Формирование ценностных ориентаций у подростков на занятиях школьной театральной студии «Азбука театра»


Серебренникова Евгения Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №85.
620149 г. Екатеринбург, ул. С. Дерябиной 49а
evserebro@yandex.ruSerebrennikovа Eugene Y.,
teacher of additional education,
Municipal budget educational institution
secondary school №85.
620149 Ekaterinburg, 49a S. Deryabina str.
evserebro@yandex.ruФормирование ценностных ориентаций у подростков
на занятиях школьной театральной студии «Азбука театра».
The formation of value orientations in adolescents
in the classroom school of the theatre studio "ABC theatre".
Аннотация: в статье представлен опыт формирования ценностных ориентаций подростков через их участие в деятельности театральной студии «Азбука театра», функционирующей на базе МБОУ-СОШ №85г. Екатеринбурга.
Тhe article presents the experience of the formation of value orientations of adolescents through their participation in theatrical activities, theatre studio "ABC theatre", , based on of secondary school №85 in Ekaterinburg.
Ключевые слова: ценностные ориентации, компоненты ценностных ориентаций, подростковый возраст, театральное искусство, театрализованная деятельность.
Key words: value orientations, the components of value orientations, adolescence, performing arts, teatrales-private activities.
Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов. Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно в ней определен национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны» ( 3.С.11 ).
К традиционным источникам развития ценностных ориентаций в Концепции отнесены понятия: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество — именно эти источники в дальнейшем определяют базовые национальные ценности ( 3. С.18 ).
Известно, что ценностные ориентации являются характеристикой зрелой, сформированной личности, их система влияет на мотивацию личности, определяет поведение человека в обществе.
Проблема формирования ценностных ориентаций многоаспектна. Она рассматривается в философско-социологических работах С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, Л.П. Фоминой, М.И. и др. Основы современного подхода к формированию ценностных ориентаций у школьников представлены в работах H.A. Асташовой, В.Д. Ермоленко, Э.А. Несимовой, Е.А. Подольской, Е.В. Поленякиной, Л.В. Трубайчук, Е.А. Хачикян, А.Д. Шестакова и др.
Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, та уникальная форма осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность ( 2. С.45 ).
Ценностная ориентация включает в себя три компонента:
1. Когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;
2. Эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
3. Поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать в соответствии с продуманным планом.
Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую оказывают воздействие фундаментальные механизмы культурной трансформации нового типа ценностно-нормативных моделей ( 4. С.25 ).
Возникает задача формирования у ребенка неосознанных движущих сил просоциального поведения и внутренних «тормозов», сдерживающих негативное поведение. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личностных потребностей, как процесс самореализации ( 6. С.27 ).
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества. Театральное искусство - универсальная воспитательно-образовательная модель. Основной язык театрального искусства — действие, диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле, что делает театральное искусство очень близким подросткам.Основной целью, поставленной мной как руководителем театрализованной деятельности учащихся нашей школы, является формирование ценностных ориентаций школьников через приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы.
Проведенные исследования по методикам «Изучение ценностных ориентаций» М. Рокича, диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной показали, что в сознании подростков происходит смещение акцента в структуре ценностных ориентаций с созидательной сферы на развлекательно-потребительскую.
Таким образом, мной была разработана программа формирования ценностных ориентаций подростков, направленная на воспитание их творческой личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённой в духовных и культурных традициях народов России.
На занятиях студии «Азбука театра» регулярно просматриваются классические театральные постановки великих русских драматургов. Перед каждым просмотром мы с детьми тщательно изучаем не только биографию автора произведения, но и исторический период, в который он жил и творил. В результате изучения детям становится проще ориентироваться в системе моральных норм и ценностей того времени, сопоставлять их с нормами и ценностями нашего времени, анализировать поведение сегодняшних героев и свое собственное с точки зрения этих ценностей.
Кроме того, на занятиях театральной студии «Азбука театра» дети становятся не только активными зрителями, свободно ориентирующимися в «тонкой ткани» произведений, но и героями спектаклей. За последние два года участниками коллектива были представлены на суд зрителей спектакли по пьесам «Свои люди — сочтемся» Н.А. Островского, « Два рассказа о благородстве…» - небольшие истории из жизни простых советских людей в годы Великой Отечественной войны.
В театральной работе с подростками большое место занимают литературно-драматические композиции. К 70-летию Великой Победы, на основе стихотворений о войне различных авторов, ребятами самостоятельно был разработан сценарий такой композиции, которая была показана не только в стенах нашей школы, но и на сцене других школ Ленинского района г. Екатеринбурга.
На сегодняшний день с целью создания авторской кукольной пьесы участниками коллектива подробно изучаются славянские обрядовые куклы. В этой пьесе мы с ребятами планируем не только проследить изменения внешнего облика этих кукол в ходе исторического развития нашей страны, но и определить роль древних славянских обычаев и традиций в современном мире.
В результате проделанной мною работы произошло смещение акцента в структуре ценностных ориентаций с развлекательно-потребительской сферы на созидательную, у детей появляется способность к осмыслению гуманистических традиций и ценностей современного общества, любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. А это значит, что театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Иными словами, театральная деятельность – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
2. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина и др; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с.
4. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнаевыхаванне. – 2007. – No9. – С. 23–27.
5. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
6. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя і выхаванне. – 2010. – No10. – С. 49–54.
7. Социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. – М.: Издательский центр «Акакдемия», 2012. – С. 502.
8. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. – М., 2011. – 24 с.