Урок по русскому языку Обучение написанию сочинения по картине


Мастер – классСочинение покартине Сочинение- одно из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса. 1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).2. Кто и что изображены?3. Настроение, вызываемое этим произведением.4. Основные микротемы картины.5. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.Анализ картины Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть и определить:Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).Кто и что изображены?Настроение, вызываемое этим произведением.Основные микротемы картины.Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит).Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции. Не забудьте, что любая творческая работа должна содержать ТРИ основных части:Вступление.Основную часть (о ней рассказано выше).Выводы (понравилась ли мне картина или нет? Почему?) 1. Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины.Художник (живописец, автор) обратилсяК какому-либо изображению…К какому-либо эпизоду…К какой-либо сказке… 2. Назовите признаки предметов на этой картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.Художник (живописец, автор) выделилКакую-либо фигуру…Какой-либо предмет..(каким –либо цветом…, композиционно...) 3. Опишите предметы на переднем плане картины, на заднем плане, справа, слева.Слева от… виднеется…Прямо перед нами изображены…На переднем плане художник пишет…Задний план занимает…Вдалеке открывается… 4. Опишите ситуацию , изображенную на картине.только что свершилось…недавно случилось…лишь только отшумела…как только закончилась..после какого-либо события произошло…скоро появится..еще не случилось, но уже… 5.Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.Художник (живописец, автор) добиваетсякакого-либо настроения…точности изображения…ясности композиционного построения…(противопоставлением каких-либо цветов… благодаря какому-либо контрасту…) 6. Выразите свое отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.7. Составьте план описания картины.8. Соберите материал в соответствии с вашим планом. Значение изобразительно-выразительных средств.Используемые словосочетанияКолорит (сочетание цветовых оттенков)Спокойный,напряженный,холодныйБлеклый, глубокий, глухой, мощный, нежный, радостный, сильный, сияющий, тусклыйКолорит произведения строится на контрастах.Колорит построен на взаимодействиии тонов.Колорит помогает художнику раскрыть смысл картины, передать ее настроение.СветГолубой, золотистый, кремовый, розоватый, серебристый, окрашенныйОслепительный, сияющий, яркий, слабый.Беспокойный, волшебный, деликатный, живой, зыбкий, мягкий, неуловимый, подвижный, тревожныйПротивопоставление света и тьмы.Мягкие перехолы от света к тени.Озарено светом.Пронизано светом.Рассеян по картине.Радует, излучает свет, способен передать мир в своем великолепии. Словарь настроений и чувствЧувстваНастроение и состояниеРадостьВосторг,восхищение,легКость,очарование,беззаботность, удовольствиеХорошее, приподнятое, праздничное, игривое, задорное, миролюбивоеТаинственностьЗагадочность, завороженность,скрытность, фантастичностьНеобъяснимое, оживленное, приподнятое, странноеСпокойствиеДобродушие, наивность, непринужденность,покорность,равнодушиеСпокойное,умиротворенное, мечтательное, просветленное, созерцательноеГрустьПечаль, тоска, хандра,Уныние, жалость, страдание, горечь, сожалениеПлохое, грустное, болезненное, горестное, слезливое, тягостное, сокрушенное, безысходное, трагическоеСтрахИспуг, боязнь, тревога, беспокойство, робость, смятение, малодушие, растерянность,стыдливостьИспуганное, боязливое, робкое, смятенное, тревожноеЗлостьГнев, злоба, недовольство,досада, раздражительность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, неукротимостьТяжелое, надменное, злобное, ужасное, сердитое, грозноеУдивлениеИзумление, недоумениеЧудесное, необыкновенное, небывалое, чудное, изумительное, исключительное ТеньГолубые, коричневые, сиреневатые, серые, фиолетовые, теплые, холодныеБезликие, воздушные, глубокие, густые, легкие, мягкие, прозрачные, сочные, колеблющиеся, скользящиеТень падает…Восхищаться тенями…,Выделено тенью…,Тень лишена прозрачности…,Мягкая легкая тень…,окутать тенью…ЦветБагровый, алый, бирюзовый, вишневый, Жемчужный, голубой, бурый, васильковый, золотистый, изумрудный, каштановый, кирпичный, кумачовый,лазурный,лимооный, перламутровый, сливовый, шоколадный, однотонныйБлистающий, густой, интенсивный, мрачный, насыщенный, плотный, приглушенный, прозрачный, сияющий, сумрачный, темный, яркий,Горячий, звонкий, мерцающий, нарядный, нежный, строгий, тяжелыйчистота, нежность, богатство, гармоничность; видеть что-либо благодаря цвету,передать что-либо с помощью цвета;цвет создает настроение, эмоционально воздействует на зрителя