Методика подготовки и проведения экскурсий


Методика подготовки и проведения экскурсии.
Методика подготовки экскурсии.
а) Определить тему и цель экскурсии.
б) Ознакомиться с литературой по теме, составить предварительный план-маршрут (указать основные разделы экскурсии, объекты наблюдения, методы проведения экскурсии, последовательность проведения работы).
в) Предварительная экскурсия учителя (воспитателя) по маршруту (знакомство с местностью, уточнение маршрута, намечаются последовательность и методика проведения отдельных частей экскурсии, устанавливаются места для самостоятельной работы и отдыха учащихся).
Логические части экскурсии. Методические приемы. Маршрут (указание места). Объекты.
Схема составления плана-маршрута экскурсии.
г) Подготовка необходимого оборудования и материалов для выполнения работ на экскурсии и обработки результатов.
д) Подготовка учащихся: сообщение темы, задачи и маршрута экскурсии; рекомендуемая литература.
Учащиеся разбиваются на звенья, учитель (воспитатель) назначает старшего, ответственного за выполнение задания и за инвентарь.
е) Для развития наблюдательности учащихся полезно разработать вспомогательные таблицы, заполняя которые учащиеся фиксировали бы свое внимание на существенных признаках (см.ниже образец).
Признаки растения На открытом месте. В тени.
Длина цветоноса (в см) Длина листьев (в см) Окраска листьев Расположение листьев Изрезанность листьев Фаза развития растения. д) Все наблюдения должны датироваться. Учащихся необходимо предупредить о продолжительности экскурсии, указать, как нужно одеться, что взять с собой и т.д.
2. Методика проведения экскурсии.
А). Вводная беседа – включает рассмотрение следующих (примерных) вопросов:
- отличительные особенности времени года, погоды;
- состояние растительности;
- характеристика местности.
Если вводная беседа проводится на месте проведения экскурсии, учитель показывает приемы сбора растений или их частей.
Б). Основная часть экскурсии – работа экскурсантов под наблюдением руководителя. Эта работа складывается из двух моментов: 1) наблюдение и их запись, 2) сбор растений.
Работа проводится по звеньям, учитель переходит от звена к звену, дает задания, исправляет ошибки, помогает учащимся разобраться в материале.
В). Подведение итогов.
Когда все звенья справились с заданием, начинается предварительное подведение итогов экскурсии на основании самостоятельной работы учащихся. Учитель (воспитатель) дает общий обзор работы звеньев, учащиеся демонстрируют товарищам собранные растения, сообщают данные наблюдений.
Задача учителя (воспитателя) – подвести учащихся к нужным выводам и сообщениям.
2.Обработка материалов экскурсии.
Включает в себя кружковые и индивидуальные задания по сушке, монтировке, описанию и определению растения. Затем следует составление гербария, коллекции, организация тематической выставки, подготовка доклада.
Итоги экскурсии можно подводить на конференции, на которой демонстрируются изготовленные пособия и делаются сообщения по материалам наблюдений с привлечением литературы по данной теме.
Правила гербаризации растений:
1.Собирать растения для гербария нужно только такие, которые типичны для данного вида; они должны быть среднего размера, без повреждений болезнями и вредителями, нормального развития, наилучшая фаза развития растения для сбора-- - фаза цветения.
2.Растения должны быть собраны достаточно полно, со всеми органами, включая отмершие прошлогодние листья и глубоко идущие корни.
3.Растения должны быть собраны в количестве нескольких экземпляров. Дополнительно следует собрать отдельные цветки или верхушки цветущих растений, плоды и семена.
4.Если растение цветет, до появления типичных листьев (мать-и-мачеха, орешник) нужно производить повторные сборы.
5.У двудомных растений (ива, осина) необходимо собирать мужские и женские экземпляры или их ветки.
6.Наилучшее время сбора – сухая, ясная погода.
7.При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить составленную на месте этикетку:
* номер растения;
* название растения (русское или латинское);
* название семейства;
* местонахождение (географический пункт);
* местообитание (конкретное место, где найдено растение с характерными экологическими условиями);
* дата сбора;
* фамилия собравшего.
Правила сушки растений:
1.Сушка должна производиться как можно быстро. Для этого собранное растение в день сбора следует переложить в сушильный пресс и вывести его в хорошо проветриваемое помещение.
2.Перед закладкой растений в пресс их необходимо расправить, придав им естественное положение.
3.Закладывая в пресс сушильные рубашки с растениями, их необходимо чередовать с сушильными тетрадями, ватными матрасиками, или просто со сложенным вдвое листом газетной бумаги. Прокладку следует менять 2 раза в сутки.
4.При отсутствии специального пресса сушку можно производить в папке. При этом растение и прокладку закладывают как в пресс, папка еладется на пол, а на нее накладывается груз 15-20 кг.
5.Сушильные части растений (плоды, луковицы) закладываются в вату.
6.Нежные цветки также лучше сушить в вате или в фильтровальной бумаге.
7.При засушивании сочных, мясистых растений их предварительно нужно обдать кипятком, иначе будут плохо сохнуть
8.Ветки хвойных деревьев перед сушкой нужно опустить на несколько минут в жидкий столярный клей или обварить кипятком, чтобы после высыхания хвоя не осыпалась.