«Итоги работы, проблемы, перспективы организации преподавания курса по профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки»


Муниципальное общеобразовательное учреждениеКочневская средняя общеобразовательная школаТатарского района Новосибирской области  Тема:«Итоги работы, проблемы, перспективы организации преподавания курса по профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки»      Выполнила:Учитель технологииПервой квалификационной категории МБОУ Кочневской СОШ О.М.Грязнова     СодержаниеВведение……………………………………………………………стр.31. Цели и задачи профориентационной работы…стр.42. Организация учебно-воспитательного процесса по профориентации обучающихся………………..…………………………………….стр.53 Учет особенностей обучающихся в организации профориентационной деятельности………………………………………………………..стр.74. Психологическое сопровождение профориентации……стр.10Заключение…………………………………………………………стр.12Список литературы…………………………………………………стр.14  . Профильное обучениеэто такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка, создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями По данным центра социально-профессионального определения75 процентов старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18 процентов - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем. Профориентацияэто научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Цели и задачи профориентационной работыЦель: определить отличительные особенности работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов по их профессиональной ориентации.Задачи: 1. дать понятие профориентации и сложности профессионального самоопределения.2. Рассмотреть модель системы профориентационной работы в школе.3. Определить значимость навыков самоопределения, самопознания и самооценивание собственных способностей.4. Исследовать психологическое сопровождение в профориентационной деятельности со старшеклассниками.5. Подвести итоги работы в данном направлении, определить перспективы. Организация учебно-воспитательного процесса по профориентации обучающихсяПрофориентационная работа не является новой в учебно-воспитательной деятельности школы. Во все года с учащимися проводились мероприятия, способствующие правильному выбору профессии. Включение же специальных курсов в учебный план с 2005 года показывает возросшую потребность в систематизации и целенаправленной работе в данном направлении. В Кочневской школе2008г.: «Путевка в жизнь. Образовательная карта района», 9 класс2009г.«Основы выбора профессии», 8 класс«Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области», 9 класс«Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда», 10-11 классы Основные направления профориентационной работы в школе- профессиональное просвещение- Профессиональная консультация- профессиональный тренинг - профессиональные встречи Учет особенностей обучающихся в организации профориентационной деятельностиСтаршие подростки (8 - 9 кл.) - это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями Этап (10-11 классы) - период уточнения социально-профессионального статуса.Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива. формула выбора профессии1-й фактор « ЧТО Я ХОЧУ»;2-й фактор «ЧТО Я МОГУ»;3-й фактор « ЧТО НАДО» профессионально-волевые качестваТакие как предприимчивость, инициативность, умение быстро осваивать новые знания. Главным же является умение найти и внести в профессиональную деятельность свой личностный смысл, готовность постоянного развития себя Профессиональное самоопределение и профориентационная деятельностьэто сложный и длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных оснований и этот процесс не может быть сведен к одномоментному акту выбора профессии. Чтобы профессиональная ориентация в школе дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Моя задачавоспитать человека, который способен познать себя, опираясь на свои сильные стороны, уметь подать себя, человека с высоким уровнем интеллектуальных способностей и творческим мышлением, умеющего осознанно и самостоятельно ставить перед собой цели. Научить выбирать оптимальный путь ее достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из временных неудач и возникающих трудностей и брать на себя ответственность за свои поступки. Методы и формы работы. 1. Анализ документов и результатов деятельности:- личные дела;- итоги медицинских обследований;- классные журналы;- творческие сочинения, изделия и т. д.2. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, в семье. Метод анкетирования;Беседы-интервью;Педагогический эксперимент;Консультации ( справочные, диагностические, медицинские) Заключение Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. во всей внеклассной и внешкольной работе. Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии. Для этого, считаю, только разъяснительных бесед в режиме Учитель – Ученик является недостаточным. В перспективе я вижу налаживание связей школы с разными учебными заведениями средне-специального и высшего образования; организация выездов и встреч с людьми разных профессий(пока ограничиваемся кругом людей, работающих в селе), выпуск специальных газет, буклетов и пр. Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда. Список литературы 1. Воскобойников, В.М. Как определить и развить способности ребенка. [Текст]/ В.М. Воскобойников. - С.-Петербург: «Респекс».1996.2. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. - Омск: «ООЦПО». 2002.3. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]/ Г.А. Климов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.4. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. [Текст]/ Е.А. Климов. - Москва: «Флинта». 1990.5. Крюкова Е.П. Методы и формы профориентационной работы в школе. [Текст]/Крюкова Е.П., Степаненко А.П. - Омск: «ООЦПО». 2001.6. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. [Текст]/Л.М. Митина. - Москва: «Флинта». 1998.7. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» - 1992. № 10. - С. 30 -32.8. Программа образовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера, 8-9 классы. М. Просвещение. 1994.9. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/ Е.Н. Прошицкая - Москва: «Просвещение». 1991.10. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.11. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина - Москва: «Просвещение» 2000.