Разработка урока по основам православной культуры на тему Монастырь


ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА
«Монастырь»
Ф.И.О.: Горнова Ольга Владимировна.
Место работы: МБОУ Старогородковская СОШ.п.Старый городок.Одинцовский р-он.
Должность: учитель начальных классов
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; осмыслить роль монахов в истории России, дать представление о монашеском образе жизни.
Задачи урока:
Обучающая: дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях; познакомить с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.
Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека;
Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания
Ключевые понятия урока: монах, призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу, монашеское облачение.
Задачи:
Личностные
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
МетапредметныеПознавательные
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Регулятивные
Работать по плану, сверять свои действия с целью;
Коммуникативные
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Предметные
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).Необходимое техническое оборудование: .Мультимедийный проектор.
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
Диск с материалами урока. (Презентация).Индивидуальный раздаточный материал
толковый словарь.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся Время
(в мин.)
1 Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. Включение в деловой ритм урока.
- Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.
Садитесь, пожалуйста.
(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря) Учащиеся настраиваются на урок 1
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): (Слайд 2)
- Где могут зазвонить колокола?
(В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).
2. Ресурсный круг
- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?
.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя 2
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Постановка учебной задачи.
Построение исследования.
Усвоение новых знаний.
Работа в группах.
Выступления учащихся по группам.
ФизминуткаЗакрепление пройденнлого материала.
Самостоятельная работа.
Домашнее задание
Рефлексия деятельности. Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…
3. Чтение стихотворения учителем под музыку. (Слайд 3)
Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладный веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом.
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом.
И внемлет вечное Бог-Слово
Их тяжкий труд благословив
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.
- О чем стихотворение? (О монастыре)
- Кто из вас может определить тему урока?
(Слайд 4)
- Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?
- Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?
Определение монастыря (слайд5)

-А теперь смотрите и запоминайте. (Слайд 6-9)
Экскурсия по монастырям нашего края.
1.Ново-Иерусалимский мужской монастырь близ Истры,
2.Саввино-Сторожевский мужской монастырь в г.Звенигороде.
3. Спасо-Бородинский женский монастырь
В Бородино.
4. Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь — расположен в городе Можайске,
В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?
-Ответьте, кто живёт в монастыре? отгадав загадки.
Первая загадка:
В черном, с четками в руках, О душе своей в слезах Богу молится … Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман Говорят о многом нам: Так одет монах, друзья, Жить, как все, ему нельзя! Инок, мантией одетый, Давший Господу …
(Ответы учащихся).
Молодцы
Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?
Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.(слайд 10-13)
Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника и презентацию.
(Слайд 14-18)
Клобук  - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей
Мантия –  с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
Пояс -  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Прочитайте текст урока №25, обсудите вопросы и выполните задания:
1гр. Объясни значение слова послушание.
Почему монахи так ценят послушание?
2гр.Расскажите о монашеских обетах.
Что обозначает постриг монаха?
3гр.Где может быть монашество?
Рассказ легенды о царевиче Иоасафе.
4гр. Когда можно стать монахом
(монахиней)?
Почему св. Лука считал, что и став монахом, он должен остаться врачом?
Слайд (21-24)
А сейчас мы с вами, дети,Отдохнём и разомнёмся.
Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки,
(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок)
Монастырь ( посмотрите по сторонам).
Работа на раздаточном материале.
Ребята, подумайте, вспомните всё о чём мы говорили сегодня на уроке и заполните кроссворд.
(слайд 25)
Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.
Составьте дома, вместе со своими родными, правила поведения в монастыре и подумайте над вопросом- почему монахи считают себя воинами?
С кем или с чем они ведут борьбу?
Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Как вы думаете, легко ли быть монахом?
Как вы поняли смысл притчи?
Чем монастырь отличается от церкви, а монах от священнослужителя? Мотивация учащихся к изучению темы урока
Учащиеся ставят цели формулируют тему урока
Называют тему «Монастырь»
Ответ
Том Сойерг..Истра, г.Звенигород,
г..Бородино, г.Можайск.
Учащиеся отгадывают загадки
Ответы:
Монах
Обеты
Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию
Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники
Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом
Смотрят презентацию, анализируют ситуацию
Используют материал учебника составляют ответ.
Учитель называет слова - учащиеся выполняют действия.
взаимопроверка
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности ,соотносят цель и результаты. 10
5
5
8
5
2
5
1
1