Методическая разработка на тему Пути повышения эффективности воспитательной и культурно-просветительской деятельности в процессе обучения


Муниципальное бюджетное учреждение детского образования
Детская школа искусств №10 Кировского района г.о. Самара









«Пути повышения эффективности воспитательной и культурно- просветительской деятельности в процессе обучения.»





Выполнил:
педагог дополнительного образования
Назаркина Т.Н.












Самара,2017

«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно».
Киплинг
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы повышения эффективности работы в процессе обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, педагогики и теории управления познавательной деятельностью. Для того чтобы разобрать пути повышения эффективности любой деятельности, напомню основные понятия воспитательной и культурно-просветительной деятельности.
Воспитание – это деятельность, «направленная на организацию воспитательной среды, и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития (Мижериков В.А., Ермолаенко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. зав. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С.106).
Воспитательная деятельность- это система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. Воспитательная деятельность-вид социальной деятельности, направленный на передачу от поколения к поколению накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития человека. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97).

Под культурно-просветительской деятельностью понимается прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества. Культурно-просветительская деятельность осуществляется посредством различных технологий, выбор которых зависит от целей и задач ее организации для той или иной аудитории.
Обучение и воспитание – это две стороны одного процесса: невозможно обучать, не оказывая воспитательного влияния, а воспитание невозможно без элементов обучения. В процессе обучения основополагающим является повышение воспитательной и культурно-просветительской деятельности педагога и обучающихся. Культурно-просветительская деятельность педагога заключается в приобщении обучаемых к культуре: в ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей. Педагог должен стать главным проводником культуры не только в отношении своих учеников, но и окружающих его людей в микрорайоне, городе, поселке. Через культуру формируются ценностные ориентации обучаемых, духовная составляющая личности. Здоровье общества зависит в первую очередь от духовного здоровья каждого отдельного человека, и большая доля ответственности за это лежит именно на педагогах.
Технологии культурно-просветительской деятельности уникальны и разнообразны. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения их количества и всестороннего улучшения их моделей. Данные технологии особенно востребованы в системе образования, так как их применение благотворно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Использование современных  инновационных методик, новые формы организации и проведения учебных занятий;
продолжать методическое совершенствование  педагогов  для повышения их профессионализма;
экспериментальная деятельность;
концертная деятельность;
участие в мастер-классах;
экскурсии (посещение музеев и концертов);
видео уроки;
простое прослушивание и анализ прослушенного материала;
участие родителей в воспитательном процессе обучения;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Компьютерные экскурсии, посещение познавательных маршрутов на базе ИКТ.
В современной системе образования культурно-просветительская деятельность задает направление на воспитание культурных и семейных ценностей, просвещение и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для решения стратегических задач воспитания духовно- нравственной личности, благородного, великодушного человека, способствует подъему педагогической культуры.

1.Мижериков В.А., Ермолаенко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. зав. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С.106.
2.Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 97