Методические рекомендации к практическим по дисциплине: Виды школьной программы с методикой преподавания (гимнастика)

Министерство образования и науки Самарской области
ГАОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж













СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



ДИСЦИПЛИНА «Виды школьной программы с методикой преподавания (гимнастика)»


гуманитарный профиль

специальность ( 050141 Физическая культура (квалификация физической культуры и спорта)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ









Тольятти, 2013 г.
Составитель: Шарафан Наталья Владимировна преподаватель ГБОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа





Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа
по специальности (050141 Физическая культура (квалификация физической культуры и спорта) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.























СОДЕРЖАНИЕ

Темы практических занятий
страницы

Содержание, формы организации и методика проведения занятий по гимнастике в школе.
5

Строевые упражнения. Методика обучения передвижениям.
7

Строевые упражнения. Методика обучения перестроениям.
9

Строевые упражнения, методика обучения упражнений в равновесии, прыжков (опорных, без опорных).
11

Выполнение переноски снаряда и партнёра.
13

Техника и методика обучения ОРУ.
15

Овладение техникой и методикой обучения в лазании по канату.
17

Овладение техникой и методикой обучения в упражнений на снарядах.
19






Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «Виды школьной программы с методикой преподавания (гимнастика)» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине «Виды школьной программы с методикой преподавания (гимнастика)» поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.




Желаем Вам успехов!!!

Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.1. Содержание, формы организации и методика проведения занятий по гимнастике в школе.

Название практической работы:
Содержание, формы организации и методика проведения занятий по гимнастике в школе.

Учебная цель: Определить содержание, формы организации и методику проведения занятий по гимнастике в школе.

Учебные задачи:
1.Знать содержание занятий
2.Подбирать формы организации занятий по гимнастике в школе.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
Организовывать занятия по гимнастике в школе.
Подбирать различные формы организации занятий.

знать:
Содержание занятий по гимнастике.
Методику проведения занятий по гимнастике в школе.

Задачи практической работы:


Определить задачи частей урока по гимнастке.
Подобрать формы организации учащихся в зависимости от задач урока по гимнастике.
3. Раскрыть методику проведения занятий по гимнастике в школе.

Обеспеченность занятия (средства обучения):


Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

Технические средства обучения:
–Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.


Рабочая тетрадь (в клетку).

Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части применяются след. Средства обучения: строевые упражнения, передвижение, перестроение, размыкание, ОРУ без предметов и с предметами.
К строевым упражнениям относятся: перестроение из одной шеренги в две, в три и обратно, перестроение из одной колонны в две, в три и обратно.
К передвижениям относятся: ходьба, бег- разновидности, фигурная маршировка.
К размыканиям относятся: размыкание приставными шагами, уступом.
ОРУ с предметами проводятся со скакалкой, с гимнастической палкой. С гимнастической скамейкой, в парах, с обручем, с мячами, у гимнастической стенки.
В основной части урока проводятся упражнения акробатики,опорных прыжков, на снарядах, в равновесии, прикладные упражнения.
В заключительной части проводятся эстафеты, малоподвижные игры.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Терминология подачи строевых команд.
Задачи и средства частей урока.
Формы описания гимнастических упражнений.

Задания для практического занятия:
Задача №1 Подобрать формы проведения занятий.
Задача №2 Определить содержание занятия.
Задача №3 Подобрать средства к различным формам проведения занятий.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.
(
Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в терминологии
«4»-незначительные ошибки в терминологии
«3»-грубые ошибки в терминологии

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000


Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.2. Овладение техникой и методикой обучения упражнения в равновесии, переноски груза в прыжках, общеразвивающих и строевых упражнений.

Название практической работы: Строевые упражнения. Методика обучения передвижениям.

Учебная цель: определить виды строевых упражнений, закрепить методику обучения.

Учебные задачи:
1. Знать виды строевых упражнений
2. Правильно использовать методику обучения.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
Проводить строевые упражнения в соответствии с требованиями.
Использовать различные методы обучения.

знать:
Команды строевых упражнений.
Методику обучения строевых упражнений

Задачи практической работы:

1. Разучить команды строевых упражнений.
2. Подобрать методы и методические приемы обучения.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

Технические средства обучения:
–Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.


Рабочая тетрадь (в клетку).

Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).






Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
К передвижениям относятся: ходьба, бег- разновидности, фигурная маршировка.
Команды подаются громко четко шагом марш! Бегом марш! противоходом на право марш! Змейкой марш!. Преподаватель правильно выбирает место так; чтобы видеть всех учащихся разучивать по показу ; по рассказу ; применять целостный и раздельный методы обучения

«Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1.Терминология подачи строевых команд.
2.Методика обучения строевых упражнений.
3.Методика обучения передвижений.

Задания для практического занятия:


Задача №1 Подобрать виды передвижений.
Задача №2 Определить методы обучения.
Задача №3знать терминологию передвижений.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.


Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в терминологии
«4»-незначительные ошибки в терминологии
«3»-грубые ошибки в терминологии


Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000


Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.2.Овладения техникой и методика обучения упражнений в равновесии, переноске груза, прыжках, общеразвивающих и строевых упражнений

Название практической работы: строевые упражнения методика обучения перестроения.

Учебная цель: определить виды строевых упражнений закрепить методику обучения

Учебные задачи:
1.знать виды строевых упражнений
2.правильно использовать методику обучения.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
Проводить строевые упражнения в соответствии с требованиями.
Использовать различные методы обучения.

знать:
Команды перестроений.
Методику обучения перестроений
Задачи практической работы:

1Разучить команды перестроений
2.подобрать методы и методические приемы обучения.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

Технические средства обучения:
–Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.


Рабочая тетрадь (в клетку).

Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).





Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
К перестроениям относятся перестроения из одной шеренги в две ( три ) и обратно, из одной колоны в две (три) и обратно ,перестроение по кругу.
Преподаватель правильно выбирает место так; чтобы видеть всех учащихся разучивать по показу ; по рассказу ; применять целостный и раздельный методы обучения.

«Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Терминология подачи команд для перестроений.
Методика обучения перестроений.
Запись команд для перестроений.

Задания для практического занятия:


Задача №1 Подобрать виды перестроений.
Задача №2 Определить методы обучения.
Задача №3знать терминологию перестроений.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.


Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в терминологии
«4»-незначительные ошибки в терминологии
«3»-грубые ошибки в терминологии


Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000




Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.3. Овладения техникой и методикой обучения упражнений в равновесии, прыжков (опорных, без опорных)

Название практической работы: строевые упражнения, методика обучения упражнений в равновесии, прыжков (опорных, без опорных)

Учебная цель: определить виды упражнений в равновесии, прыжков (опорных, без опорных)


Учебные задачи:
1.знать упражнения в равновесии, прыжков (опорных, без опорных)
2.правильно использовать методику обучения.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
- Проводить обучения упражнений в равновесии, прыжков (опорных, без опорных) в соответствии с требованиями.
- Использовать различные методы обучения.

знать:
-Методику обучения равновесии, прыжков (опорных, без опорных)
Задачи практической работы:

1.Разучить команды перестроений
2.Подобрать методы и методические приемы обучения.

Обеспеченность занятия (средства обучения):


Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

Технические средства обучения:
–Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.


Рабочая тетрадь (в клетку).

Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Равновесия выполняются на полу, на скамейке на бревне. Для обучения применяют зрительные ориентиры, физическую помощь и страховку. Опорные прыжки бывают опорные и без опорные, через козла, коня. Разучивание производится с приземления, с подводящих упражнений.
.
Преподаватель правильно выбирает место так; чтобы видеть всех учащихся разучивать по показу ; по рассказу ; применять целостный и раздельный методы обучения

«Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Терминология равновесий и опорных прыжков.
Методика равновесий и опорных прыжков .
Запись равновесий и опорных прыжков.

Задания для практического занятия:

Задача №1 Подобрать виды упражнений в равновесии, прыжков (опорных, без опорных) .
Задача №2 Определить методы обучения.
Задача №3знать терминологию упражнения в равновесии, прыжков (опорных, без опорных) .

Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.

Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в терминологии
«4»- незначительные ошибки в терминологии
«3»-грубые ошибки в терминологии

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000
Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.2.Овладения техникой и методика обучения выполнения переноски снаряда и партнёра.

Название практической работы: выполнения переноски снаряда и партнёра.

Учебная цель: выполнения переноски снаряда и партнёра.


Учебные задачи:
1.знать виды выполнения переноски снаряда и партнёра.
2.правильно использовать методику обучения.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
Проводить методику обучения выполнения переноски снаряда и партнёра. .
Использовать различные методы обучения.

знать:
Команды обучения выполнения переноски снаряда и партнёра. .
Методику обучения.
Задачи практической работы:

1Разучить команды перестроений
2.подобрать методы и методические приемы обучения.

Обеспеченность занятия (средства обучения):



Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

Технические средства обучения:
–Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.


Рабочая тетрадь (в клетку).

Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).




Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
К переноске снаряда и партнера относятся прикладные гимнастические упражнения для овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками.
Преподаватель правильно выбирает место так; чтобы видеть всех учащихся разучивать по показу ; по рассказу ; применять целостный и раздельный методы обучения

«Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Терминология переноски снаряда и партнера.
Методика обучения переноски снаряда и партнера.
Запись переноски снаряда и партнера.

Задания для практического занятия:


Задача №1 Подобрать виды переноски снарядов и партнеров.
Задача №2 Определить методы обучения.
Задача №3знать терминологию переноски.

Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.


Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в методике обучения
«4»-незначительные ошибки в терминологии
«3»-грубые ошибки в терминологии


Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000



Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.2.Овладения техникой и методика обучения ОРУ.

Название практической работы: техника и методика обучения ОРУ.

Учебная цель: определить виды техникой и методика обучения ОРУ.

Учебные задачи:
1.знать виды методики обучения ОРУ.
2.правильно использовать методику обучения.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
Проводить ОРУ в соответствии с требованиями.
Использовать различные методы обучения.

знать:
Команды ОРУ.
Методику обучения ОРУ без предмета и с предметами.

Задачи практической работы:

1Разучить команды для проведения ОРУ.
2.Подобрать методы и методические приемы обучения.

Обеспеченность занятия (средства обучения):


Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

Технические средства обучения:
–Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.


Рабочая тетрадь (в клетку).

Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).





Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
К ОРУ относятся упражнения без предметов и с предметами (гимнастическая палка, скакалка, мяч, обруч и т.д.)
.
Преподаватель правильно выбирает место так; чтобы видеть всех учащихся разучивать по показу ; по рассказу ; применять целостный метод обучения
«Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Терминология подачи команд для ОРУ.
Методика обучения ОРУ.
Запись команд для ОРУ.

Задания для практического занятия:

Задача №1 Подобрать методику обучения ОРУ. .
Задача №2 Определить методы обучения.
Задача №3Знать терминологию обучения ОРУ.


Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.


Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в терминологии
«4»-незначительные ошибки в терминологии
«3»-грубые ошибки в терминологии

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000







Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.3.Овладение техникой и методикой обучения акробатических упражнений и упражнений на снарядах.

Название практической работы: Овладение техникой и методикой обучения в лазании по канату.

Учебная цель: Определить виды лазаний по канату, закрепить методику обучения

Учебные задачи:
1.знать виды лазаний по канату
2.правильно использовать методику обучения лазаний по канату


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
Проводить вторую часть урока в соответствии с требованиями.
Использовать различные методы обучения лазаний по канату

знать:
-Методику обучения лазаний по канату

Задачи практической работы:

1.Обьяснить необходимость прикладных видов гимнастики
2.Подобрать методы и методические приемы обучения лазаний по канату

Обеспеченность занятия (средства обучения):


1.Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

2.Технические средства обучения:
3.Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.

4.Рабочая тетрадь (в клетку).

5.Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

6.Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).




Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
К лазаниям по канату относятся: лазание в три приёма, лазание в два приёма, лазание без помощи ног.

Преподаватель правильно выбирает место так; чтобы видеть всех учащихся разучивать по показу ; по рассказу ; применять целостный метод обучения
Лазание по канату разучивается по показу с о бьяснением техники. Учащиеся выполняют подводящие упражнения на полу, до середины каната, в целом.

«Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Терминология лазаний по канату
Методика обучения лазаний по канату
Методы обучения лазаний по канату

Задания для практического занятия:


Задача №1 Подобрать виды лазаний по канату
Задача №2 Определить методы обучения лазаний по канату.
Задача №3Знать терминологию.

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.


Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в терминологии, правильная методика обучения
«4»-незначительные ошибки в терминологии, в методике обучения
«3»-грубые ошибки в терминологии, в методике обучения


Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000




Раздел 1.Методика преподавания гимнастики

Тема 1.3.Овладение техникой и методикой обучения акробатических упражнений и упражнений на снарядах.

Название практической работы: Овладение техникой и методикой обучения в упражнений на снарядах.

Учебная цель: Определить виды упражнений на снарядах, закрепить методику обучения

Учебные задачи:
1.знать виды упражнений на снарядах.
2.правильно использовать методику обучения упражнений на снарядах.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен
уметь:
Проводить вторую часть урока в соответствии с требованиями.
Использовать различные методы обучения упражнений на снарядах.

знать:
-Методику обучения упражнений на снарядах

Задачи практической работы:

1.Обьяснить мужские и женские виды в гимнастике .
2.Подобрать методы и методические приемы обучения упражнений на снарядах.

Обеспеченность занятия (средства обучения):


1.Учебно-методическая литература:
- В.И. Петров «гимнастика и методика преподавания».

2.Технические средства обучения.

3.Видеоматериалы,
-фотоматериалы -Электронный учебник по гимнастике.

4.Рабочая тетрадь (в клетку).

5.Образцы документов (Конспекты уроков для младших, средних и старших школьников).

6.Чертежные принадлежности: (линейка, карандаш).




Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
К упражнениям на снарядах относятся: брусья параллельные, брусья разновысокие, упражнения на бревне, упражнения на коне, упражнения на кольцах, упражнения на перекладинах.

Преподаватель правильно выбирает место так; чтобы видеть всех учащихся разучивать по показу ; по рассказу ; применять целостный метод обучения
Упражнения на снарядах разучиваются по показу с обьяснением техники. Учащиеся выполняют подводящие упражнения с физической помощью, со страховкой, применяют самостраховку.

«Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

Терминология упражнений на снарядах
Методика обучения упражнений на снарядах
Методы обучения упражнений на снарядах

Задания для практического занятия:


Задача №1 Подобрать виды упражнений на снарядах
Задача №2 Определить методы обучения упражнений на снарядах
Задача №3Знать терминологию.


Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине или тетради для выполнения практических работ, либо в виде проекта документа на отдельном листе.


Критерии оценки деятельности
«5»-нет ошибок в терминологии, правильная методика обучения
«4»-незначительные ошибки в терминологии, в методике обучения
«3»-грубые ошибки в терминологии, в методике обучения

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
1.Смолевский С.М. Гимнастика и методика преподавания - М.2001
2.Петров М.В. Гимнастика и методика преподавания - М. 2000












13 PAGE 142015



 "$ёФ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15