме на Вишняковском, прожила вместе с Матерью до своих тридцати лет и благодарна судьбе за это.
(14) В школу мы с Матерью пошли вместе: я стала первоклассницей, а она – членом, а затем и председателем родительского комитета.
(15) Мать делала много полезного: она устраивала всякого рода «мероприятия», ходила к родителям нерадивых учеников, добивалась бесплатных завтраков и ботинок для ребят из бедных семей. (16) У многих отцы погибли на фронте, а у некоторых стали жертвами предвоенных репрессий.
(17) Наши с Матерью отношения не были сплошной идиллией – случались размолвки, мои капризы и непослушание.(18) Единственным наказанием, которое Мать применяла по отношению ко мне в случае моих провинностей, было молчание. (19) Со всеми домочадцами разговаривает, со мной – ни слова. (20) Я лишалась общения, не могла ничем заняться, не в силах была долго терпеть свою изоляцию и «одумывалась».(21) Мать любила читать. (22) В доме было много хороших книг, их покупали, обязательно дарили на праздники. (23) Не учившаяся никогда музыке, она позаботилась о том, чтобы я научилась играть – дома было пианино. (24) А театр? (25) Чаще всего мы ходили в филиал Малого на Ордынке, в наш «придворный», как мы его называли, театр – близко от нашего дома.(26) Я была домашним ребенком – не ходила в детский сад, не ездила в пионерский лагерь. (27) Первый раз разлучилась ненадолго с Матерью, когда мне было шестнадцать лет. (28) Мать отпустила меня с тетей Шурой на юг, в санаторий. (29) Отвечая на мое посланное из Анапы в Москву письмо (живем с Шурой в разных комнатах, очень жарко, на пляж ходить далеко, еда невкусная и т.д. и т.п.), Мать пишет: «Танюша, дорогая, надо учиться жить так, чтобы видеть хорошее, и тогда будет меньше недовольства, да и жить будет веселее».
(30) В шестьдесят с небольшим Мать тяжело заболела. (31) Опасаясь за нее и не в силах скрыть своей боязни остаться вдруг без согревавшего меня всю жизнь крыла, я спросила: «Мама, ты поправишься?» (32) Мой эгоизм («Как буду жить без нее?») поставил вместо утверждающей точки или восклицательного знака трусливый вопросительный знак. (33) Мать ответила: «Не бойся, поправлюсь. Мне еще надо дорастить тебя».
(По Т. Щегловой)
Обращаем внимание учащихся на следующий момент: чтобы проследить развитие авторской мысли в тексте, нужно:
1) исходный текст разделить на микротемы;
2) выделить основную мысль каждой микротемы, записать её в виде пункта плана;
3) используя глаголы (см. таблицу, данную ниже), показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.д. Глаголы, передающие мысли, важные автору Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?) …, подчёркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п.Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции Автор считает, утверждает, что …; убеждён в том, что…; делает вывод, что…В ходе коллективной работы проследим развитие авторской мысли на примере прочитанного текста, сформулировав основную мысль каждого абзаца (микротемы). По мере выполнения задания заполняется таблица.
Микротемы текста Основная мысль каждой микротемыКомментарий
Предложения 1 – 5 Александра Ивановна ради счастья любимой дочери в сорок лет взяла на себя бремя материнства Автор объясняет, почему бабушка заменила рассказчице родную мать: жизненные обстоятельства не позволили Зиночке заниматься дочерью
Предложения 6 – 13 Рассказчица с детства считала бабушку матерью, поэтому ей непонятны были страдания родной матери Т. Щеглова также позволяет читателю увидеть и трагедию родной матери, оказавшейся не в состоянии воспитывать девочку, и позднее раскаяние рассказчицы, так и не назвавшей мамой родившую её женщину
Предложения 14 – 16 Мать свою жизнь подчинила интересам внучки Автор помогает также понять причины того, почему бабушка стала для повествовательницы Матерью с большой буквы: Александра Ивановна свою жизнь подчинила интересам внучки, всесторонне развивая её и обучая умению жить в мире и гармонии с собой и окружающими людьми
Предложения 17 – 20 Мать сделала так, что даже временное лишение общения с ней для рассказчицы становилось невыносимым Предложения 21 – 25 Мать развивала внучку духовно, всесторонне, давая ей то, чего сама была лишена Предложения 26 – 29 Мать учила внучку жить в мире и гармонии с людьми и с собой Предложения 30 – 33 Мать понимает тревогу дочери, страх остаться в одиночестве, и это придаёт ей силы бороться с болезнью Т. Щеглова заставляет нас задуматься о подвиге материнства, об истинном значении слова мать
Заостряем внимание на следующем: если необходимо прокомментировать актуальность проблемы, поднятой автором, нельзя ограничиваться отпиской: «Данная проблема (нравственная, философская, экологическая и т.п.) очень актуальна в наши дни», нужна конкретность.
Например, по тексту Т. Щегловой можно построить вот такое схематическое рассуждение, которое впоследствии легко трансформируется в комментарий:
проблема морально-этическая
актуальная (почему?)
потому что даёт возможность понять
что значит быть Матерью?
почему материнство – это не только инстинкт, но и жертвенная любовь, и обмен отношениями?
как овладеть искусством стать настоящей Матерью?
потому что
заставляет задуматься об ответственности быть матерью;
позволяет увидеть истинное материнство;
понять, что с рождением ребёнка мать принимает на себя множество проблем и обязательств;
помогает убедиться, что только в тесном взаимодействии возникает духовное единство матери и ребёнка и т.п.
Учащимся предлагается записать комментарий к данному тексту с опорой на материалы таблицы. Перед выполнением задания предлагаем конструкции, помогающие оформить комментарий проблемы:
В первую очередь, автор обращается...
Автор освещает …
Автор справедливо говорит ...
Справедливо, что автор начинает анализ проблемы с разговора о …, а затем обращается к …
Автор верно подчеркивает, что..., а потом говорит о ....
Автор строит последовательно свое рассуждение и останавливается на …, а затем подчеркивает, что ...
Автора волнует…
Автор доказывает (убеждает, приглашает к размышлению)…
Автор раскрывает проблему на примере…
Автор не случайно использует слово (слова)…, упоминает (кого? что? с какой целью?)…
В качестве домашней работы предлагается текст и ряд заданий к нему:
Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения.
Чуть ли не на каждом шагу мы вносим свой вклад в уничтожение дикой природы. Таких примеров можно приводить множество. И всё это происходит лишь потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой, не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь совсем недавно перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животного. И не абсолютный разум в нас, а только первые проблески его.
Чтобы лучше осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его представителями.
(По А. Агееву)
Материал для сочинения:
Автор поднимает такую актуальную проблему, как... По мнению Агеева, в своём отношении к миру человечество должно руководствоваться простым принципом... Не случайно автор цитирует... Эти слова напоминают нам о том, что... Действительно, человек не должен забывать о том, что...
Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом...
Уроки по теме «Аргументация собственной позиции. Виды аргументов» предполагают рассмотрение следующих ключевых вопросов:
Что такое аргументация?
Каковы основные виды аргументов?
В критериях оценивания сочинения специально оговаривается, что мнение экзаменуемого должно быть не только формально заявлено (Я согласен/не согласен с автором), но и подкреплено двумя аргументами.
В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).
Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение автора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.
Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:
1) прочитать текст и разделить его на структурные части;
2) ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;
3) соединить смысловыми союзами (если, чтобы, потому что, так что, поскольку и т. д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.
Тезис «подчиняется» следующим правилам:
1) формулируется четко и недвусмысленно;
2) не изменяется в течение всего обоснования;
3) его истинность должна быть доказана неопровержимо;
4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве).
В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую нужно обосновать, доказать или опровергнуть.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что…
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
Существуют разные классификации аргументов: они могут быть сильными, неопровержимыми и слабыми, допускающими контраргументы.
По классификации, предлагаемой Н.А. Сениной, аргументы подразделяются на рациональные или логические:
реальные факты,
статистика,
законы природы,
положения официальных документов;
иллюстративные:
конкретные примеры из жизни,
примеры из художественных произведений,
предположительные примеры;
ссылки на авторитет:
мнения выдающихся людей,
цитаты из авторитетных источников,
мнение очевидцев,
общественное мнение.
Убеждаем учащихся в том, что, конечно, желательно, чтобы они подкрепляли свою позицию сильными аргументами. К ним обычно относят факты, события; выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы); статистические данные; свидетельства очевидцев. Нередко в качестве сильных аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений, а также пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа (с объяснением!) Не менее убедительным будет и обращение к Библии, ее мотивам и сюжетам, определяющим, как правило, общечеловеческие ценности, отражающим общепринятые нормы общественной жизни
Если трудно подобрать подходящую цитату или неопровержимый факт, вполне допустимыми оказываются аргументы, обращающиеся не к логике, а к эмоциям, чувствам читателя, содержащие предостережение – или, наоборот, уверенность в чём-то хорошем, выражающие сочувствие, сострадание – или презрение, осуждение. Например, «если мы не будем заботиться об одиноких стариках, то и сами можем когда-нибудь оказаться в их положении»; «если человек будет продолжать бездумно эксплуатировать природу, то скоро Земля превратится в пустыню» и т.п.. Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами (из жизни и литературы). Обращаем внимание учащихся на то, что следует различать аргументы (доказательства какого-либо тезиса, призванные убедить в чем-либо собеседника) – и примеры, цель которых – лишь проиллюстрировать тот или иной аргумент или тезис. Однако в сочинении аргумент можно заменить каким-либо ярким примером. Существует даже специальный термин «иллюстративные аргументы-примеры», подразумевается «пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае)», «литературный пример (пример-текст из общеизвестного произведения)», «предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях)».
Стилистически любые аргументы должны быть чёткими, оформляться и вводиться в текст так, чтобы проверяющему работу эксперту не приходилось сомневаться в их наличии и количестве. Это можно сделать с помощью слов «во-первых,… во-вторых…», «наконец…»; «вспомним…», «это подтверждается тем-то…, «в доказательство можно привести ещё и такой аргумент…», «Ещё одним аргументом может служить следующее:…» и т.д.
Выпускник может аргументированно поспорить с автором, проявить самостоятельность мышления, попытаться сформулировать свою точку зрения, которая может быть и отличной от авторской. Но в аргументах – даже в случае несогласия, полемики с автором – не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес и т.д.
При изложении собственной точки зрения и её аргументации востребованными могут стать фразы:
Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...
Я часто задумываюсь над...
По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут актуальны, так как...
Можно согласиться с автором...
В целом я согласен с автором текста, однако...
Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
Не во всем можно согласиться с автором текста...
Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной.
Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны...
Не вызывает сомнения...
Меня особенно тронуло...
Меня привлекает в этом тексте...
Меня взволновало...
Нельзя остаться равнодушным при...
В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...
Доказательством этой мысли может служить тот факт...
Аргументации на уроках русского языка обучают в рамках написания сочинений-рассуждений различного типа. Но нужно отметить, что в выполнении задания 25 ЕГЭ есть своя специфика, поэтому и способы подготовки учащихся по данному критерию, на наш взгляд, должны быть несколько иными.
Чтобы научить учащихся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании сочинения на ЕГЭ, подбираем следующие типы заданий:
I. Продолжи рассуждения, предложив аргумент, основанный на жизненном или читательском опыте.
1. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасет мир…
2. Люди существуют друг для друга…
II. Подберите примеры к следующим тезисам, опираясь на свой читательский опыт художественных и публицистических произведений:
1. «Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (Белинский В.Г.).
2. «Смехом исправляют нравы» (Оноре де Бальзак).
3. Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
4. Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу (Есенин С. А.)
5. Нет на свете места, приятнее домашнего очага. (Цицерон)
6. «Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?» (Конфуций).
7. «Ближе всего к великому стоит честность» (Гюго В.)
Такой вид работы, на наш взгляд, поможет учащимся пополнить аргументационную базу и воспользоваться данными цитатами на ЕГЭ как аргументами.
III. Эффективен анализ различных текстов, заранее подобранных учителем, в которых учащиеся находят примеры иллюстраций суждений у самих авторов (как правило, это запоминающиеся, яркие картины и образы).
Задание 1. Прочитайте рассуждения Д.С. Лихачева о добре. В данном тексте определите тезис, аргументы и вывод. Определите свое отношение к данной проблеме. Попытайтесь аргументировать свое мнение.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
Д.С. Лихачев
Задание 2. Прочитайте рассуждения Д.С. Лихачева о языке. В данном тексте определите тезис, аргументы и вывод. Определите свое отношение к данной проблеме. Попытайтесь аргументировать свое мнение.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго – внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.
Д.С.Лихачев
Задание 3. Прочитайте воспоминания В.Вересаева.
Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Она… подлежала суду присяжных. По наряду ли или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет. Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование.
Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж конечно не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно!» Надо ли говорить, что четко выстроенная, эмоциональная речь Плевако оказалась убедительнее холодных аргументов прокурора, и суд присяжных оправдал подсудимую.
В.Вересаев
Ответьте на поставленные вопросы.
1. Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
2. На чьей вы стороне в начале текста? А в конце? Если ваше отношение изменилось, то объясните почему.
3. С помощью каких аргументов Плевако одерживает уверенную победу? Почему они весомее речи прокурора?
Когда учащиеся научатся верно определять проблему текста, позицию автора, комментировать текст, то важно соориентировать их, что значит «привести пример из читательского опыта». Большинство обучающихся имеют небогатый читательский опыт, а кто-то не всегда может провести параллель, увидеть созвучие известной ситуации и новой. Ликвидировать пробелы в литературном образовании у выпускника на заключительном этапе обучения часто уже поздно. Поэтому представляется интересной методика подготовки к сочинению ЕГЭ, предложенная М.М. Казбек-Казиевой. В её пособии 2выделены основные тематические блоки, которым посвящены тексты задания 25, и предложены для работы с учащимися небольшие по объему оригинальные тексты (не пересказы!) или отрывки из произведений разных жанров, авторов, эпох, посвященные различным аспектам заглавной темы. К текстам прилагается система упражнений – в первую очередь связанных с пониманием содержания текста, соответствия каждой конкретной авторской задачи избранным языковым средствам, в то же время развивающим словарный запас школьников, умение точно и правильно излагать собственную мысль.
Например, предполагаем работу с фрагментом из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» для аргументации проблемы взаимоотношения человека и природы, с притчей «Сердце матери» при работе с блоком темы «Человек среди людей» (Приложение 2).
На уроках, посвященных работе над композицией сочинения, обращаем внимание учащихся, что отдельный критерий проверки сочинения связан с композиционной целостностью работы.
Композиция – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Напоминаем учащимся, что традиционно выделяют три части сочинения:
1) вступление, в котором обычно формулируется проблема текста;
2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую
позицию, собственную позицию пишущего и аргументы;
3) заключение, в котором подводится итог.
Вступление может
- вводить в тему текста;
- сообщать об основной проблеме текста;
- быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать;
- определять круг проблем, затронутых автором;
- содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.
Заключение может
- содержать твое решение проблемы, поставленной автором;
- дополнять мысль автора;
- содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем;
- содержать этически корректное возражение автору;
- представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.
Заключение должно
- быть органично связано с текстом, с его проблематикой;
- завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное;
- быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Логическим завершением над композицией сочинения будет работа с памятками для учащихся(Приложение 3).
Работая над речевым оформлением сочинения, необходимо обратить внимание на:
- логическую связность и последовательность текста сочинения (одно должно вытекать из другого, аргументы должны следовать за утверждением и т.д.;
- абзацное членение (текст сочинения обязательно должен быть разделен на абзацы: вводная, основная, заключительная части, внутри вводной части можно выделить в отдельный абзац каждый «шаг», каждый аргумент и т.п.).
Обращаем внимание учащихся, что желательно – по возможности – соблюдать орфографические, синтаксические, языковые и речевые нормы. Полезно отдельно поработать над наиболее часто встречающимися ошибками, освоить типологию речевых и грамматических ошибок.
На этапе работы с композицией сочинения предлагаем выполнить следующие задания.
Задание. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение по плану.
Выполните задание к нему.
1. Определите тему, поднятую в тексте проблему.
2. Прокомментируйте её.
3. Сформулируйте позицию автора.
4. Выразите собственную позицию, подкрепляя ее двумя аргументами (1 из художественной литературы).
5. Напишите заключение.
Текст № 1.Страх
Загудел включенный пылесос, и мальчик, ползавший по ковру, вдруг забился, закричал, закрылся ладошками от страха.
И подумал я: «Разве это страх, мой милый мальчик, моя живая кровиночка? Самые добрые из добрых дяди-ученые и политики на каждую живую душу и на твое еще крохотное телишко заготовили тысячи тонн взрывчатки.
На этом они не успокоятся. Таким путем они берегут мир и планету. Очень заботливые дяди!»
Мальчик притих. Я открыл глаза и увидел: мальчик тычет в пылесос пальцем – «привыкает» побеждать в себе страх. Может быть, он приручает будущую жизнь к себе?
(В.П.Астафьев)
Текст № 2. Последняя народная симфония
Когда я смотрю и слушаю по телевидению дивное действо под названием «Играй, гармонь», меня всегда душат слезы.
А душат меня слезы не только от восторга, но и от горестного сознания того, что братья Заволокины вместе с остатками нашего замороченного народа творят последнюю радостную симфонию России.
«А Русь в сиреневом дыму и плачет, и поет», – не раз про себя повторил я слова поэта, слушая русскую гармонь, а она переборы льет-заливается, а из груди стон: «Да куда же? Зачем? Почему все это уходит?!»
И братья-крепыши, сибиряки, и подвиг их творческий ужли напрасны? Где, из чего взять веру в завтрашний день, ведь она без народной музыки, без пляски, песни и радости невозможна.
Сброд и шпана рождают сбродное злобное искусство, народ – народное ликующее.
Где же наш народ? Куда он улетел? Куда уехал? Убыл надолго ли и песни с собой унес?
(В.П.Астафьев)
Заключение
Выполнение задания 25 на Едином государственном экзамене, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться самой сложной задачей, поэтому подготовка выпускников к написанию сочинения по прочитанному тексту является одним из направлений работы учителя русского языка. Для достижения хорошего результата необходимо, чтобы работа в этом направлении носила системный, а не эпизодический характер.
Система работы по подготовке к написанию сочинения по прочитанному тексту должна вестись поэтапно, оптимально, по нашему мнению, следовать структуре сочинения-рассуждения, так как оно будет оцениваться экспертами в той же последовательности.
Анализ результатов экзамена по предмету еще раз убеждает в том, что чтение – понимание – умение интерпретировать текст – это ведущие общеучебные умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка.
В связи с этим необходимо:
больше внимания на уроках русского языка уделять текстам различных стилей и типов речи;
формировать умение рассуждать на предложенную тему, определяя тезис, приводя аргументы и делая вывод;
необходимо вырабатывать чувство языка, развивать творческие способности учащихся как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.
Чтобы получить высокие результаты в средней школе, нужно добиться успешного овладения теми результатами, которые формируются в основной школе.
Именно планомерная работа с текстом обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как активное и творческое владение всеми видами речевой деятельности, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования, и, кроме того, позволит учащимся ориентироваться в выполнении заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.
В связи с этим хотелось бы процитировать слова русского государственного деятеля XIX века М.М. Сперанского: «Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам изящное, но простое и невысокопарное» [6, с. 31].
Список литературы
Егораева, Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 2 [Текст] / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 111 с.
Казбек-Казиева, М.М. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (часть С). 10-11 классы [Текст] / М.М. Казбек-Казиева. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.
Назарова, Т.Н., Скрипка Е.Н. ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2. Тексты-аргументы [Текст] / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 190 с.
Нарушевич, А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений [Электронный ресурс] / А.Г.Нарушевич – Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702402
Сенина, Н.А., Нарушевич, А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 256 с.
Серебряков, А.Н. Время и люди. Воспоминания. [Текст] / А.Н. Серебряков. –М., 1960. – С. 31
Симакова, Е.С. ЕГЭ. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение задания части2 [Текст] / Е.С. Симакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 255 с.
Цыбулько, И.П., Бузина, Е.В., Васильевых, И.П. и др. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку [Текст] / И.П. Цыбулько, Е.В. Бузина, И.П. Васильевых. – М., 2015. – 31 с.
Цыбулько, И.П. Русский язык. Решение заданий повышенного и высокого уровня сложности. Как получить максимальный балл на ЕГЭ. Учебное пособие. [Текст] / И.П. Цыбулько, И.П. Васильевых, Ю.И. Гостева, В.М. Курятова. – Москва: Интеллект-Центр, 2015. – 160 с.
Приложение 1
Фрагмент из повести «Скучная история» А.П.Чехова
(1) Когда пью чай, ко мне входит моя Лиза, <…> уже совсем готовая, чтобы идти в консерваторию. (2) Ей 22 года. (3) На вид она моложе, хороша собой… (4) Она нежно целует меня в висок и в руку и говорит:
– (5) Здравствуй, папочка. Ты здоров?
(6) В детстве она очень любила мороженое… (7) Мороженое для нее было мерилом всего прекрасного. (8) Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила: «Ты, папа, сливочный». (9) Один пальчик назывался у нее фисташковым, другой сливочным и т.д. (10) Обыкновенно, когда по утрам она приходила ко мне здороваться, я сажал ее к себе на колени и, целуя ей пальчики, приговаривал:
– Сливочный… фисташковый… лимонный…
(11) И теперь, по старой памяти, я целую пальцы Лизы и бормочу: «Фисташковый… сливочный…», но выходит у меня совсем не то. (12) Я холоден, как мороженое, и мне стыдно. (13) Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела. (14) С тех пор я страдаю бессонницей, в моем мозгу гвоздем сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею; она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать, но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: «Отец, вот мои часы, браслеты, сережки, платья… (15) Заложи все это, тебе нужны деньги…»? (16) Отчего она, видя, как я и мать стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой? (17) Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни жертв, храни меня бог, – мне не это нужно.(18) Кстати, вспоминаю и про своего сына, кадрового офицера. (19) Это умный, честный и трезвый человек. (20) Но мало этого. (21) Я думаю, если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты, когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому, а сам нанялся бы в работники. (22) Подобные мысли о детях отравляют меня… (24) Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей и ждать, что они станут героями, может только узкий и озлобленный человек.
(По А.П.Чехову)
Приложение 2
Тексты для работы над аргументами сочинения
Тема «Человек и природа»
…Мгла, окружавшая Машину, рассеялась, они были в древности, глубокой-глубокой древности, три охотника и два руководителя, у каждого на коленях ружье - голубой вороненый ствол.
– Христос еще не родился, - сказал Тревис. – Моисей не ходил еще на гору беседовать с богом. Пирамиды лежат в земле, камни для них еще не обтесаны и не сложены. Помните об этом. Александр, Цезарь, Наполеон, Гитлер – никого из них нет.
Они кивнули.
– Вот, – мистер Тревис указал пальцем, – вот джунгли за шестьдесят миллионов две тысячи пятьдесят пять лет до президента Кейта.
Он показал на металлическую тропу, которая через распаренное болото уходила в зеленые заросли, извиваясь между огромными папоротниками и пальмами.
– А это, – объяснил он, – Тропа, проложенная здесь для охотников Компанией. Она парит над землей на высоте шести дюймов. Не задевает ни одного дерева, ни одного цветка, ни одной травинки. Сделана из антигравитационного металла. Ее назначение – изолировать вас от этого мира прошлого, чтобы вы ничего не коснулись. Держитесь Тропы. Не сходите с нее. Повторяю: не сходите с нее. Ни при каких обстоятельствах! Если свалитесь с нее - штраф. И не стреляйте ничего без нашего разрешения.
– Почему? – спросил Экельс.
Они сидели среди древних зарослей. Ветер нес далекие крики птиц, нес запах смолы и древнего соленого моря, запах влажной травы и кроваво-красных цветов.
– Мы не хотим изменять Будущее. Здесь, в Прошлом, мы незваные гости. Правительство не одобряет наши экскурсии. Приходится платить немалые взятки, чтобы нас не лишили концессии Машина времени – дело щекотливое. Сами того не зная, мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида.
– Я что-то не понимаю, – сказал Экельс.
– Ну так слушайте, – продолжал Тревис. – Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши уже не будет – верно?
– Да.
– Не будет потомков от потомков от всех ее потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион – миллиард мышей!
– Хорошо, они сдохли, – согласился Экельс.
– Ну и что?
– Что? – Тревис презрительно фыркнул. – А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше подохнет от голода лев. Одним львом меньше – погибнут всевозможные насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни. И вот итог: через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто – и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека – и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это все равно что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь – это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с нее!
– Понимаю, – сказал Экельс. – Но тогда, выходит, опасно касаться даже травы?
– Совершенно верно. Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет. Разумеется, не исключено, что наша теория ошибочна. Быть может, мы не в состоянии повлиять на Время. А если и в состоянии – то очень незначительно. Скажем, мертвая мышь ведет к небольшому отклонению в мире насекомых, дальше – к угнетению вида, еще дальше – к неурожаю, депрессии, голоду, наконец, к изменениям социальным. А может быть, итог будет совсем незаметным – легкое дуновение, шепот, волосок, пылинка в воздухе, такое, что сразу не увидишь. Кто знает? Кто возьмется предугадать? Мы не знаем – только гадаем. И покуда нам не известно совершенно точно, что наши вылазки во Времени для истории – гром или легкий шорох, надо быть чертовски осторожным. Эта Машина, эта Тропа, ваша одежда, вы сами, как вам известно, – все обеззаражено. И назначение этих кислородных шлемов – помешать нам внести в древний воздух наши бактерии. <…>
На комке было отливающее зеленью, золотом и чернью пятно – бабочка, очень красивая... мертвая.
– Из-за такой малости! Из-за бабочки! – закричал Экельс.
Она упала на пол – изящное маленькое создание, способное нарушить равновесие, повалились маленькие костяшки домино... большие костяшки... огромные костяшки, соединенные цепью неисчислимых лет, составляющих Время. Мысли Экельса смещались. Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка – и такие последствия? Невозможно!
Его лицо похолодело Непослушными губами он вымолвил:
– Кто... кто вчера победил на выборах?
Человек за конторкой хихикнул.
– Шутите? Будто не знаете! Дойчер, разумеется! Кто же еще? Уж не этот ли хлюпик Кейт? Теперь у власти железный человек! – Служащий опешил. – Что это с вами?
Экельс застонал. Он упал на колени. Дрожащие пальцы протянулись к золотистой бабочке.
– Неужели нельзя, – молил он весь мир, себя, служащего, Машину, – вернуть ее туда, оживить ее? Неужели нельзя начать все сначала? Может быть...
(Р. Брэдбери. И грянул гром)1. Пользуясь информацией, представленной в отрывке, восстановите общую картину: где, когда и что происходит. Запишите это в виде двух-трёх связных предложений.
2. если вас интересует, что происходит между двумя событиями, описанными в отрывках, а также то, чем закончится рассказ, прочитайте его полностью.
3. Чему учит эта фантастическая история?
Тема «Человек среди людей»
Сердце матери
Влюбился юноша в прекрасную девушку и просил её руки. Жестокая красавица согласилась стать его женой только при условии, что в доказательство своей любви он принесет ей сердце матери. И вот несет юноша материнское сердце в ладонях, но спотыкается, падает и роняет его на землю. И вдруг слышит: «Не ушибся ли ты, сынок?»
1. Эту историю следует назвать:
1) сказкой;
2) басней;
3) притчей.
2. Какие мысли вызвала у вас эта история? Какие уроки можно из неё извлечь? Свой ответ запишите в виде связного рассуждения.
3. Обратите внимание на порядок слов в первом и третьем предложении. Как будет звучать текст, если его изменить? Как называется использованный здесь стилистический приём?
Приложение 3
Памятки для подготовки к ЕГЭ
по русскому языку (задание 25)
Структурные (композиционные) части сочинения-рассуждения
Содержание (план) Языковые средства (клише)
I. Вступление Исходные данные об авторе, его творчестве (относительно данного текста). Автор текста (ФИО) известен нам как опытный журналист (талантливый писатель)…
Мы знакомы с творчеством (ФИО)…
Общее впечатление от прочитанного текста. Статья (ФИО), написанная в публицистическом стиле, поражает своей эмоциональностью, образностью языка, оригинальностью… Это своеобразный диалог с читателем.
Чему посвящен данный текст (обзор содержания). Определение темы текста (с выходом на проблему) Предложенный текст (ФИО литератора) представляет собой (рассуждение на тему, обобщение по теме, обзор темы, осмысление темы)…
Автор … размышляет о …
Определение проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте. Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы …
Автор поднимает нравственно-этическую (философскую, эстетическую, национально-историческую) проблему.
II. Основная часть. Анализ исходного текста. К 1. Формулировка проблемы исходного текста. Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы… В своем произведении автор поднимает (затрагивает) нравственно-этическую (философскую, духовно-нравственную, национально-историческую, литературную, культурно-бытовую, социально-политическую, эстетическую) проблему (чего?)… Автор задается вопросом… Литератор исследует острый вопрос времени…
К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста:
концептуальный (интерпретация проблемы и объяснение ее актуальности; как эту проблему рассматривают другие; разные точки зрения на проблему);
текстуальный (что заставило автора обратиться к проблеме; какие примеры он приводит, размышляя над поставленным вопросом; как автору удалось привлечь к ней внимание). Для того чтобы привлечь внимание к исследуемой проблеме, автор использует изобразительно-выразительные средства, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателей…
К 3. Отражение позиции автора исходного текста. Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении… Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого читателя свои самые сокровенные (важные) мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в тексте… Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли…
К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Автор, безусловно, прав, утверждая …
Безусловно, нельзя не признать правоту автора … Нельзя не согласиться с автором … Я полностью согласен(а) с мнением автора… Не могу во всем согласиться с автором. Невольно вспоминается (стихотворение, строки, высказывание, книга, кинофильм, спектакль, событие, встреча, состояние души…) Я разделяю точку зрения автора. С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых… (рецензия)
III. Заключение.
Общий вывод о значении текста. Оценка прочитанного. Проблема, которую ставит автор, бесспорно, актуальна для современного читателя. А очерк (статья, фрагмент, произведение) заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…). Статья … и в наши дни заставляет заглянуть в себя, задуматься о многом и пробуждает в читателе «чувства добрые».
Статья … актуальна, интересна и нужна современному читателю.
ПАМЯТКА
«Требования к сочинению-рассуждению»
Как известно, к сочинению предъявляются определенные требования, которые зафиксированы в существующих методических рекомендациях, пособиях, в образовательных документах по оценке качества знаний. При оценивании сочинений-рецензий используются критерии, предложенные разработчиками контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по русскому языку. Принимая во внимание эти требования и критерии, необходимо учитывать прежде всего следующие моменты:
1. Обязательным и определяющим содержательный уровень является соответствие сочинения теме предложенного текста. Работа оценивается так или иначе в зависимости от того, какова степень понимания содержания исходного текста, позиции автора и степень отражения их в сочинении. Если текст не понят или понят частично, то содержательный уровень сочинения проигрывает. Другое условие вытекает из понимания текста – это раскрытие темы, акцентирование внимания в сочинении на наиболее важных моментах, их комментирование, анализ, выражение суждений по сути вопроса.
2. Комментирование и анализ основного содержания и языка исходного текста и позиции автора не будут полными без аргументирования и подтверждения соответствующими фактами и цитатами из текста.
3. Анализ формы исходного текста, его средств выразительности должен содержать примеры, а также комментирование роли названных средств в обязательной соотнесенности с задачами стиля (речи). Следует иметь в виду, что одни и те же средства выразительности могут быть использованы с разной целью, в разных по стилю текстах. Например, метафора в художественном стиле обычно используется для создания того или иного художественного образа, в публицистическом стиле – для эмоционально-экспрессивного воздействия на читателей.
4. Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения, как уже отмечалось, является выражение своего мнения путем развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ содержательной стороны предложенного текста.
5. Язык сочинения должен соответствовать орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам современного русского языка. Кроме того, предъявляются требования таких характеристик речи, как точность, богатство, выразительность, чистота, уместность и ясность. Чистота речи – это отсутствие чуждых для литературного языка просторечных, диалектных, жаргонных слов, форм, словосочетаний. Точность и ясность изложения обеспечиваются пониманием исходного текста и соответствующим отбором языковых средств.
ПАМЯТКА
«Как написать сочинение-рассуждение»
1. Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?)
2. Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте.
3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.
Как начать сочинение
Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах выпускников:
1) Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация – толкование затронутой в тексте проблемы.
2) Не начинайте сочинение с местоименной фразы (В этом тексте говорится...).
Приведем удачные, на наш взгляд, примеры из экзаменационных работ:
1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.
2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовавшим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производстве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Г. Смирнова.
Речевые клише:
В данном тексте
анализируется проблема
автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему
автор размышляет над проблемой
даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
излагается история – возникновения, формирования, развития, создания…
исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
характеризуется – состояние, сущность…
рассматривается – вопрос, пример…
4. Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию.
5. Прокомментируйте авторскую позицию.
Речевые клише:
Автор
убедительно доказывает, что…
обращает внимание на то, что…
даёт оценку…
выражает тревогу…
выявляет сущность…
разграничивает понятия …
верно (тонко) замечает…
по мнению автора, главное значение имеет…
6. Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции.
Речевые клише:
с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
автор абсолютно прав, утверждая, что…
трудно не согласиться с автором в том, что…
по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что…
мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
представляется спорным утверждение автора о том, что…
7. Приведите два аргумента в доказательство своей позиции, разверните и прокомментируйте основные мысли текста.
Виды аргументов
I. Логические (рациональные) аргументы.
1). Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2). Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3). Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4). Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).5). Законы природы.
6). Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета.
7). Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8). Данные экспериментов и экспертиз.
9). Свидетельства очевидцев.
II. Иллюстративные аргументы-примеры.
В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
а) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).
III. Ссылки на авторитет:
– мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
8. Напишите (жизнеутверждающее, эмоционально положительное) заключение.
Речевые клише:
итак, можно сделать вывод, что…
таким образом, всё вышесказанное
убеждает читателя в том, что…
позволяет утверждать, что…