Статья Методические основы организации экскурсий в процессе воспитания детей с нарушением интеллекта


Методические основы организации экскурсий в процессе воспитания детей с нарушением интеллекта
1.1. Особенности организации экскурсий со школьниками, имеющими нарушение интеллекта
Каждую исследовательскую экскурсию учитель готовит тщательно и заранее: он определяет тему экскурсии, представления и основные понятия, которые на экскурсии будут отрабатываться; выбирает место экскурсии; разрабатывает экскурсионный маршрут; непременно посещает место экскурсии для знакомства с ним, отбора наиболее интересных и типичных объектов для демонстрации и самостоятельного наблюдения учащихся; определяет места остановок для отдыха. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии [1].
В плане экскурсии должны быть отражены следующие элементы: образовательно-развивающие и воспитательные цели, методы обучения на экскурсии, объекты наблюдения, ход экскурсии. Планируя ход исследовательской экскурсии, учитель должен предусмотреть такие структурные элементы:
— краткое вступительное слово учителя или вводная беседа с учащимися, в которой необходимо отразить время года, состояние окружающей неживой и живой природы;
— самостоятельная работа учащихся;
— форма отчетности школьников;
— проверка выполнения самостоятельной работы;
— обобщающая беседа;
— этапы экскурсии.
Обучающиеся также должны быть готовы к экскурсии. Учитель заранее знакомит их с темой экскурсии и ее задачами, с вопросами, на которые обучающиеся должны найти ответ, распределяет учащихся на звенья-группы для лучшего управления ими в ходе экскурсии, назначает среди группы старшего, выдает экскурсионное снаряжение: папки для гербария, баночки, сачки, лупу и т. п. в зависимости от содержания и задач исследовательской экскурсии, распределяет между группами задания для самостоятельной работы, сбора природного материала.
Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. К такой экскурсии учитель разрабатывает задания для исследований. Он заранее записывает их на карточках или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т.е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный учителем промежуток времени. Но обучающиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам.
Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме:
1.Обучающимся или группам детей указываются объект или объекты для наблюдений.
2.До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между обучающимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие – то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.
3.Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т.п.
4.Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если обучающиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные обучающиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения
5.Обобщение и формулировка вывода. Если на экскурсии предусмотрены сборы, то они могут быть выполнены в конце экскурсии или по её ходу, по мере выполнения заданий.
Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующие задания в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения за объектами, которых не было на месте экскурсии.
Итак, на экскурсии основным источником информации является метод наблюдений. Возможно применение эксперимента. Из словесных методов на иллюстративных экскурсиях применяется рассказ, на исследовательских – объяснение и беседа. Экскурсии обладают широкими возможностями для воспитания у школьников бережного отношения к природе. Дети не только должны знать, что природу надо беречь, но и понимать, почему необходимо бережно относиться к ней.
При подготовке к исследовательским экскурсиям в ходе их проведения учитель должен объяснить детям, что нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, вырывать с корнями цветущие растения, обрывать с растений цветы, портить кору деревьев, сбивать ногами грибы, даже если они несъедобны, так как многими из них питаются животные. Обучающиеся должны также понимать, почему нельзя разгонять стаи птиц, опустившихся на землю в поисках пищи, почему нельзя шуметь в лесу в период их гнездования [4, 27].
Учитель может рассказать школьникам, как помочь зимующим птицам в период морозов и зимней бескормицы, а также обратить внимание на поведение детей по отношению к насекомым и объяснить, почему нельзя разорять муравейники, ловить муравьев, божьих коровок.
Во время экскурсий не только закрепляются экологические знания школьников, но и формируются умения правильно вести себя в природе.
Существуют общие требования к ведению любого типа экскурсий в рамках естествознания:
тема экскурсии должна быть связана с программой и включена в годовой учебный план.
тема экскурсии должна быть четко связана с материалом предыдущих уроков.
наличие четкого плана проведения экскурсии, которого следует придерживаться при ее выполнении.
ученики не должны оставаться пассивными наблюдателями, а активно работать.
материал должен опираться на известные детям теоретические факты.
учителю необходимо вовремя заострить внимание на нужном объекте.
важно точно рассчитать время экскурсии во избежание перегруза.
обязательно закрепить экскурсию на последующем уроке.
Подготовка учителя складывается из следующих основных моментов:
Определение легкодоступного и безопасного для школьника места.
Выбор конкретных объектов для самостоятельной работы обучающихся.
Подбор и изучение литературы по теме экскурсии.
Составление конспекта, содержания, цели, задач по этапам экскурсии.
Разработка карточек с заданиями по доступным объектам.
Подготовка обучающегося начинается за неделю. Учитель делит класс на группы, которым даются следующие задания:
собрать информацию о выбранных объектах: рассказы, истории, легенды, сказки, стихи. Понравившиеся стихи дети учат наизусть. Они помогут школьникам почувствовать красоту природы.
подготовить и принести на экскурсию необходимое оборудование.
На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий:
обогащение знаний учащихся;
установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами;
развитие творческих способностей обучающиеся, их самостоятельности, организованности;
воспитание положительного отношения к учению и т.д.
1.2. Анализ программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Мы проанализировали допущенную Министерством образования и науки программу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Данная программа разработана рядом авторов: А. А. Айдарбековой, В. М. Беловым, В. В. Воронковой, О.П. Гаврилушкиной, И. А. Грошенковым, И. В. Евтушенко, В. С. Кувшиновым, С. Л. Мирским, В. М. Мозговым, Н. Н. Павловой. М. Н. Перовой, Н. Д. Соколовой, В. В. Эк. Программы разработаны с учётом особенностей умственного речевого развития, а также познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. Каждая программа содержит пояснительную записку, раскрывающую основные принципы построения программного материала и его цели, краткое описание предмета по годам обучения, количество годовых и учебных часов. Программы включают разноуровневые требования к овладению знаниями и умениями обучающихся. Программы подготовительного класса: «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Чтение», «Письмо» «Математика», «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Ритмика», «Физическое воспитание», «Трудовое обучение». Программы 1—4 классов: «Русский язык», «Математика», «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Ритмика», «Физическое воспитание», «Трудовое обучение».
Большое место отводится в программе экскурсиям. На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся [Воронкова].
В программе под редакцией В.В. Воронковой приводится примерная тематика экскурсий, имеющих большой воспитательный потенциал. Тематика представлена ниже.
«Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
1 класс
Экскурсии и наблюдения по темам:
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (две экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
2 класс
Экскурсии и наблюдения по темам:
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (две экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
3 класс
Экскурсии и наблюдения по темам:
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
4 класс
Экскурсии и наблюдения по темам:
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, в зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий).Трудовое обучение
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
1 класс
Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).
2 класс
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.
Экскурсия в швейную мастерскую.
Экскурсия в картонажную мастерскую.
3 класс
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Экскурсия в столярную мастерскую.
4 класс
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
На основании программы под редакцией Воронковой В.В. в рамках школьных предметов проводятся следующие экскурсии: (табл. 1)
Табл. 1.
Перечень экскурсий, проводимых в рамках школьной программы
начальных классов
№ п\пДата проведения Предмет Тема экскурсии Цель Место проведения
1 класс
1 сентябрь Развитие устной речи «Наша школа» Знакомство со школой, школьными зданиями Школьные помещения
2 сентябрь Трудовое
обучение Сбор природного материала Учить правильному сбору природного материала Парк
3 октябрь Развитие устной речи «В гости к осени» Познакомить с осенними явлениями в природе Парк
4 октябрь Развитие устной речи «Сбор природного материала» Учить правильному сбору природного материала Роща
5 январь Развитие устной речи «Признаки зимы» Познакомить с признаками зимы Сквер
6 март Развитие устной речи «Признаки ранней весны» Познакомить с признаками ранней весны Луг
2 класс
1 сентябрь Развитие устной речи «Сезонные изменения в природе. Начало осени» Обобщить и систематизировать знания детей о 1-ой половине осени, воспитывать культуру описательной речи. Роща
2 сентябрь Трудовое обучение «Сбор природного материала» Сбор природного материала Парк
3 ноябрь Развитие устной речи «Поздняя осень» Обобщить и систематизировать знания учащихся об осени, накопленные в процессе наблюдений в природе. Парк
4 январь Развитие устной речи «Изменения в природе зимой» Наблюдения за жизнью животных зимой Сквер
5 февраль Трудовое обучение «Экскурсия в картонажную мастерскую» Знакомство учащихся с изготовлением картона Мастерская
6 март Развитие устной речи «Весенние явления в природе» Уточнить представления учащихся о явлениях в природе весной, расширять кругозор учащихся Роща
7 май Развитие устной речи «Май – конец весны»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о весне, накопленные в процессе наблюдений в природе сформировать умение определять раннецветущие растения. Луг
3 класс
1 сентябрь Развитие устной речи «Растения на клумбах» Познакомить с растениями цветущими осенью Сквер
2 сентябрь Трудовое обучение «Сбор природного материала» Сбор природного материала Парк
3 октябрь Развитие устной речи «Осенняя экскурсия» Наблюдения за явлениями происходящими осенью Роща
4 декабрь Развитие устной речи «Декабрь-первый месяц зимы» Наблюдения за изменениями в природе зимой Сквер
5 январь Развитие устной речи «Сезонные изменения в природе» Обобщить и систематизировать знания учащихся о зиме, накопленные в процессе наблюдений в природе. Парк
6 март Развитие устной речи «Растения и животные весной» Знакомство с жизнью животных и растений весной Лес
7 март Трудовое обучение «Экскурсия в швейную мастерскую» Знакомство с деятельностью на швейных мастерских Мастерская
4 класс
1 сентябрь Развитие устной речи «Начало осени» Обобщить и систематизировать знания детей о 1-ой половине осени, воспитывать культуру описательной речи Роща
2 сентябрь Трудовое обучение «Сбор природного материала» Сбор природного материала Парк
3 октябрь Развитие устной речи «Золотой октябрь» Уточнить представления учащихся о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды Парк
4 декабрь Развитие устной речи «Сезонные изменения в природе, погоде» Наблюдения за явлениями происходящими зимой в жизни животных и растений Сквер
5 март Развитие устной речи «Весна в природе» Обобщить и систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих ранней весной Луг
6 май Развитие устной речи «Сезонные изменения в природе, погоде» Обобщить и систематизировать знания учащихся о весне, накопленные в процессе наблюдений в природе и погоде Лес
Таким образом, в рамках школьных предметов проводится по 6-7 экскурсий за четверть. В дополнении к ним предусмотрены экскурсии в рамках внеклассной воспитательной работы.
1.3. Применение экскурсий в воспитании школьников с нарушениями интеллекта
Как описывалось ранее, экскурсии имеют большой воспитательный потенциал в рамках учебного предмета. Но не стоит забывать о возможностях экскурсионной деятельности во внеклассной и внешкольной работе.
Внеклассная работа во всех ее проявлениях нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.
Разнообразная деятельность во внеклассной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе.Эффективность внеклассной работы по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета «окружающий мир» в начальных классах и по «биологии» в старших классах. Наличие такой связи исключает элементы случайности в выборе тематики внеклассных занятий, обеспечивает научную основу проводимой работы.
Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора обучающихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать обучающимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. Экскурсии дают возможность обучающимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии, в отличие от урока, объектом познания и воспитания всегда бывают средства наглядности, в основном подлинные памятники истории. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся.
В связи с этим организуются различные экскурсии: к памятнику мемориала славы, аллеи героев, памятнику воинам - интернационалистам, памятнику Александру II.Проводятся экскурсии в краеведческий музей, где школьники знакомятся с историей родного края, с традициями и обычаями народа, их бытом и ремеслом. Что в свою очередь воспитывает чувство патриотизма и формирует гражданскую позицию.
Также осуществляются экскурсии в местные мастерские и на производства с профориентационной целью.
Большое внимание уделяется экологическому и художественно - эстетическому воспитанию. С этой целью осуществляются выездные экскурсии на природу, родники, в шипов лес, являющийся красой и гордостью нашего края. А также экскурсии в парки, находящиеся в черте города. Экскурсии на выставки, организованные Бутурлиновским педагогическим техникумом и т.д.

1.4. Анализ результативности применения экскурсий
В ходе систематической работы по применению экскурсионной деятельности в рамках образовательного процесса, мы провели анкетирование обучающихся. В качестве респондентов анкетирования выступило 14 учеников 4 класса коррекционной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. Роль анкетера осуществлял классный руководитель- Завалишина Ольга Михайловна.
Специально для данной группы участников анкетирования была составлена анкета, состоящая из 5 вопросов. Вопросы составлены по уровню интеллектуальных и возрастных особенностей обучающихся данного класса. С подробной анкетой вы можете ознакомиться в приложении (Прил. 1).
Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что у детей правильно сформировано понятие об экскурсии, ведь 93 % опрошенных ответили, что экскурсия это одна из форм понимания окружающего мира и лишь 1 ученик ответил, что это формальное мероприятие. Наглядно данные представлены в виде диаграмм (Рис.1).

Рис.1.Анализ сформированности понятия «экскурсия»
Всем опрошенным нравятся экскурсии - 100 % (Рис. 2).

Рис.2. Отношение учеников к экскурсии
13 респондентов ответило, что они вместе с учителем организуют экскурсию раз в месяц (93% опрошенных). 7 % опрошенных утверждает, что 2 раза в месяц (1 ученик) (Рис. 3).

Рис.3.Эпизодичность экскурсий
Все опрошенные сошлись во мнении, что после экскурсии ведется обсуждение результатов о собранной информации- 100 % учащихся (Рис.4).

Рис.4.Методика организации экскурсий
11 человек (79%) видят пользу в экскурсиях, остальные (21%) затрудняются ответить на данный вопрос (Рис.5).

Рис.5. Польза экскурсий в образовательном процессе
В целом, полученные результаты дают возможность судить об эффективности использования экскурсий в рамках образовательного процесса. Сами дети подтверждают, что организация экскурсий ведется на высоком уровне. Они знают, что проведение экскурсий несет за собой пользу.
Таким образом, эффективность экскурсионной деятельности подтверждается ответами учеников. А их мнение очень важно в процессе обучения и воспитания, ведь мнение детей самое непосредственное и искреннее.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета
«Что я знаю о школьной экскурсии»
Как ты думаешь, что такое экскурсия?
а) это одна из форм понимания окружающего мира;
б) бесполезное времяпрепровождение;
в) формальное мероприятие;
2. Тебе нравится экскурсия за пределы школьного двора?
а) да;
б) нет;
в) мне все равно;
3. Как часто вы с учителем организуете экскурсию?
а) раз в месяц;
б) 2 раза в месяц;
в) когда как получается;
4. После экскурсии ведется ли обсуждение результатов о собранной информации?
а) да;
б) нет;
в) да, но не каждый раз;
5. Видишь ли ты пользу от экскурсии?
а) нет;
б) да;
в) затрудняюсь ответить;