Конспект интегрированного урока по биологии, физике, истории Историческое прошлое людей или кто умнее?


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62 им. Ю.А. Гагарина»
Конспект интегрированного урока биологии, физики, истории в 8 классе
«Историческое прошлое людей или кто умнее?»
Авторы:
Иванова И.В.- учитель физики
Русских О.Н.- учитель биологии
Чураева Р.П.- учитель истории
г. Ижевск, 2014 год
Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее?
Цель:
установить межпредметные связи по истории, биологии, физике;
Образовательная цель: сравнить объем мозга древнейших людей и современного человека;
выяснить биологические особенности древних людей живущих в различные исторические эпохи;
Задачи:
-Изучить предшественников человека разумного;
-Сформировать понятие о сходстве и различии во внешнем строении черепа современного человека со своими предками;
-Повторить решение задач на нахождение объема;
Оборудование: рисунки древних людей, измерительная лента, мультимедийная презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
Что общего у человека с другими представителями класса Млекопитающие, отряд Приматы?
Назовите положение человека в системе животного мира.
Каковы отличительные признаки вида Homo Sapiens?
После ответов учащихся демонстрация правильных ответов с ЭОР издательства «Дрофа»
III. Изучение нового материала
Учитель физики: называет тему урока «Историческое прошлое людей или кто умнее?», акцентирует внимание учащихся на вопросе, стоящем в теме урока, на который они попытаются ответить в конце урока. Рассказывает – ход урока: форма работы- групповая.
Весь урок- идет демонстрация ЭОР- «Историческое прошлое людей»
Учитель истории:
Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Все данные из рассказа учителя биологии и истории учащиеся заносят в таблицу)
Предки человека Историческая эпоха Биологические особенности Объем головного мозга
австралопитек питекантроп неандерталец кроманьонец


Учитель биологии:
Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)
Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.
Учитель истории
Древнейшие люди: питекантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)
Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.)
Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.
Учитель биологии
Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.
Учитель физики
Головной мозг человека состоит из многих частей, и у каждой части свои функции: превращение звуков в речь, обработка информации о цвете, распознавание лиц или различение тех или иных объектов. Но это не застывший набор компонентов: мозг каждого из нас уникален, он постоянно изменяется и тонко чувствует окружающую среду. Активностью мозга управляют токи, химические вещества (за одну сек происходит 100 тыс химических реакций) и загадочные колебания. Не исключено даже, что на активность мозга влияют квантовые эффекты, искажающие ход времени. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов , чем все телефоны мира вместе взятые . С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млр клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается, сокращается с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс в день. Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел.
Учитель физики: А сейчас выполним практическую работу (у детей на столах раздаточный материал по физике)
Практическая работа.
Вычисление объема черепной коробки.
Цель работы. По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

(Эмпирической формулой называется математическое уравнение, полученное опытным путём, методом проб и ошибок или как приближённая формула из экспериментальных данных..Эмпирические формулы широко распространены в прикладных исследованиях,)
Ход работы.
В каждой группе выбирают ученика( юношу или девушку, у которых с помощью см ленты:
1. измеряют длину L (от лба до бугра на затылке длину);
2.измеряют ширину W (от края одного уха до края другого);
3.измеряют высоту H ( от середины ушной раковины до макушки);
4. по соответствующей формуле вычисляют объем.
Линейные размеры в куб см, результат в кубических сантиметрах. Задачи оформляем на листах, оценка – по физике.
5.Результаты вычислений сравнивают с табличными данными .6. Делают вывод .IV.Закрепление полученных знаний:
1..Заполнение таблицы 2:
Группа
Объем черепной коробки 1 человека из группы
1 группа
2 группа
3 группа
4 2. Таблица 3 (При заполнении таблицы2 учащиеся опираются на таблицу 3 «Объем мозга современных юношей и девушек» )Предки
человека Размер мозга
австралопитеки 500-600 см куб
Древнейшие люди 1100 см куб
Неандерталец 1700 см куб
кроманьонец 1800 см. куб
Современный человек(взрослый)
Девушки
Юноши 1200-1800 см. куб
1200-1400 см куб
1250-1450 см куб
3..Демонстрация видеоролика «Историческое прошлое людей»
Вывод:
делают учащиеся совместно с учителями. «Самый большой объем мозга человека разумного, еще раз повторяют отличие человека от животных и человека разумного»
Рефлексия:
Учащимся предлагается ответить за вопросы анкеты о прошедшем интегрированным уроке
Источники знаний:
1.Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
2. Manjunath, K. Y. Estimation of Cranial Volume - an Overview of Methodologies. J. Anat. Soc. India, 51:85-91, 2002http://medind.nic.in/jae/t02/i1/jaet02i1p85.pdf
3. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия, 1964.
4. ЭОР издательства «Дрофа», Историческое прошлое людей, 8 класс
5. Электронный журнал «Наука», статья «Размер мозга и интеллект»2014 год