Статья. Особенности методики подготовки учащихся к написанию исторического сочинения на ЕГЭ


Особенности методики подготовки учащихся к написанию исторического сочинения на ЕГЭИдея написания сочинения на ЕГЭ по истории не нова. Так или иначе, сочинительством экзаменующимся приходилось заниматься и ранее, характеризуя историческую личность или высказываясь на заданную тему. Да и эссе по обществознанию – тоже, своего рода сочинение. Положение облегчает то, что в демо-версии имеются конкретные критерии оценивания. Они же и осложняют задачу. Почему? С одной стороны, знание процессов и явлений, умение давать их оценку и влияние на перспективное развитие предполагает развитие у учащихся образного мышления и понимания общих законов исторического развития. С другой стороны, критерии не разрешают нам пользоваться общими фразами, а требуют конкретных примеров, личностей, терминологии, даже знания мнения историков по тому или иному вопросу. Сложновато… Стоит задуматься над тем, как облегчить задачу ребятам. Даже при наличии критериев оценивания, еще не совсем понятно, что именно требуют от нас разработчики заданий ЕГЭ при написании исторического сочинения. Чаще всего, собирая информацию о выполнении задания № 25 ЕГЭ по истории, встречаешь такие варианты, где, при соблюдении всех критериев, авторы создают подобие научной статьи, стараясь подробно рассказать обо всех особенностях заданного исторического периода. Здорово! Однако сможет ли среднестатистический школьник вспомнить столь подробно основные процессы, явления, факты, личности, оценки историков в ограниченные по времени сроки, да еще и уложить все это в логически взаимосвязанную конструкцию сочинения, которую также требуют от нас критерии разработчиков… Вопрос риторический.
Типовые тестовые задания под редакцией И.В. Курукина, В.Б. Лушпая, Ф.Г. Тараторкина – 2016 года предлагают чуть больше 40 временных периодов, по которым необходимо написать сочинение. В основном, сами даты, временные рамки, дают подсказку о том, каким фактам и событиям стоит уделить внимание, о чем должна идти речь. Часть из них – это годы правления определенных князей, правителей Российского государства (980 – 1015, 1113 – 1125, 912 – 945, 1741-1761 и пр.). Другая часть – конкретные исторические периоды, в которые произошли важнейшие, так сказать, процессы и явления (1237-1480, 1606-1610, , 1917-1923, 1941-1945). Есть, однако, и такие временные периоды, высказаться о которых, а тем более припомнить не менее двух исторических личностей, будет можно, но сложно (1632 – 1634, 1928 – 1941, 1939-1940).
Еще одной проблемой для современных школьников является выявление причинно-следственных связей. Мы часто ставим целью урока – научить выявлять эту связь, но в действительности не акцентируем на этом внимание. Кандидат исторических наук, ведущий сотрудник отдела сопровождения ФГОС ИРО ПК Алла Алексеевна Кальсина [web.iro.perm.ru] в своей работе «Приемы и формы установления причинно-следственных связей учебных понятий, аргументация выводов на уроках истории» предлагает «при раскрытии тематических блоков воспользоваться методом проблемной декомпозиции, представленной схематически в виде «дерева проблем». Для каждого временного периода выявляется первоначально «ключевая» проблема. Далее, в режиме ответа на вопрос к каждому уровню в пирамиде декомпозиции, - «почему?» - проводится реконструкция причинно-следственных связей событий, явлений и процессов истории. Выявляется максимально развернутая цепочка причин исторических фактов».
Данный метод можно применять в ходе урока на этапе первичного закрепления или самостоятельной работы с проверкой по эталону. Если же в программе имеется урок, специально отведенный для систематизации знаний по блоку тем, подобную методику, в ее табличном варианте, можно использовать как канву для своеобразного плана написания исторического сочинения. Важным условием к заданию должна стать краткость и четкость формулировок. Требований к объему исторического сочинения критериями не установлено. Однако художественности и образности от нас не требуют. Лишние фразы, поэтому, не нужны и, даже, опасны. Среди появляющихся в последнее время примеров написания исторических сочинений для задания ЕГЭ множество объемных трудов, которые стоит, пожалуй, использовать в качестве заготовок текстов для редакции. Прием «редактор статьи» будет очень полезен для подготовки к написанию сочинения. Заключается он в том, что учащимся дается достаточно объемный текст, содержащий, среди важных фактов, цепочки причинно-следственных связей и процессов, также лишнюю информацию, которую нужно вычеркнуть, корректируя по ходу логичность изложения.
Важной методикой может стать также реконструкция событий по исторической карте с конкретными заданиями к ней или без них.
Кроме того, стоит обратиться к опыту коллег – преподавателей литературы, которые уже много лет готовят выпускников к написанию сочинения. Большинство из них стараются дать своим ученикам типовые фразы начала сочинения, целые конструкции, позволяющие соединять части работы в целое, планируют логику изложения. Составление своеобразного плана исторического сочинения, его основы, на которую можно нанизывать факты, события, явления ит.д.
Какие бы задачи ни ставили перед нами те умы, что разрабатывают законы и правила экзамена, мы, учителя, всегда стараемся создать для себя алгоритм ее решения удобоваримый для наших учеников. На вопрос о том, как готовить к ЕГЭ в целом и написанию сочинения в частности, каждый отвечает по-своему. Существуют, также, методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ от ФИПИ, которые, безусловно, можно применить при подготовке учащихся.