Статья Создание на уроках ситуации успеха для детей, имеющих способности и интерес к изучению английского языка


Создание на уроках ситуации успеха для детей, имеющих способности и интерес к изучению английского языка
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении детей дает возможность уделить особое внимание развитию коммуникативной компетенции при обучении английскому языку одаренного ребенка. Такой ученик не обязательно может быть силен во всех школьных предметах. Он может проявлять особые способности к предметам какого-либо цикла: например, гуманитарного или физико-математического, либо к программированию. Педагогу важно увидеть вовремя предрасположенность обучающихся к какому-либо школьному предмету и развивать эту способность.
Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения.
Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию нового и самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны в постановке сценок, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
На наш взгляд, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью необходимо разработать и использовать на уроках систему упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследо-вательской деятельности. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. В своей практике мы используем различные образовательные методы и разные формы работы при обучении одаренных детей.
На начальном этапе это может быть создание игровой ситуации с распределением ролей. Например, (1) доктор – пациент (учитель является пациентом, спрашивает совет у врача, а доктором – ученик, дающий советы пациенту); (2) продавец – покупатель (роль покупателя играет учитель, а продавец – ученик, дающий рекомендации при покупке какой-либо вещи). Это может быть разыгрывание коммуникативной сценки или сказочного отрывка, где одаренный ребенок выступает обычно в главной роли, требующей больших знаний и умений. На своих уроках мы используем разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков, часто привлекаем задания из творческих олимпиад и конкурсов. Учителю очень важно оказать доверие своим ученикам. С этой целью последний урок в конце четверти проводится учениками, которые выступают в роли учителя. Они составляют план урока, придумывают творческие задания для остальных обучающихся: кроссворды, ребусы, заполнение пропусков в предложениях словами или фразами и т.д.
На средней ступени обучения можно применять лексико-грамматические упражнения, развивающие умение учащихся применять знания на практике и умение логически мыслить: а) перефразировать предложение; б) найти ошибку в предложении; в) заменить подчеркнутое слово на нужное по смыслу; г) расставить фразы в диалоге в нужном порядке. Им даются домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам, особенно при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам.
На старшей ступени обучения успешно используем проектную технологию, которая помогает учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение замечать тонкие различия и предвидеть последствия, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип: учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают. Одаренные дети креативны. Учитель может использовать следующие приемы, стимулирующие и развивающие креативность детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, презентаций, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повел себя в экстремальной ситуации и т.д.). На старшей ступени обучения можно предложить такие задания: 1) дана ситуация, которая не завершена, придумай окончание рассказа; 2) дана пословица, например: A friend in need is a friend indeed или Every dark cloud has its silver lining (друг в беде – настоящий друг или нет худа без добра), нужно придумать рассказ, в котором эта пословица служит моралью или логическим выводом всего рассказа. Такие задания способствуют развитию у детей творческих способностей, гибкость мышления и богатое воображение. Одаренные дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одаренных детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актерского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать.
Работа с одаренными детьми дает неповторимое удовольствие, обогащает не только учеников, но и учителя, позволяет ему также творчески развиваться, стремиться к дальнейшему приобретению специальных знаний, самосовершенствоваться.