Связь ценностных ориентаций и учебной мотивации младших подростков

СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Л.Н. Покатович
Научный руководитель: Козулина Ю.Г.
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Периодом интенсивного формирования мотивационной сферы является младший подростковый возраст. Успешность учения во многом зависит от мотивации, от того личностного смысла, который учение имеет для учащегося.
Необходимо подчеркнуть, что возникновение, развитие и актуализация мотивов тесно связаны с системой личностных ценностей человека, чему в контексте изучения учебной мотивации до сих пор уделялось недостаточно внимания.
Проведенный анализ исследований и образовательной практики позволил обнаружить противоречие: с одной стороны, учителя-практики и ряд исследователей говорят о наличии ценностно-смысловой составляющей в учебной мотивации младших подростков, с другой стороны, существует дефицит эмпирических данных о характере их связей. В этой связи, целью данной статьи является выявление связей ценностных ориентаций и учебной мотивации младших подростков.
Для достижения данной цели необходимо раскрыть сущность таких понятий как учебная деятельность, мотив, ценностные ориентации.
Вслед за Г.И. Чижаковой и В.А. Сластениным, под ценностными ориентациями понимается система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества [6].

С точки зрения Д.А. Леонтьева, понятие ценности относится к структуре мотивации. Ценности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни.
Специфика ценностных ориентаций состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности [2].
Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [1].
Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков [5]. В числе компонентов учебной деятельности выделяются: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой [4]. Мотивационный компонент в структуре учебной деятельности выступает в качестве ведущего.
Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [3]. Е.П.Ильин в качестве мотивов учебной деятельности рассматривает все факторы, обуславливающие проявление активности в учебе: надобности, задачи, установки, ощущение долга, интересы [3].
Для выявления ценностных ориентаций и учебной мотивации у младших подростков в нашем исследовании были использованы следующие методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Учебная мотивация» Г. А. Карповой, «Изучение учебной мотивации» М. Р. Гинзбурга. Исследование проводилось на базе МАОУ СШ №151. г. Красноярска среди учащихся седьмых классов в количестве пятидесяти человек.
Анализ полученных результатов с помощью методики Г.А. Карповой «Учебная мотивация» позволил прийти к выводу о том, что преобладающим учебным мотивом младшего подросткового возраста является коммуникативный (36%). Это можно объяснить тем, что ведущей деятельностью подростков является интимно-личностное общение.
Результаты, полученные с помощью методики М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации», показали сниженный уровень учебной мотивации у 45 % респондентов. Это свидетельствует о том, что учеба у младших подростков уходит на задний план в связи со сменой ведущей деятельности.
Анализ результатов, полученных по методике М. Рокича «Ценностные ориентации», позволил прийти к выводу о том, что ведущими терминальными ценностными ориентациями у младших подростков являются: «здоровье», «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость». На последнем 18 месте находится ценность «счастье других». Ведущими инструментальными ценностями являются: «жизнерадостность», «образованность», «самоконтроль». Восемнадцатое место занимает «терпимость». Полученные данные отражают влияние изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни на содержательную сторону ориентиров личности.
Для установления связей между ценностными ориентациями и учебной мотивацией у учащихся младшего подросткового возраста мы применили коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В данной выборке обнаружились следующие значимые корреляции:
- ценности «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость» и «интересная работа» коррелируют с мотивом саморазвития. Можно предположить, что младшие подростки связывают профессиональные и жизненные успехи с необходимостью саморазвития;
- ценности «общественное признание», «исполнительность» и «творчество» коррелируют с познавательным мотивом. Для младшего подросткового возраста это свойственно т.к. им важно признание товарищей, коллектива. При характерном для младших подростков низком уровне саморегуляции, исполнительность играет важную роль в принятии и добывании знаний в учебной деятельности.
Связь ценности «творчество» с познавательным мотивом можно объяснить тем, что у младших подростков постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Учащиеся уже оперируют понятиями, сопоставляют их, переходят в ходе размышления от одного суждения к другому, это позволяет им творчески подходить к выполнению заданий.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что существует связь между ценностными ориентациями и учебной мотивацией. В качестве перспективы дальнейших действий видим разработку психолого-педагогических рекомендаций для повышения учебной мотивации у младших подростков с учетом всех полученных данных.






Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психо-логическое исследование). М., 1968. 464 с.
Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам авто-биографий и сочинений) // Социологические исследования. 2008. № 8. 118-122 с.
Ильин Е.П. Мотивы и мотивация / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. 509 с.
Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Леонтьев А.Н. Избранные психол. произв.: в 2 т. – М.: Педагогика. – 2002. – Т. 1. 348-380 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
Педагогическая аксиология: монография / отв. ред. д-р пед. наук. проф. Г.И. Чижакова, д-р пед. наук. проф. В.А. Сластенин. Красноярск. 2008. 294 с.
















Заявка на участие конференции
Ф.И.О.(полностью)
Покатович Любовь Николаевна

Страна, город, ВУЗ (без сокращений)
Россия, Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.

Курс, факультет
4 курс, ИППО

Научный руководитель (Ф.И.О., степень, звание, должность)
Старший преподаватель Козулина Юлия Геннадьевна

Электронный адрес (e-mail)
kozulina07@mail.ru

Телефон
89059744218

Тематическое направление в конференции
Психология в образовании

Полное название доклада
Связь ценностных ориентаций и учебной мотивации младших подростков

Форма участия в конференции (выступление с докладом, только опубликование доклада, участие в качестве слушателя)
Выступление с докладом, опубликование доклада.




15