Психологический комфорт в педагогическом коллективе


Психологический комфорт в педагогическом коллективе.
 “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках есть возможность создать в коллективе такую атмосферу, в которой все будут чувствовать себя «как дома», атмосферу психологического комфорта. Именно так и звучит тема педсовета.
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Давайте вспомним, что такое комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно и не видит необходимости защищаться.
Мы часто говорим о психологическом комфорте в классе или в школе, но редко задумываемся над тем, комфортно ли нам - учителям в нашем коллективе? На основании анкетирования педагогов в нашей школе было отмечено, что комфортно себя чувствуют лишь 72 % преподавателей, 28 % - чувствуют себя недостаточно комфортно.
Чтобы создать комфортную атмосферу в педагогическом коллективе нужно работать над психологическим климатом. Возьмем в пример растения: в одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о  психологическом климате в коллективе: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Что же такое психологический климат? Какие его основные составляющие? Что нужно нам всем сделать, чтобы каждому из нас было комфортно на работе? Сегодня мы все вместе попробуем дать ответ на эти вопросы.
Психологический климат - это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:
Доверие,
Высокая требовательность членов группы друг к другу,
Доброжелательная и деловая критика,
Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива,
Отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения,
Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении,
Удовлетворенность принадлежностью к коллективу,
Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива,
Принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из его членов.
Основные показатели психологического климата:
Удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда,
Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами,
Удовлетворенность стилем руководства,
Удовлетворенность уровнем конфликтности отношений,
Удовлетворенность профессиональной подготовкой персонала.
Факторы, влияющие на психологический климат группы:
1. Стиль руководства
2. Особенности деятельности
3. Совместимость
Чтобы я сделала, что бы психологический климат в нашем коллективе стал наиболее комфортным для всех? Хочу вам предложить рекомендации, которые лежат у каждого из-вас на столе. Прочитайте их. При использовании приведенных социально-психологических методов уровень комфорта в коллективе должен подняться.
А зачем нам вообще нужен этот комфорт? Что в нем такого особенного?
Карл Маркс говорил: «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». На самом деле комфортный психологический климат в коллективе влияет не только на взаимоотношения между нами, но и влияет на каждого из нас по отдельности. У нас становится меньше причин раздражения, что непосредственно сказывается на качестве работы. А поскольку мы работаем с детьми младшего школьного возраста, нам необходимо приходит в класс в бодром расположении духа.
Предлагаю следующее решение педсовета: следуя рекомендациям наладить уровень комфорта в нашем коллективе и периодически его отслеживать.