Технологическая карта урока обучения грамоте Знакомство с буквой Е. Звуки буквы Е. Написание слогов и слов с буквой Е.


Обучение грамоте
Тема: Знакомство с буквой Е. Звуки буквы Е. Написание слогов и слов с буквой Е.

Цели:
- формировать умения делать звуко-буквенный анализ:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение писать слова;
– формируем умение решать проблемные ситуации.
Оборудование: буквы из разрезной азбуки у детей (или веера), картинки с изображением елей, карточки ше, ши, презентация «Буква Е. Звуки буквы Е.»
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
Фонетическая разминка. 3 5
-Урок обучения грамоте. Давайте вспомним основные правила урока. (Поднимать руку, внимательно слушать учителя).
- Проведем звуко-буквенную зарядку. На какие две большие группы делятся звуки в русском языке?
Расскажите, что вы знаете о согласных звуках?
(Слайд 1.) Назовите правильно букву и расскажите, какие звуки она может обозначает?
– Послушайте слова, повторите их и назовите звук, который находится в середине слова: сом, рак, суп, мышь, рис.

– Что общего у этих звуков?
– Расскажите всё, что знаете о гласных звуках. (Образуют слоги; сколько в слове гласных, столько и слогов; могут быть ударными, безударными. [И] обозначает мягкость согласных при чтении и письме.)
- Почему в таблице буквы, обозначающие гласные звуки стоят в два ряда. стоят в два ряда?
– Какие гласные буквы служат для обозначения твёрдости согласных звуков? (А, О, Ы, У.)
- Сравните, каких мы букв изучили больше.
- Из какого ряда мы будем изучать букву, если она показывает на мягкость согласного звука. Покажите.
- Свои предположения проверим немного позже.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания 1. Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной буквой. С такими буквами мы ещё не встречались.
- С помощью чего мы обозначаем звуки на письме? (Схемы-человечка) (Лицо закрыто)
- Посмотрите на этого человечка. Какой звук он обозначает? Гласный или согласный? (Почему?) (Нет шляпки) (Какие башмачки д.б. цветом?)
-Что необычного вы заметили? (Двухцветный один башмачок.)
- Приходилось ли нам сталкиваться с таким чудом?
-Какую задачу мы ставим перед собой сегодня на уроке? (Выяснить, почему башмачки разного цвета.)
Презентация.
(Слайд 2)
- Посмотрите на картинку. Что изображено? (Ёлки-ели)
– А как можно сказать по-другому?

– Сделаем схему к слову ели. Произносите, разделите на слоги. Сколько слогов? Поставьте ударение. Какой слог ударный?
-Назовите 1 слог, 2слог.
-Давайте обозначим на схеме 2 слог. Произнесите 1 звук, какой кружок потребуется…
-Сколько букв потребуется, чтобы записать слог ли.
- Произнесите 1 слог. Сколько звуков вы слышите? Назовите 1 звук. Какой он? Обозначьте кружочком. Назовите 2 звук…
- Как вы думаете, сколько букв нужно, чтобы обозначить эти два звука?
– Найдите на ленте букв букву Е.( Веера)
– Что необычного для нас заметили?
– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. 4 4
(Открыть человечка)
2. Составление плана урока.
- Откройте учебник, составьте план работы на уроке.
План (примерный) 3 2
Знакомство с новой буквой.
Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение слогов и слов.
Чтение предложений и текстов.
Знакомство с написанием буквы Е.
Письмо буквы, слогов, слов и предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
(Слайд3.)
3. Игра «Моя Вообразилия».
(Слайд 4.)
– На что похожа буква Е?

На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
(Е. Тарлапан.)
Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.
(Г. Виеру.)
Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
(В. Степанов.)
Физкультминутка. Разминка для пальчиков.
Наш мизинчик утром встал,
Безымянного поднял.
Средний пальчик подтянулся,
Указательный проснулся.
Должен и большой вставать,
Братьев в школу провожать.
4. Работа в тетради для печатания (с. 64).
Печатание буквы Е.
- Повторим правила посадки на уроке.
- Сравните печатную и письменную букву е.
5. Работа в прописи (с. 22). 2 5
Написание буквы Е.
– Рассмотрите букву в рамочке.
– Есть ли в ней знакомые элементы? Какие?
– На какие буквы похожа строчная буква Е?
– Обведём букву в рамочке.
– На первой строке сначала синим цветом обведём все прямые наклонные линии, потом обведём все строчные буквы Е.
( Показать неправильные элементы буквы Е)
– Что добавили к букве Е на следующей строчке?
– Что получилось? (Слоги.)
– Прочитаем.
– Что общего в прочитанных слогах? (Все начинались с буквы Е и добавили согласные, но разные.)
- Сколько звуков обозначает буква е в начале слога?
– Дайте характеристику этим звукам. ([й’] – согласный мягкий, звонкий, [э] –гласный.)
– Какими цветами мы обозначаем эти звуки?
– Обозначим звуки буквы Е: зелёной точкой – звук [й’] и красной – звук [э].
– Какие соединения использовали для написания?
– Обведите все слоги с нижним соединением.
– С верхним соединением.
– Какие остались?
– Обведите их.
Сделаем вывод.
-Закончите фразу: «Если буква е стоит в начале слога или слова, то… она обозначает два звука : согласный мягкий , звонкий /й/, гласный /э/»
ΙΙΙ. Применение нового знания 1. Работа в «Букваре» (с. 100). 5 6
1) Чтение слогов.
– Откройте «Буквари» на с. 100.
– Прочитаем слоги на первой строке.
- Где стоит буква е?
- Что вы знаете о букве е?
2) Чтение слов на второй строке.
- Прочитайте слова на второй строке шепотом, найдите среди них лишние. Почему вы их выбрали? (сев и мешок)
- Дети, как вы думаете, сколько звуков буква е обозначает в этих словах?
-Как нам проверить?
-Будем проводить звуковой анализ?
– Какой звук исчез?
– Как читаем согласный перед [е]?
– Какой гласный звук слышим? (Рисуем стрелочку от Е к согласному и ставим зелёную и красную точки. Буква Е указывает на мягкость предшествующего согласного.)
(Работая с каждым слогом, обозначаем так же стрелками.)
– Прочитаем слоги третьей и четвёртой строки парами: ле–ли.
– Что общего? (Один и тот же мягкий согласный звук [л’], буквы гласных – разные, но обе обозначают мягкость согласного звука.)
4) – Что вы уже можете рассказать про букву Е?
– Давайте «оденем» схему-«человечка» для буквы Е.
(Алгоритм на доску. Буква е обозначает два звука, тогда, когда стоит в начале слова, а если она стоит после согласного, она показывает на мягкость согласного и обозначает один звук.)
– Как, на ваш взгляд, он будет одет? (Башмачки у нашего «человечка» раскрасим по-особому: первый разделим на две части и раскрасим двумя цветами – зелёным и красным. Это значит, что буква Е может обозначать два звука в начале слова – [й’] и [э]; другой – только красным, после согласного буква Е обозначает гласный звук [э].)
– Каким будет головной убор? (Если дети испытывают затруднение: Почему же у схемы-«человечка» нет головного убора?)
5) – Рассмотрите 2 карточки ше, ши.
– Какой звук обозначает первая буква? (Всегда твёрдый согласный.)
– Какая точка будет сопровождать эту букву? (Синяя.)
- Как будем читать этот эвук (твердо). Прочитайте.
-Можно ли поставить стрелочку от буквы Е? Укажет ли она на мягкость предшествующего согласного? (Нет, звук [ш] всегда твёрдый.)
– А какой гласный слышится в этих слогах?
- Что мы знаем о ши?
(Слайд 4-5)
Игра «Узнайте звук». (Презентация)
– Встают только мальчики, если буква е обозначает один звук, и только девочки, если буква е обозначает два звука. (Лев, енот, ель, мел, мельница)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
Игра «Найди ошибку»
- Перед вами карточки со словами. К каждому слову дана схема. Найдите схему с ошибкой и объясните, почему вы так решили. Работайте в паре. Как только закончите работу, поднимите руки вверх. На доске два ученика выполнят такую же работу. (Енот, лес, мел, ели.)
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙV. Итог – Что нового узнали? 4 4
– Чем необычна новая буква?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
-Если вы легко справились со всеми заданиями, прикрепите к елочке зеленый шарик, а если испытывали затруднения - красный.
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Отметьте и в дневнике свое настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ