Рабочая программа ОП.01 Материаловедение графический дизайн

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Колледж декоративно-прикладного искусства
имени Карла Фаберже № 36











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины
ОП.01. Материаловедение


специальности:
072501 ДИЗАЙН (по отраслям)
(ГРАФИЧЕСКИЙ)
















Москва
2013 г.
ОДОБРЕНА
Предметно-цикловой
комиссией
Протокол № ____
от «__» _________ 2011 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 072501 Дизайн (по отраслям), 072501 Дизайн в информационных технологиях


Председатель ПЦК № 3

_____________ /

Заместитель директора
по учебной работе

___________ / В.А. Осовская/





Составитель:
Журба О. В., преподаватель ГОУ СПО КДПИ им. Карла Фаберже № 36.







Рецензент




Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО




СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. Материаловедение

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 072501 ДИЗАЙН (по отраслям), базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 070000 Культура и искусство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и направлена на формирование общих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ПК 2.1. Применять материалы с учетом их формообразующих свойств;
ПК 2.2. Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн – проекте.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
область применения;
методы измерения параметров и свойств материалов;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 120 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 80 часа;
самостоятельной работы студента 40 часов.



2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
20

контрольные работы
-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-

подготовить сообщение
40

Итоговая аттестация в форме: экзамена.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Содержание учебного материала




1.
Основные определения и терминология. Цель и задачи преподавания дисциплины. Классификация технических материалов. Обобщенный анализ технологии материалов Основные термины и определения. Свойства материалов
2
2

Классификация материалов
Содержание учебного материала
18




Современные классификации
2




Базовые природные материалы
2




Керамика
2




Металлы и их производные
2




Композиты и полимеры
2




Высокотехнологичные материалы
2




Материалы животного происхождения
2




Материалы растительного происхождения
2




Бумага. Картон
2


Раздел 1.
Полимеры

24


Тема 1.1. Состав и структура полимеров
Содержание учебного материала
2



1.
Строение полимеров. Природные и синтетические полимеры. Синтез термопластичных полимеров.

2

Тема 1.2. Номенклатура материалов на основе полимеров
Содержание учебного материала
2



1.
Термопластичные полимерные материалы. Термореактивные полимерные материалы. Каучуки и резины. Тонкие полимерные пленки и покрытия. Декоративные, фрикционные, антифрикционные, радио экранирующие, радиопоглощающие, пьезоэлектрические материалы и покрытия.

2


Самостоятельная работа студента.
4



Создание презентации по теме «Полимеры в современном предметном дизайне»



Тема 1.3. Области применения полимеров.
Содержание учебного материала
2



1.
Строительные пластмассы. Полимерные покрытия. Волокна для тканей. Отделочные пленки. Тепло- и гидроизоляционные полимерные материалы. Герметики. Звукопоглотители.

2


Самостоятельная работа студента.
2



Создание презентации по теме «Применение полимеров в быту»



Тема 1.4. Применение полимеров в архитектуре.
Содержание учебного материала
2



1.
Основные способы получения полимеров. Полимеризация. Поликонденсация. Формообразование. Механические и прочностные свойства. Теплопроводность и теплостойкость. Эстетические характеристики. Экологические свойства.

2


Самостоятельная работа студента.
2



Создание презентации по теме «Применение полимеров в архитектурном дизайне»



Тема 1.5. Применение полимеров в дизайне.
Содержание учебного материала
2



1.
Эстетические и эксплуатационные свойства полимеров. Роль полимеров в развитии дизайна 20 и 21 веков. Современные изделия на основе полимеров. Дизайн предметов быта.

2


Практическое занятие
2



Изучение свойств полимеров.




Самостоятельная работа студента.
2



Создание презентации по теме «Применение полимеров в дизайне интерьера»



Раздел 2. Минеральные вяжущие материалы

4


Тема 2.1. Определение, основы производства минеральных вяжущих материалов
Содержание учебного материала
2



1.
Отличительные свойства минеральных вяжущих материалов. Воздушные и гидравлические минеральные вяжущие материалы. Минеральные вяжущие материалы – основной материал строительных и отделочных работ.

2


Практическое занятие
2



Изучение свойств минеральных вяжущих материалов.



Раздел 3.
Керамика

24


Тема 3.1..
Общие сведения о керамике
Содержание учебного материала




1
Краткие исторические сведения о керамических материалах.
2


Тема 3.2. Ассортимент и способы получения керамических материалов.
Содержание учебного материала
4



1.
Основные процессы и методы традиционной технологии керамических материалов.

2


2.
Особенности изготовления изделий из технической керамики. Технология само распространяющегося высокотемпературного синтеза.

2


Самостоятельная работа студента.
4



Создание презентации на тему «Керамика. Старинные и современные народные промыслы»



Тема 3.3. Свойства и области применения керамических материалов.
Содержание учебного материала
2



1.
Эксплуатационно-технические свойства материалов из керамики. Структура. Механические и эстетические свойства. Конструкционные и конструкционно-отделочные типы керамических изделий.

2


Практические занятия
2



Изучение свойств керамики
Изучение способов обработки керамических материалов




Самостоятельная работа студента.
2



Сообщение «Керамика. Свойства и области применения»



Тема 3.4. Основы производства керамических материалов.
Содержание учебного материала
2



1.
Отличия производства фарфора и фаянса. Основы производства фарфора, фаянса и художественной керамики, температура обжига керамических изделий.

2


Практические занятия
2



Задачи по выбору керамических материалов.




Самостоятельная работа студента
4



Сообщение: «Фарфор, фаянс в дизайне»



Тема 3.5. Разнообразие керамических изделий
Содержание учебного материала
2



1.
Старинные и современные народные керамические промыслы. Керамические материалы, применяемые в разных отраслях промышленности

3

Раздел 4.
Стекло

8


Тема 4.1. Свойства стекла.
Содержание учебного материала
2



1.
Традиционная технология производства стекол и изделий (термическая, химическая, механическая). Новые технологии в производстве изделий. Витражи

2


Практические занятия
2



Выполнение фальшвитража




Самостоятельная работа студента.
4



у°Сообщение «Стекло. Методы получения и свойства».
Создание презентация «История витража»



Раздел 5
Краски

6


Тема 5.1.
Краски водоразбавляемые и летучесмоляные
Содержание учебного материала
2



1
Классификация водных составов. Водные и неводные эмульсии. .Классификация летучесмоляных красок. ГОСТы на краски.

3

Тема 5.4.
Красители и материалы для графики и искусства
Содержание учебного материала





История красок. Натуральные и искусственные красители.





Сухие графические материалы





Кисти. Спонжи для живописи и графики





Живописные материалы



Тема 5.2.
Краски эмалевые и масляные
Содержание учебного материала
2



1
Общие сведения. Классификация и назначение окрасочных составов. Характеристика масляных красок. Характеристика эмалевых составов

3


Самостоятельная работа студента.
2



Сообщение: «История красок»



Тема 5.3
Способы нанесения информации на материал
Содержание учебного материала
20




Этапы печати. Запечатываемый материал
2




Допечатные технологии. Оцифровка. Растрирование
2




Допечатные технологии. Цветопробы.
2




Высокая печать
2




Глубокая печать
2




Плоская печать
2




Трафаретная печать
2




Печать на хрупких материалах
2




Печать на продуктах питания.
2




Экопечать. Печать детской продукции.
2


Раздел 6.
Древесина

54


Тема 6.1. История применения древесины в Древней Руси.
Содержание учебного материала
2



1.
Исторические сведения о применении древесины в Древней Руси. Причины по которым старинные деревянные постройки не сохранились.

3


Самостоятельная работа студента.
2



Сообщение «Применение древесины в Древней Руси»



Тема 6.2. Производство древесина.
Содержание учебного материала
2



1.
Группы древесных пород. Технологические операции при производстве древесины.

2

Тема 6.3. Ассортимент материалов из древесины.
Содержание учебного материала
2



1
Основная номенклатура древесных материалов. Недостатки древесины: подверженность гниению и легко воспламеняемость, гигроскопичность.

2


Практические занятия
2



Изучение свойств древесины.



Тема 6.4. Свойства материалов на основе древесины.
Содержание учебного материала
2



1.
Экологические свойства древесины. Древесина, как конструкционный и конструкционно-отделочный материал.

2


Самостоятельная работа студента.
2



Сообщение «Древесина – экологически чистый материал»



Тема 6.5. Области применения материалов основе древесины.
Содержание учебного материала
2



1.
Требования к современным материалам. Достижения науки в создании новых материалов с заранее заданными свойствами. Мировые тенденции в развитии материаловедения.

2

Тема 6.6. Применение древесины в дизайне интерьера.
Содержание учебного материала
4



1.
Особенности применения древесины в дизайне интерьера Современные стилевые направления в дизайне.

2


Практическое занятие
2



Выполнение фактур древесины




Самостоятельная работа студента.
2



Выполнение презентации: «Древесина в дизайне»



Тема 6.7. Производство бумаги и картона.
Содержание учебного материала
4



1.
Особенности производства бумаги и картона. История создания бумаги и папируса.

2

Тема 6.8. Разнообразие сортов бумаги и картона.
Содержание учебного материала
4



1.
Особенности различных сортов бумаги. Особенность сортов картона и его классификация. Подбор необходимых сортов и веса бумаги в зависимости от назначения и художественной задачи

2


Самостоятельная работа студента.
2



Сообщение « Разнообразие сортов бумаги и картона »



Тема 6.9. Редкие сорта бумаги.
Содержание учебного материала
4



1.
Редкие сорта бумаги. Сорта бумаги для художественного творчества и полиграфической печати. Подбор необходимого сорта бумаги в зависимости художественной задачи и требований полиграфического производства.

2


Практическое занятие
2



Подбор сортов бумаги согласно требованиям художественного графических работ




Самостоятельная работа студента.
2



Выполнение презентации «Виды и сорта бумаги»



Тема 6.10. Применение бумаги и картона в дизайне упаковки.
Содержание учебного материала
4



1.
Назначение упаковки. Сорта упаковочной бумаги и картона. Методы подбора необходимого сорта бумаги и картона для создания дизайн - проекта картонной упаковки.

3


Практическое занятие
4



Выполнение упаковки по индивидуальному дизайн-проекту




Самостоятельная работа студента
4



Разработка эскиза упаковки



Итого:
120


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение» и лаборатории «Испытания материалов».

Оборудование учебного кабинета «Материаловедения»:
посадочные места по количеству студентов;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
комплект презентаций для проведения теоретических занятий;
комплект учебников (учебных пособий) по количеству обучающихся.

Технические средства обучения:
мультимедийный компьютер;
лицензионное программное обеспечение;
мультимедиа проектор и экран;
сеть Интернет, локальная сеть.

Оборудование лаборатории «Испытания материалов»:
рабочие места по количеству студентов;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
комплект презентаций для проведения практических занятий;
устройство для изучения свойств металлов;
прибор для проверки свойств полимеров;
образцы керамических изделий;
устройство для изучения свойств древесины.


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Гуляев А.П. Металловедение. – М.: Металлургия, 1986
Дополнительные источники:
Дриц М.Е., Москалев М.А. Технология конструкционных материалов и материаловедение.- М.:Высшая школа, 1990
Гуляев А.П. Металловедение. – М.: Металлургия, 1986.
Байер В.Е. Материаловедение для архитекторов, реставраторов, дизайнеров.- М.: Астрель, 2005_
Геллер Ю.А., Рахштадт А.Г. Материаловедение. – М.: Металлургия, 1989.
Кузнецов В.Н., Гусев В.К. Основы технологии переработки пластмасс.- М.:Химия, 1995

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования и опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий.


Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2
3

Умения:



выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн – проекте.
ОК 1-9,
ПК 2.1 – 2.4
Формы контроля обучения:
-домашние задания;
-тестовые задания по соответствующим темам;
- проверка сообщений и Сообщениеов.
Методы оценки результатов обучения:
- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- рубежный и итоговый контроль;
- накопительная оценка;
- экзамен.

Знания:



область применения;
ОК 1-9,
ПК 2.1 – 2.4


методы измерения параметров и свойств материалов;

ОК 1-9,
ПК 2.1 – 2.4


технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;

ОК 1-9,
ПК 2.1 – 2.4


особенности испытания материалов.
ОК 1-9,
ПК 2.1 – 2.4














ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Цель изучения материаловедения.
Металлические материалы: определение.
Свойства металлических материалов.
Сырьё для производства металлических материалов.
Технология производства металлических материалов.
Разнообразие строительных материалов из металлов.
Области применения чугуна. Чугун в дизайне городов.
Области применения сталей. Применение сталей в дизайне.
Благородные металлы и их применение в дизайне.
Нано кристаллические материалы.
Материалы на основе полимеров. Определение «Полимеры»
Исторические сведения о полимерах и их первом применении в дизайне.
Свойства материалов на основе полимеров.
История применения фенол формальдегидов и пластмасс в США.
Основы производства пластмасс.
Роль пластификаторов в создании материалов на основе полимеров.
Применение материалов на основе полимеров в дизайне.
Применение материалов на основе полимеров в строительстве и отделке помещений.
Разнообразие материалов на основе полимеров.
Минеральные вяжущие материалы: определение.
Исторические сведения о минеральных вяжущих материалах.
Две группы минеральных вяжущих материалов.
Применение минеральных вяжущих материалов в Древней Греции и Древнем Риме.
Цемент: история изобретения и применения.
Основы производства минеральных вяжущих материалов.
Применение гипса для отделки помещений.
Краски на основе минеральных материалов вяжущих.
Области применения минеральных вяжущих материалов.
Керамические материалы: определение.
Исторические сведения о керамических материалах.
Основы производства керамики.
Производство фарфора и фаянса.
История применения керамики в Древней Руси.
Керамика в Древней Греции.
Особенности дизайна «Дымковской» игрушки. История промысла.
Материалы из стеклянных и других минеральных сплавов. Определение и свойства.
Исторические сведения о применении стекла.
Основы производства материалов из стекла.
Две группы материалов из стекла.
Свойства материалов из стекла.
Применение стекла в дизайне.
Области применения материалов из стекла.
Древесные материалы: определение.
Основы производства материалов на основе древесины.
Макроструктура и микроструктура древесины.
Области применения древесных материалов.
Основы производства бумаги и картона.
Применение бумаги и картона в дизайне.
Применение картона в дизайне упаковки.
Использование древесины в строительстве в Древней Руси.









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141315




Заголовок 115