Проектирование современного урока при переходе на ФГОС ООО








Проектирование современного урока
при переходе на ФГОС ООО
  (методические рекомендации)




Подготовила:
Полоусова В.В.
Руководитель МО ЕЦ МБОУ «ЭТЛ»



г.Элиста 2015
Типы современного урока.
Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.
Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.
Типы урока
Тип урока
Целевое назначение
Результативность обучения

Урок первичного усвоения новых знаний  
Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний
Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями  
Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)
Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний
Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний
 
Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)
Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний
Закрепление предметных знаний, формирование УУД
Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь


Контрольный урок
Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи
Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок
 
Индивидуальная работа над допущенными ошибками
Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок
Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных
Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока
Запланированный результат

Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,
компьютерном классе, предметном кабинете) 
Практическая направленность изучения теоретических положений
Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Урок решения практических, проектных задач
Практическая направленность изучения теоретических положений
Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

 


1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§ с целью подготовки к контрольному уроку
§ с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)


2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
§ в знакомой ситуации (типовые)
§ в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
 

 



Технологическая карта урока
- способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Параметры урока:
Этап урока
Время, мин
Цели
ЗНАНИЯ сообщаются (дать, создать представление, расширить, подвести детей к знакомству с понятием...)
УМЕНИЯ формируются ( научить, определить)
НАВЫКИ отрабатываются ( автоматизировать, научить применять навык к случаю)
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД

Связь личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий) с содержанием учебных предметов, технологиями и формами работы Целью Образовательной системы «Школа 2100» и стандартов нового поколения (ФГОС) является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека который: – обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
– владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира); – привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; – усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;
– толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других; – эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
– способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание

1.Организационный этап







2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.







3. Актуализация знаний







4. Первичное усвоение новых знаний







5. Первичная проверка понимания







6.Первичное закрепление






7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении






8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 2
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний и умений (УКПЗиУ)
( урок закрепления)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание

1.Организационный этап







2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний







3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся







4. Первичное закрепление новых знаний

Типовые ( в знакомой

Конструктивные ( в

ситуации)

измененной ситуации)




5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания)







6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении






7. Рефлексия ( подведение итогов занятия)







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №3
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:
Образовательная:
Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок актуализации знаний и умений (УАЗиУ) (урок повторения)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание

1.Организационный этап






2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных ЗУН учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач






3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся






4. Актуализация знаний

С целью подготовки к к/р

С целью подготовки к



изучению новой темы



5. Применение знаний и умений в новой ситуации







6. Обобщение и систематизация знаний







7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция







8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении






9. Рефлексия (подведение итогов занятия)








ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №4
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний и умений ( УСОЗиН)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание

1.Организационный этап







2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся







3. Актуализация знаний









4. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Воспроизведение на новом



уровне ( переформулиро
ванные
вопросы)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации








6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция







7. Рефлексия (подведение итогов занятия)








ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №5
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок контроля знаний и умений ( УКЗиУ)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание

1.Организационный этап









2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся








3. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебный умений












7. Рефлексия (подведение итогов занятия)



















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 6
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:


ТИП УРОКА: Урок коррекции знаний, умений и навыков ( УКзун)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание

1.Организационный этап







2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся










3. Итоги диагностики (контроля) ЗУН











4. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении












5. Рефлексия (подведение итогов занятия)











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №7
Учитель: Класс:
Цели:
Развивающая:

Образовательная:

Воспитательная:

ТИП УРОКА: Урок комбинированный ( УК)
Методы:
Формы:
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание

1.Организационный этап






2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся






3. Актуализация знаний







4. Первичное усвоение новых знаний







5. Первичная проверка понимания







6. Первичное закрепление







7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция







8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении







9. Рефлексия (подведение итогов занятия)







Технологическая карта.
Тема урока  

Тип урока  

Дата урока  

Образовательные ресурсы  

План урока  

Цели урока  

Формы и методы обучения  

Основные термины и понятия  

Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
Получат возможность научиться:
 

Организационная структура урока  

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации совзаимодействия на уроке
УУД

Организационный момент  
 
 
 
 

Актуализация знаний  
 
 
 
 

Изучение нового материала  
 
 
 
 

Первичное осмысление и закрепление  
 
 
 
 

Итоги урока.
Рефлексия  
 
 
 
 

Домашнее задание  
 
 
 
 


Правила на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать «зачем ему это?», т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете», «Я думаю, что, но может, я ошибаюсь».
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа.

Рефлексия

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Приемы организации рефлексии на уроке:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. «Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
 «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
 «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
2. Рефлексия деятельности
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался";
"Я похвалил бы себя";
"Особенно мне понравилось";
"После урока мне захотелось";
"Я мечтаю о ";
"Сегодня мне удалось";
"Я сумел";
"Было интересно";
"Было трудно";
"Я понял, что";
"Теперь я могу";
"Я почувствовал, что";
"Я научился";
"Меня удивило" и т. п.

"Каким было общение на уроке?.
 - занимательным
 - познавательным
 - интересным
 - игровым
 - необычным
 - скучным
 - радостным
 - дружелюбным

(Синквейн) 
«Сегодня на уроке я повторил»
«Сегодня на уроке я узнал»
«Сегодня на уроке я научился»

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным





2. Обдумайте ответы на следующие вопросы:
Что нового узнали на этом уроке? Понадобятся ли полученные знания в жизни?
 Критерии самооценки (Поставьте знаки "+" -да, "- " - нет)

Я активно участвовал (а) на уроке


Мои ответы были аргументированы


Мне было интересно


Был невнимателен


Отвлекался


Полезным ли для вас оказался этот урок?


Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?


Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ГИА (ЕГЭ)?


Самооценка


Оценка учителя


3. Рефлексия содержания учебного предмета
1. «Поезд».
На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
2. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
 - анализ своих успехов
2 этап – анализ работы одноклассников
3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

 Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 
·