Календарно-тематическое планирование .Литература, 8 класс Г.С. Меркин


№ Дата Кол.
час. Тема урока Элементы основного содержания урока Тип урока Примеч.
План факт 1. 1 Художественная литература и история Своеобразие курса литературы в 8 классе. Культурное наследие страны Ознакомление с новым матер. 2. 1 Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета» Отражение истории в народной песне, темы и герои. Беседа. 3. 1 Песни о Степане Разине: «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка -астраханка». Средства выразительности в исторической песне, нравственная проблематика. Комбинированный урок 4. 1 Солдатские песни: «Солдаты готовятся штормовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск».
Обучение анализу исторической песни, план анализа.Историческая песня. Комбинированный урок 5. 1 РР Обучение анализу исторической песни РР Проверка ЗУН 6. 1 Житийная литература: «Сказание о Борисе и Глебе». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Комбинированный урок 7. 1 Основные нравственные проблемы «Жития Сергея Радонежского». Основные нравственные проблемы житийной литературы, анализ жития. Комбинированный урок 8. 1 «Слово о погибели Русской земли». Тематическое многообразие древнерусской литературы. Комбинированный урок 9. 1 «Житие Александра Невского». Готовность к подвигу во имя Руси. Средства выразительности в житийной литературе. Комбинированный урок 10. 1 Вн.чт. Просмотр и обсуждение фильма А. Тарковского «Андрей Рублев» Просмотр фрагментов фильма. Проверка и коррекция ЗУН 11. 1 Г. Р .Державин «Памятник». Отражение в творчестве фактов биографии Поэт и государственный чиновник. Знакомство с биографией поэта Ознакомление с новым матер. 12. 1 Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина «Вельможа» Служба, власть и народ- основные мотивы стихотворения Комбинированный урок 13. 1 Н. М. Карамзин. Основные вехи биографии Изучение биографии, Карамзин и Пушкин. Знакомство с «Бедной Лизой» Ознакомление с новым матер. 14. 1 «Бедная Лиза» Карамзина. Основная проблематика «Бедная Лиза»- новая эстетическая реальность. Новый тип героя, образ Лизы Комбинированный урок 15. 1 РР Обучение характеристике персонажа художественного произведения Проверка и коррекция ЗУН 16. 1 Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Комбинированный урок 17. 1 В. А. Жуковский «Лесной царь», «Невыразимое». Система образно- выразительных средств в балладе. Комбинированный урок 18. 1 РР Обучение выразительному чтению наизусть. Элегия «Море». Художественное богатство поэтических произведений. Проверка и коррекция ЗУН 19. 1 К. Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время…», «Смерть Ермака». Сведения о творчестве, изучение произведений. Комбинированный урок 20. 1 К. Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман», «Мой гений». Биография поэта, план анализа. Комбинированный урок 21. 1 РР Обучение анализу стихотворений Е. А. Баратынского Изучение стихотворений «Муза», «Чудный град порой сольется…». Проверка и коррекция ЗУН 22. 1 А. А. Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия» Биография Дельвига, особенность произведений. Комбинированный урок 23. 1 РР Обучение выразительному чтению наизусть стихотворений Н. М. Языкова. Обучение выразительному чтению стихов «Родина», «Пловец» Проверка и коррекция ЗУН 24. 1 А. С. Пушкин. Основные этапы творчества. «19 октября» В мире художественного слова А. С. Пушкина. Ознакомление с новым матер. 25. 1 РР Обучение сравнительному анализу. «Песни о Стеньке Разине». Сопоставление с песней о Разине (устное народное творчество). Проверка и коррекция ЗУН 26. 1 Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие пр- ия. История написания и основная проблематика. Чтение и анализ первых трех глав. Комбинированный урок 27. 1 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Путь духовного становления Гринева. Гринев и Швабрин. Комбинированный урок 28. 1 РР Обучение Сравнительной характеристике героев повести. Пугачев и народ Работа с главами 6- 11. Проверка и коррекция ЗУН 29. 1 Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Обобщение и систематизация материала. Комбинированный урок 30. 1 РР Обучение сбору материала для написания контрольного сочинения по повести. Выбор тем, составление плана, подборка рабочего материала. Проверка и коррекция ЗУН 31. 1 М. Ю. Лермонтов и Кавказ. Творческая история поэмы «Мцыри». Особенности историзма в творчестве Лермонтова. Ознакомление с новым матер. 32. 1 Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Структурные особенности произведения. Комбинированный урок 33. 1 Образ главного героя поэмы «Мцыри». Анализ художественных приемов. Способы раскрытия образа главного героя поэмы, образ- персонаж, образ- пейзаж. Комбинированный урок 34. 1 Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания, знакомство с комедией. Основные вехи биографии, «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Комбинированный урок 35. 1 Разоблачение пороков чиновничества в комедии. Приемы изображения. Углубление понятия о сатире и ее средствах, характеристики героев. Комбинированный урок 36. 1 Хлестаков и хлестаковщина. Особенности композиции. Характеристика главных героев, выделение композиционных выделений. Комбинированный урок 37. 1 Вн.чт. «Ревизор» в театре и кино Просмотр фрагментов театральных постановок, фильмов Проверка и коррекция ЗУН 38. 1 Вн.чт. Мир реальный и мир фантастический в повести Н.В. Гоголя «Портрет» Композиция повести. Образ художника. Мир искусства Проверка и коррекция ЗУН 39. 1 Особенности историзма И. С. Тургенева. Повесть «Ася». Личность и взгляды И. С. Тургенева. Произведения о любви. Ознакомление с новым матер. 40. 1 Личность и взгляды И. С. Тургенева. Произведения о любви. Личность и взгляды И. С. Тургенева. Произведения о любви. Комбинированный урок 41. 1 Вн.чт. Автобиографизм и художественный вымысел в повести И.С. Тургенева «Первая любовь» Проверка и коррекция ЗУН 42. 1 Н. А. Некрасов. Судьба и жизнь народная. «Тройка», «Внимая ужасам войны». Основные темы поэта. Комбинированный урок 43. 1 Раскрытие лирических переживаний в стихотворениях Н. А. Некрасова. Раскрытие лирических переживаний. Комбинированный урок 44. 1 А. А. Фет. Мир природы: «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир от красоты» Краткие сведения о поэте, мир природы и духовности в поэзии. Комбинированный урок 45. 1 А. Н. Островский «Снегурочка». Творческая и сценическая история. Слово о писателе, знакомство с пьесой. Комбинированный урок 46. 1 «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Работа с текстом. Комбинированный урок 47. 1 РР Обучение анализу эпизода драматического текста. Образ Снегурочки. Письменная работа. Проверка и коррекция ЗУН 48. 1 «Снегурочка»: народные обряды, элементы фольклора в сказке. Продолжение анализа текста. Комбинированный урок 49. 1 РР Подготовка к сочинению по пьесе Написание сочинения Проверка и коррекция ЗУН 50. 1 Л. Н. Толстой. «Отрочество». Основные вехи биографии писателя, знакомство с главами «Отрочествами». Ознакомление с новым матер. 51. 1 Зачетный урок по теме «Из литературы 19 века». Контроль и проверка знаний. Проверка и коррекция ЗУН 52. 1 Л. Н. Толстой «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Особенности рассказа. Контраст- основной прием. Комбинированный урок 54. 1 Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Идея рассказа, характеристика героев. Комбинированный урок 55. 1 М. Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе». Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького Комбинированный урок 56. 1 В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Краткие сведения о поэте, «я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. В. Маяковского. Комбинированный урок 57. 1 Н. А. Тэффи «Свои и чужие», М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей», художественное своеобразие. Комбинированный урок 58. 1 Вн.чт.«Сатира начала 20 века»: «Счастливый случай» М. Зощенко. Анализ произведения. Проверка и коррекция ЗУН 59. 1 Труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения Б. Кедрина «Зодчие» Сведения о поэте, основные мотивы баллады, художественная идея. Комбинированный урок 60. 1 Тема творчества в лирике Н. А. Заболоцкого 50- 60-х годов. «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Комбинированный урок 61. 1 Любовь, доброта и мечта в повести А. Грина «Алые паруса». Работа с текстом, язык и стиль повести. Комбинированный урок 62. 1 Человек и война, литература и история в творчестве В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» Комбинированный урок 63. 1 Судьба страны в поэзии А. Т. Твардовского: «За далью - даль». Россия на страницах поэмы. Образ автора. Комбинированный урок 64. 1 20 век на страницах прозы В.Распутина. «Уроки французского». Нравственная проблематика повести, центральный конфликт и основные образы. Комбинированный урок 65. 1 20 век на страницах прозы В.Распутина. «Уроки французского».. Нравственная проблематика повести, центральный конфликт и основные образы. Комбинированный урок 66. 1 Вн.чт.Литературная игра «Русская литература 20 века». Систематизация и контроль знаний по теме. Проверка и коррекция ЗУН 67. 1 Вн.чт. Певец великих чувств и вечных тем - У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Слово о писателе. Сценическая история пьесы. Проверка и коррекция ЗУН 68. 1 Сервантес «Дон Кихот» - вечная книга, вечный герой. Работа над содержанием книги, обсуждение «Дон Кихот – книга на все времена. Комбинированный урок 69. 1 Рекомендации книг для чтения летом Читательская конференция 70. 1 Резерв. 3