Бинарный урок: литература — география (краеведение) Серебряный век русской поэзии (11 класс)


Открытый урок по литературе по теме «Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"». 7-й класс .Цели урока:
1) обучающие:– познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее историей и обычаями в повести “Тарас Бульба”, дать исторический комментарий;– раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы; 2) развивающие:– способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и художественной литературой, историческими источниками;– формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно-художественные средства;– развивать умение давать оценку литературным явлениям;– развивать творческие способности; 3) воспитательные:– воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донести до учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.– связать с современностью. Проявляется ли товарищество в вашем коллективе?Тип урока: комбинированный.
Методы: 
1) диалогический,2) объяснительно-иллюстративный,3) частично-поисковый.Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы рассуждение по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. А сейчас запишите сегодняшнее число, тему нашего урока. На доске вы видите эпиграф к нашему уроку “Нет святее уз товарищества” Тарас Бульба Остальное мы будем записывать постепенно, по мере прохождения каждого этапа. Слайд 1.
 II. Актуализация прежних знаний.
1. Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести.
Николай Васильевич Гоголь родился в селе Большие Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губернии. Вторая его книга носит название “Миргород” Эта книга включает в себя легендарную повесть “Тарас Бульба”, Повести “Старосветские помещики”, “Вий”, “”Повесть о том, как поссорился Ивн Иванович с Иваном Никифоровичем”. Слайд 2.
2. Проверка домашнего задания.
Рассказ о Тарасе.
Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке. Его гордость – его сыновья – Остап и Андрий. Тарас Бульба – полковник, один из командиров казачества. Он с уважением относится к товарищам-запорожцам, преданный казак, уважает и ценит обычаи. Слайд 3.
Работа с пропущенными словами.
Ваша нежба – чистое поле да добрый конь.
Сабля – вот ваша матерь.
Запорожье – вот где наука, так наука. Там вам школа.
Кому принадлежат эти слова? (Слова Тараса своим сыновьям.)
Что является главным для казака? (Главное для настоящего казака – чистое поле – воля, добрый конь, который никогда не бросит своего хозяина, сабля, которая защитит в трудную минуту казака.)
Кто такие казаки? Запорожские казаки? Слайд 4.
(Материал из учебника.) Гоголь обращается к прошлому Украины, изучает жизнь и быт казачества. Крестьяне убегали на юг, построили укрепление Запорожскую Сечь, а себя назвали запорожскими казаками.
Мы тоже на родном языке употребляем это слово – Казак. Э-э, ты ведь у нас казак! – говорим. Казак – это вольный, ни от кого независимый человек.
Кто населяет Запорожскую Сечь? (Самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, любящие воевать.) Слайд 5.
Мирное существование в Сечи – редкость. Обычное состояние – беспрерывные войны.
Что такое степь для казака?
Для казаков родина – это степь бесконечная, вольная, просторная. Таков и характер.
Степные просторы накладывали отпечаток на образе жизни казачества, на характерах казаков. Неслучайно вольная степь, широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Видеофрагмент фильма.
Условия приема в Запорожскую Сечь:
– статус вольного человека,– хорошее знание русского языка,– принадлежность к православной вере.– наличие специальной подготовки.
Как вы думаете, почему Остап и Андрий сразу были приняты в Сечь?
Наизусть из учебника.
Физкультминутка.
Что такое служба в Сечи? Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Здесь свои законы: жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство. Но главная цена человеческой жизни для казаков – товарищество и братство, основанное на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир в Запорожской Сечи. Слайд 6.
Занятия запорожцев: метко стреляли в цель, конные скачки, мало кто занимался ремеслом, гуляние с утра до вечера.
Работа с пропущенными словами.
Так вот она, Сечь! Вот то …, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как …! Вот откуда разливается … и козачество на всю Украйну!
Знакомство с картиной И.Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” Слайд 7.
История создания картины.
В основе картины лежит историческое событие, относящееся к 1676 году. Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняли ее от польских панов и турок. Турецкий султан Махмуд прислал письмо, в котором предлагалось сдаться без сопротивления. Запорожские казаки написали едкий ответ султану. Этот исторический эпизод взял Репин для своей картины. За столом сидит писарь и строчит письмо султану, а сидящие и стоящие казаки диктуют ему . Картина создавалась долго – 12 лет.
Узнаете в картине Тараса, Андрия, Остапа?
Казаки подчинялись Кошевому – атаману, который выбирался из своих же запорожских казаков. Важнее вопросы решали сообща. Законов было мало, но они были слишком суровыми. Каждый запорожец готов был умереть за товарища и за Отчизну.
Казаки всему учились сами, опытом, в пылу битв. Победить или погибнуть – девиз казаков. Девиз писали на своем оружии. Воля, непритязательный быт, разгульные обычаи и строгие законы закаляли казаков. Казаки, глядя постоянно смерти в глаза, старались не упускать выпавшую на долю их радость. Для них нет закона, кроме боевого товарищества.
О товариществе. Ученик. Видеофрагмент фильма “Тарас Бульба. Речь Тараса.
Считались ли законы жестокими?
Приемлимы ли они сейчас? Какие современные фильмы боевом товариществе знаете? А у вас проявляется товарищество?
(Ответы-рассуждения учащихся.)
Эпилог к уроку:
“Узы этого братства, – писал Гоголь о казаке в статье “О Малороссийских песнях”, – для него это выше всего, сильнее любви… Умирающий казак лежит среди девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей. Увидевши их, он насыщается и умирает”.
Написать сочинение-миниатюру “Плюсы и минусы Запорожской Сечи”
Прочитать отрывок из сочинения.
Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило, поразило?
Домашнее задание: Перечитать главы, нарисовать герб Запорожской Сечи.
Оценки за урок.