Презентация по литературе М.Е.Салтыков -Щедрин(10 класс)


М.Е.Салтыков-Щедрин.Личность и творчество.Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(15 января (27 января) 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889) «Я писатель, в этом моё призвание» М.Е.Салтыков-Щедрин Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни.И.М.Сеченов. Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина – известного писателя второй половины XIX века – чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, очерки, рассказы, статьи, сказки. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились особенности сатиры писателя. «Я люблю Россию до боли сердечной, - писал Салтыков-Щедрин, - и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России…» Родина писателя- село Спас-Угол. Дом, в котором жил и умер М.Е.Салтыков-Щедрин. Усадьба Салтыковых Монумент-бюст М. Е. Салтыкова-Щедрина на его могиле Памятник Салтыкову-Щедрину в Москве на Тверской площади. «Сказки для детей изрядного возраста.» Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Словарная работа: 1.Гротеск-тип художественной образности, основанный на фантастике, схеме, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.2.Гротеск-изображение действительности в причудливом, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического, страшного со смешным. 3.Гипербола- стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. «Эзопов язык» в произведениях писателя. ЭЗОПОВ ЯЗЫК (по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Какая сказка изображена на иллюстрации? Кукрыниксы (М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова). Иллюстрация к сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». 1937–1939 гг. Определите, какой из эпизодов сказки изображён художником? «Дикий помещик»(1869г.) Беседа: Назовите элементы народной сказки.В чём отличие от сказок народных?Какие пороки обличает писатель? Над чем смеётся?Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку? Какова цель сказки «Дикий помещик»? Пробудить самосознание, показать отношения между помещиками и народом.Народ- создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание. «Премудрый пескарь»(1883г.) Как вы понимаете смысл заглавия ?Каково значение эпитета “премудрый”? Работа по сказке. Меняется ли к концу сказки общий эмоциональный тон повествования, общее настроение?Чем эти перемены , по вашему мнению , вызваны?Как , по предположению автора, кончает свою жизнь пескарь? Что за мысли посещают пескаря перед смертью? «Жил – дрожал, и умирал - дрожал». Какова цель сказки «Премудрый пескарь»? Показать, в чём смысл жизни и назначения человека.Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле. История создания романа «История одного города».Жанровые особенности романа.Анализ текста. Автор работы: учитель русского языка и литературы Сизова М.А.МБОУ « Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»