«Мотив любви в лирике Анны Ахматовой»


Конспект бинарного урока

Цели урока:
познакомить обучающихся с любовной лирикой А.Ахматовой;
выявить основные черты поэтики А. Ахматовой через анализ и интерпретацию стихотворения “Сжала руки под темной вуалью”;
совершенствовать навыки анализа художественного текста;
развивать навыки свободного и грамотного владения речью;
воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.
Задачи:
1. Расширить представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.
2. Развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений.
3. Воспитать ценностное, бережное отношение к семье.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с поэтическими текстами, работа в группах, конспектирование, просмотр видеофрагментов.
Основные термины и понятия: акмеизм, синквейн, психологизм, интерпретация, эпизод, размер.
Оборудование: мультимедийная презентация; проектор, печатные тексты, портрет А.А. Ахматовой, аудиофайлы, видеоролики.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Примечания

I. Мотивационный этап. Инициация (начало урока)

II. Вхождение или погружение в тему












1. Оргмомент
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.





2. Пробуждение интереса к получению информации.
Слайд 2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Любовь. Каждый слышит в этом слове что – то свое.
Слайд 3
Вспомним
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Слайд 4 Синквейн «Природа».
Слайд 5 творческой задание Напишите синквейн «Любовь»
Слайд 6 Правила написания синквейна.
Слайд 7 Чтение синквейнов.

Приветствуют учителя.





Учащиеся вспоминаю понятие «синквейн», размышляют, пишут синквейн.
Записывают в тетрадь тему урока и синквейн на тему «Любовь»










Метод «Синквейн»
Метод «Покопаемся в памяти»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


II.Осмысление содержания





















































































III. Интерактивная лекция























































IV. Применение полученных знаний

























V. Подведение итогов












1. Вступительное слово учителя:
А теперь окунёмся в атмосферу начала XX века
Слайд 8
Петербург. Конец 1913 года. Подвал «Бродячей собаки». «Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей «незавитой челкой», прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая, свои стихи”.
Примечание: Воспоминания Ю. Анненкова “Дневник моих встреч».
Слайд 9
2. Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.
Слайд 10












3. Учитель: Определите, пожалуйста, какие оттеки любовного чувства передают услышанные вами строки. Продолжите предложение «Любовь – это»
Слайд 11
















4. Учитель: Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой. Какая? Слушайте (учитель читает стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью»)
Анализ и интерпретация стихотворения. Работа в группах.
Вопросы для 1 группы:
- Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?
- Какие вопросы возникли у вас при прочтении стихотворения, что осталось непонятным?
- Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?
Вопросы для 2 группы
- Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?
- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?
- Какова тема этого стихотворения?
Вопросы для 3 группы:
- Что является основным событием стихотворения?
- Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?
- Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?
Учитель слушает учащихся, комментирует, по мере необходимости, ответы, направляет беседу в нужное русло.




5. Учитель: И на прошлом уроке и сегодня мы стараемся определить особенности поэтического мира А.Ахматовой. В течение одной – двух минут подумайте и запишите, какие особенности поэтического мира А.Ахматовой вы можете отметить.
На доске [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Группы получают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с изображениями [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на которых они должны вписать особенности лирики Ахматовой.
Пока учащиеся работают на экране видеоролики с романсами на стихи А. Ахматовой.
Затем «веточки сирени» прикрепляются на доске, к портрету Анны Ахматовой. Мы получаем своеобразный «Букет поэзии А. Ахматовой» На экране слайд 13










Краткое содержание лекции. У Анны Андреевны Ахматовой по воспоминаниям Надежды Яковлевны Мандельштам течение любовных романов было в основном однотипным. Но в ее стихах лирическая героиня, испытывающая чувство любви, была иной.
Явственна множественность обличий лирического «я»:
Слайд 14
Женщина - то из светской среды («под темной вуалью»), то из низов («муж хлестал меня... ремнем»), то из богемного кружка («Да, я любила их, те сборища ночные»); разница в социальном статусе осложняется переменой статуса семейного: порой она одинока, порой замужем, к тому же не только жена, но и любящая мать; иногда мы застаем ее на пороге молодости, а иной раз за этим порогом (кое-где это косвенно обозначено: «десять лет замираний и криков», «ждала его напрасно много лет»).
Слайд 15
Мужчина также не один и тот же: то ли его влечение к «ней» - единственное («со мной всегда мой верный, нежный друг»), то ли у него «другая жена» и суждено ему «со своей подругой тихой/Сыновей растить». Трансформации здесь перечислены не все, возможны добавления. Между тем в наше сознание «она» и «он» входят как две самотождественные фигуры, над всеми личностными различиями берет верх устойчивость типологического свойства - стабильность их ролевого положения в развертывающейся драме.
Слайд 16
Любовная повесть развертывается и вширь и вглубь - и как цепь драматических событий, и как наслоение переживаний и самоощущений. «Я» и «ты» («она» и «он») многообразно обнаруживают несходство взаимовосприятия, соответственно личностного поведения
Слайд 17 (таблица)
Он для нее - «милый», даже «непоправимо милый», «самый нежный, самый кроткий», «мудрый и смелый», «сильный и свободный», но и «наглый и злой», «пленник чужой»; она для него - «незнакомка», обессиленная своим влечением, чувственно желанная, но душевно безразличная («Какую власть имеет человек, / Который даже нежности не просит!»). Она - мучительно страдает, ей горько, больно, он - иронизирует, рисуется, наслаждается своей властью («О, я знаю: его отрада - / Напряженно и страстно знать, / Что ему ничего не надо, / Что мне не в чем ему отказать»). Она ему: «Ты знаешь, я томлюсь в неволе, / О смерти Господа моля», он - ей: «...иди в монастырь / Или замуж за дурака...». Она вместе с тем уверена в проникающей силе чувства, в неотвратимости его воздействия («Я была твоей бессонницей, / Я тоской твоей была», «А обидишь словом бешеным - / Станет больно самому»), он, при всем своем высокомерии, порой испытывает беспокойство, тревогу («проснувшись, ты застонал»).
Ее мучение переливается в мстительное предупреждение («О, как ты часто будешь вспоминать/Внезапную тоску неназванных желаний»), он иной раз готов оправдываться («Я с тобой, мой ангел, не лукавил»), в его чувственное желание порой прорывается истинное чувство («Как божье солнце, меня любил»), так что и определение «безответная любовь» (тоже используемое) вряд ли годится, оно сужает, упрощает ситуацию. Кое-когда происходит и перемена ролей: мужчине (точнее, «мальчику») дано испытать «горькую боль первой любви», женщина остается к нему равнодушной («Как беспомощно, жадно и жарко гладит/Холодные руки мои»). Ситуация скреплена сквозным лейтмотивом, и притом к нему несводима.
Слайд 18
В перипетиях напряженной драмы любовь окружается сетью противоречивых названий-толкований: свет, песнь, «последняя свобода» - и грех, бред, недуг, отрава, плен. Чувству сопутствует динамика разнородных состояний: ожидания, томления, изнеможения, окаменения, забвения. И, возвышаясь до неутолимой страсти, оно впитывает в себя другие сильные движения души (их также прежде, в пушкинские времена, именовали страстями) - обиду, ревность, отречение, измену.
Слайд 19
У Ахматовой есть выражение: «покой нелюбви». Слово найдено: «нелюбовь». Ахматова фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей, на отсутствии подлинной, глубинной близости - при наличии интимности. Поэзия осваивает особый, ранее не изображавшийся вариант схождения-расхождения, особую разновидность поведенческой ситуации.
Слайд 20
Самостоятельная работа над стихотворением.
Слайд 21
А, ты думал - я тоже такая,
Что можно забыть меня.
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе страшный подарок -
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь
И ночей наших пламенным чадом -
Я к тебе никогда не вернусь.

Комментарии учителя
Слайд 22
Любовный эпизод выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: он, в частности, никогда последовательно не развернут, в нем обычно нет ни конца, ни начала; любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора.
Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех - по торопливой азбуке любви. Отсюда - впечатление крайней интимности, предельной откровенности этой лирики.
Слайд 23

Выводы
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно заметить, что в самом начале лирических стихов героиня гордая, трепетная, нежная. А уже в конце - это многопознавшая женщина, прошедшая большой путь. Но на протяжении всего творчества лирическая героиня сильная, гордая. Это является одной из ярких особенностей её любовной лирики.
Слайд 24
Второй немаловажной особенностью лирических произведений Ахматовой является роль бытовой детали.
Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
3 ноября 1910
Слайд 25
Третья особенность произведений Анны Ахматовой это стихотворения, написанные в виде лирического дневника. Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу. Фрагмент придавал документальность произведению: ведь перед нами не то отрывок из услышанного разговора, не то обронённая записка:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стёртые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
А я была его женой.
«Он любил»

Слайд 26
И четвёртая особенность - это «романность».
Впервые мысль о «романности» в творчестве Ахматовой высказал Эйхенбаум. Он писал: «Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей».
Внимательно слушают учителя, создается эмоциональный настрой.







Ученицы читают отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви, отрывки расположены таким образом, что создается впечатление единого стихотворения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

В тетрадях и на слайде появляется центральное понятие урока любовь и те оттенки, которые существуют в лирики А. Ахматовой. Учащиеся читают свои предложения: «любовь - тяжесть - радость - несчастье - безумие - зависть - откровение - гордость - пытка - земная любовь».




Работа в группах. Анализируют стихотворение.





















Ученики выделят такие особенности как психологизм лирики  А. Ахматовой, чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя, драматургия стихотворения, выявляется сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе, говорящие детали, через которые передаются чувства героини.


























































Учащиеся работают самостоятельно. Заполняют «Двухчастный дневник»:
«Цитата – мои размышления»







Чтение ученических работ (по желанию)
















Учащиеся записывают тезисы в тетради.




































Метод «Ассоциаций»,
«Метод незаконченного предложения»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Метод активного чтения
Метод творческой интерпретации текста





















Приём «Букет поэзии Ахматовой»















интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры (кино- и фотохроники). Полезные ссылки на видеоматериалы. :
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


































Прием «Двухчаст-ный дневник»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















III. Рефлексия
Творческое задание: Напишите синквейн «Любовь в поэзии Анны Ахматовой»






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Интернет – ресурсы о творчестве А.А. Ахматовой.
Выполнила Ильиных Юлия (опережающее задание)

Творческая интерпретация полученной информации

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Метод «Синквейн» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Домашнее задание.
Домашнее задание:
«Вечером» («Звенела музыка в саду», 1913), «Небывалая осень построила купол высокий» (выразительное чтение, анализ стихотворений)
Поэма «Реквие




Список литературы
Ахматова А. Собрание сочинений в двух томах. - М.: Правда, 1990
Ахматова А.А. // Русская литература ХХ в.: В 2 т. Т.2. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. - Л.: Наука, 1968.
Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. - М.: Правда, 1991.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.: Литература, 1972.
Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. - М. Правда, 1991
Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой): вст. ст. к собр. соч.А. Ахматовой в 2-х томах, т.1. - М.: Правда, 1990









13PAGE 15


13PAGE 14815




Портрет Ахматовой.jpgЙВеб - квест. Ильиных Юлии 11 класс.pptЬТворческие работы учащихся.docШСинквейны учащихся.pptГ15