Социальный проект на тему Работа классного руководителя и социального педагога по обеспечению безопасности учащихся в образовательном процессе


Работа классного руководителя и социального педагога
по обеспечению безопасности учащихся в образовательном процессе
Гросс Гульназ Алибековна, gulnazmaksim@mail.ruКГУ «Средняя школа №4 г.Аксу»
Досымханова Зауреш Муратовна, zaureshakzholova@mail.ru
КГУ «Средняя школа №4 г.Аксу»
Введение
Главная задача нашего государства является воспитание подрастающего поколения - школьников, подростков, молодёжи. Именно в них мы видим своё будущее, будущее нашей страны. Воспитание – один из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Одной из важнейшей приоритетной направленностью образовательного учреждения является обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.   Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов, психологов и классных руководителей.
Актуальность
Необходимость обсуждения вопроса, касающегося обеспечения безопасности учащихся в образовательном процессе,взаимодействия классного руководителя и социального педагога в нашейшколе обусловлена, прежде всего, тем, что существует серьёзная проблема проявления социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Из года в год она усугубляется тем, что воспитание дисциплинированности школьника ослабляется, идёт самотёком, потому что в основном теперь ориентир идёт на обучение. Но основная задача образования – дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развивать свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом растёт, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.
Цель: совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Основные задачи которые решают специалисты на уровне школы, можно сформулировать следующим образом - классный руководитель является связующим звеном по организации профилактической и коррекционной работы с детьми, делает первичный запрос и даёт первичную информацию о ребёнке; социальный педагог изучает жизнедеятельность ребёнка вне школы, организует профилактическую и коррекционную работу, взаимодействует с другими организациями для решения проблемных ситуаций.
В нашей школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, детей, состоящих на учете ОДН, ВШК, «группа риска», количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, инвалидов, детей из семей пенсионеров и родителей-инвалидов. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банкданных различных категорий семей и детей. Из социальной карты школы мы выявляем безнадзорных детей, детей из неблагополучных семей и детей девиантного поведения.
Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые всегда имеют учебную нагрузку, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция, а воспитательная. Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата. Социальные педагоги и классные руководители обладают большей информацией о жизни ребят вне школы, порой являющейся мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома. Причем они не только «выдают» информацию о жизнедеятельности ребенка вне стен школы, но могут продолжить в микрорайоне начатую в школе работу с конкретным учеником. Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классныеруководители к социальному педагогу можно сформулировать следующим образом: - своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации(лишение родителей их прав, определение ребенка в госучреждения для дальнейшего его обучения и воспитания, определение местожительства ребенка после развода родителей), сбор документов для направления детей и подростков в специальные воспитательно-профилактические учреждения;- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае частых пропусков занятий в школе;- взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;- получение какой-либо специальной информации или консультации.
Анализируя опыт взаимодействия классного руководителя и социального педагога в нашей школе, возможно, выделить следующие общие проблемы:
—организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
— выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
— своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
— оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
— способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
— обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
— поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
— взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию.
Работу по обеспечению безопасности обучающихся во время их учебной и внеурочной  деятельности  мы строем на основе плана воспитательной работы, приоритетным направлением которого является  –  защита здоровья и сохранение жизни учащихся.
Реализация данного направления осуществляется с помощью следующих мер:
- контроль за посещаемостью школы учащимися класса (ежедневно социальный педагог обходит всю школу и отмечает посещаемость учащихся, выясняет у классных руководителей по какой причине отсутствует ученик);
- контроль причин пропусков (если ученика нет на занятиях более 2-х дней без причины, социальный педагог совместно с классным руководителем посещает квартиру учащегося, сотрудничают с городской поликлиникой и участковыми педиатрами);
- ведение документации о заболеваемости учащихся (классный руководитель информирует администрацию и учителей - предмеиников о состоянии здоровья учащегося);
- также классным руководителем проводится техника безопасности по профилактике наркомании, СПИДа, пожарной безопасности, учителями - предметниками технологии, физической культуры, химии, физики, информатики проводятся техника безопасности;
- вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельности (с целью профилактики правонарушений как внутри школы, так и за ее пределами, мы ведем работу по привлечению учащихся в различные секции и кружки, приглашаем представителей организаций с ДЮСШа, ДДТ, ФОК, СОК, ДШИ, СЮН, ГДК);
- организация летнего отдыха учащихся (в апреле и в мае месяце ведется работа по привлечению детей, состоящих на учете ВШК, ОДН в палаточный лагерь, учащихся на благоустройство города, где они будут заняты в летний период, а также смогут заработать);
- соблюдение требований к санитарно-гигиеническому состоянию класса (в школе мебель в классе промаркирована и размещена в соответствии с требованиями СанПиН);
- соблюдение светового, теплового и воздушного режима (имеются в наличии и соблюдаются графики проветривания и освещённости, шторы в классе соответствуют требованиям СанПиН, регулярно  контролируем чистоту окон и ламп освещения, к осенне-зимнему периоду готовим классные кабинеты совместно с родителями);
- соблюдение требований к режиму образовательного процесса (учащиеся рассажены в соответствии с медицинскими рекомендациями, на уроках соблюдаем двигательный режим, требования к объёму домашнего задания, целесообразно используем ТСО, при организации урока обязательно учитываем смену видов деятельности);
- проведение Совета профилактики в воспитательном кабинете при ЗДВР, Совета профилактики при директоре, рассматривание дел учащихся на КЗПНе, участие в судебных процессах;
Чтобы обеспечить безопасность учащихся, нами проводится кропотливая работа, как с ними, так и с их родителями. Она включает в себя ряд профилактических мероприятий в форме:
-  классных часов - «Преступление и подросток», «Опасные грани жизни и их преодоления», «Репродуктивное здоровье», «Профилактика религиозного экстремизма», «Мир безопасности. Внимание люки, канализации!», «Профилактика туберкулеза», «Осторожно грипп», «Ответственность родителей за позднее нахождение детей на улице без сопровождения законных представителей»;
- индивидуальных и групповых бесед - по занятости учащихся во внеурочное время, о родительских обязанностях по воспитанию детей, о соблюдении правил внутреннего распорядка школы, разрешение конфликтных ситуаций между учащимися, о правилах поведения в общественных местах;
 - тематических и практических занятий о необходимости соблюдения правил поведения в школе и за её пределами;
 - совместные консультации, проводимые на основании данныхсоциально-психолого-педагогической диагностики, как отдельных учащихся,так и классов в целом – проводятся консультации с родителями учащихся, которые имеют повышенную тревожность по диагностике психолога, с родителями детей, состоящих на учете ОДН, ВШК по теме «Как помочь трудному ребенку?», даются рекомендации по тому, что требуется от ребенка и родителей чтобы снять с учета;
- проведение практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;
- в начале учебного года составлен список семей, состоящих на профилактическом учете, ежемесячно ведется сверка с ОВД г.Аксу, проводятся рейды по квартирам с целью предупреждения и профилактики жестокого обращения с детьми. В этом году было выявлено 2 факта нарушения прав детей, по данным фактам проведена определенная работа совместно с Отделом образования, ОВД г.Аксу и КЗПН. В январе провели встречу с врачом акушер-гинекологом Пивак С.А. и инспектором ГЮП Едиловым М.Н. по профилактике ранней беременности у девочек и половой неприкосновенности среди несовершеннолетних, инспектор ознакомил учащихся и их родителей со ст.120 «Изнасилование» УК РК. Согласно плану в январе месяце провели мероприятия по теме «Административная ответственность несовершеннолетних». Так 18 февраля 2016 года заведующей Аксуским отделением Павлодарского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом Баймухановой К.М. и помощником эпидемиолога Кушкимбаевой Ж.А. , а также ЗДВР Оразалиной Г.А. и социальным педагогом Гросс Г.А. проведена плановая курация по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД с одновременным оказанием организационно-методической помощи, был освящен вопрос о  нравственно-половом воспитании учащихся, на основании приказа государственного учреждения «Отдел образования города Аксу» за №1-06/22 пункт 3.9. (по принятию меры по хранению сотовых телефонов учащихся во время учебно-воспитательного процесса) от 22.01.2016года «О мерах по повышению безопасности детей и подростков» создан приказ за №1-06/69 от 29.02.2016 года «О хранении сотовых телефонов учащихся во время учебно-воспитательного процесса» с целью предотвращения правонарушений (кражи и потери сотовых телефонов) и предотвращения скрытых съемках во время учебно-воспитательного процесса.
- классным руководителем совместно с социальным педагогом проводились родительские собрания по теме «Обеспечение безопасности учащихся в школе», «О хранении сотовых телефонов учащихся во время учебно-воспитательного процесса», на котором родителей под роспись ознакомили с приказом и тем самым получили согласие на изъятие телефонов у детей, и на каждом родительском собрании освещался вопрос по предупреждению и профилактике правонарушений в школе и за ее пределами, обсуждался вопрос об ответственности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей и тесное сотрудничество со школой;- совместное посещение семей – ежемесячно классный руководитель и социальный педагог посещают квартиры учащихся с целью обследования жилищно-бытовых условий проживания и состояния воспитания;
Наиболее эффективными в работе являются занятия – практикумы, на которых учащиеся практически отрабатывают полученные знания и навыки в области обеспечения безопасности личности. Раз в четверть проводим час безопасности, где дети изучают пути эвакуации и отрабатывают правила поведения при возникновении пожара или чрезвычайных ситуаций.  В работе очень помогает использование мультимедийных презентаций, видеоматериалов, а также информация, размещённая на школьных стендах.  Ежегодно на первом классном часе мы с ребятами разрабатываем для каждого из них план – карту безопасного маршрута движения в школу и домой.  Полезную для себя информацию учащиеся могут найти и в классном уголке безопасности. Дети с интересом участвуют в викторинах по правилам дорожного движения, правилам противопожарной безопасности, в конкурсах рисунков по данной тематике. На уроках по предмету также обращаем внимание на различные ситуации, связанные с опасностями для жизни и здоровья учащихся.
  В классе есть дети, вызывающие наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины.  Разработан и согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы комплекс профилактических мер. С начала учебного года эти учащиеся были вовлечены в занятия спортивных секций, в кружковую деятельность, а также в различные внеклассные мероприятия, благодаря чему они всегда находятся под постоянным контролем педагогов и учатся самостоятельно организовывать свободное время.  Данные учащиеся требуют повышенного внимания и контроля не только со стороны классного руководителя и социального педагога, но и со стороны учителей - предметников, работающих в классе. За ними закреплены учителя-наставники, которые контролируют их, помогают им. Стараемся совместно с ними выстраивать такие взаимоотношения, которые  обеспечивали бы бесконфликтный процесс обучения. Особое внимание уделяем контролю за соблюдением учащимися мер безопасности во время перемен. Для этого классными руководителями проводим подвижные игры для учащихся, которые пользуется у наших детей большим спросом, во время перемен. В начале и в конце каждой четверти с детьми проводим инструктажи по правилам  дорожного движения, правилам  противопожарной безопасности, электробезопасности, правилам  поведения на железной дороге, правилам антитеррористической безопасности, правилам поведения у воды и вблизи водоёмов.  
Мы считаем что сотрудничество и взаимопонимание – это та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем. Только взаимодействие и комплексный подход может дать положительный результат в решение проблем учащегося.
Анализируя воспитательную работу классного руководителя и социального педагога можно сделать вывод: имеются положительные результаты деятельности, вся система работы направлена на обеспечение безопасности для учащихся в школе, на предотвращение опасных ситуаций для учащихся, поддержку и оказание помощи учащимся, попавших в трудную ситуацию. Результатом проводимой работы является:
- предотвращение кражи сотовых телефонов, установили 21 ящик для хранения сотовых телефонов;
- с целью обеспечения безопасного употребления горячего питания во время перемен, составлен график обслуживания классов и график дежурства учителей в столовой;
- с целью безопасности учащихся, составлен график дежурства учителей по этажам;
- проводятся тематические линейки по параллелям, где озвучиваются вопросы безопасности учащихся в школе.
«Литература»
1. knowledge.allbest.ru/pedagogics
2.