Статья по воспитательной работе

Статья «Диагностика уровня толерантности у обучающихся 1-4 классов»
Для диагностики уровня толерантности у младших школьников разработано анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения младших школьников» (далее Анкеты) и «Анкеты экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника» (далее Анкеты)
Оба опросника состоят из 25 вопросов, отражающих сформированность всех 5 ядерных составляющих структуры толерантности: ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность.
На вопросы Анкеты самооценки должны отвечать сами младшие школьники. В качестве же экспертов, оценивающих ребенка по Анкете экспертной оценки, могут выступить педагоги и родители. В большинстве случаев мнение родителей и педагогов является субъективным. Поэтому результаты, полученные из опроса родителей и педагогов, суммируются, и выводится средний арифметический показатель, отражающий поведение ребенка дома и в обществе, являющийся наиболее объективным. Проведение диагностических методик позволят выделить 5 уровней толерантности и определить уровни сформированности толерантности в исследовании.
Интерпретация результатов.
Из существующих в математике шкал обработки фактических экспериментальных данных можно выбрать две шкалы для интерпретации полученного фактического материала: многомерная порядковая пятиуровневая шкала и шкала номинальная.
Таким образом, порядковая шкала дает возможность выложить полученные результаты в баллах от 0 до 5.
Номинальная шкала позволит выявить уровни развития тех или иных компонентов толерантности.
Уровень развития компонентов толерантности характеризуется с помощью оценок по каждой шкале следующим образом:
- 1 - низкий уровень развития данного компонента толерантности.
- 1 - 2 - недостаточный уровень развития компонента толерантности.
- 1 - 3 - средний уровень развития компонента толерантности.
- 1- 4 -достаточный уровень развития данного компонента толерантности.
- 1 - 5 - высокий уровень развития компонента толерантности.
Оценки 1 и 5 баллов, практически редко встречающиеся, представляют собой крайние диаметрально противоположные значения одного компонента толерантности.
Уровень развития общего показателя толерантности характеризуется по шкале следующим образом:
Испытуемые, получившие оценки 1 балл, - это дети с низким уровнем проявления толерантности. Они остро нуждаются в проведении психологической развивающей работы.
Дети, получившие оценку 2 балла, характеризуются недостаточным уровнем развития толерантности. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, чувствуют себя неуверенно, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы. Эти дети также нуждаются в проведении с ними развивающей работы.
Для испытуемых, получивших оценку 3 балла, характерен средний уровень проявления толерантности. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако не умеют отстаивать свое мнение, часто вступают в конфликты или остаются обиженными сверстниками, несамостоятельны. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию навыков толерантного поведения.
Испытуемые, получившие оценку 4 балла, относятся к группе с достаточным уровнем толерантности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, активны, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации мероприятий, характеризуются желанием отстаивать свои интересы, достаточной самостоятельностью. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие оценку 5 баллов, обладают высоким уровнем толерантности. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.
Анкета экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника основана на более конкретизированном подходе в диагностике компонентов ядра толерантности и личностных свойств, их представляющих.
Цель методики: исследование толерантности и ее ядерных составляющих учащихся младших классов.
Структура методики.
Анкета состоит из 5 шкал, отражающих сформированность всех 5 ядерных составляющих структуры толерантности: ценностные ориентации, эмоциональная устойчивость, коммуникативная компетентность, эмпатия, ассертивность. Каждая из 5 шкал содержит 5 вопросов. Всего в Анкете 25 вопросов. К каждому вопросу Анкеты дается два варианта ответа. Анкета имеет текст методики (вопросы для экспертов), ключ к обработке данных, бланк ответов и интерпретацию результатов тестирования.
Интерпретация результатов.
Из существующих в математике шкал обработки фактических экспериментальных данных могут быть выбраны две шкалы для интерпретации полученного фактического материала: многомерная порядковая пятиуровневая шкала и шкала номинальная.
Проведение диагностического обследования позволяет выявить группы детей младшего школьного возраста со сниженными показателями по отдельным компонентам толерантности.
Самые низкие показатели в последние годы чаще всего выявляются по компонентам толерантности «эмоциональная устойчивость» и «ассертивность». Изучив каждый компонент толерантности в отдельности, педагоги должны определить акценты в проведении развивающей работы с детьми младшего школьного возраста и консультативной работы с родителями. Диагностика уровня толерантности младших школьников позволяет определить перспективу дальнейшей работы, а именно разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.

15