Программа воспитательной работы «МЫ – ГРАЖДАНЕ СВОЕЙ СТРАНЫ» Возрастной контингент :13-15лет Срок реализации: 2 года


Администрация Бутурлинского муниципального района
МБОУ Ягубовская СОШ

Утверждаю
Директор ______И. Н. Чванова
Пр. от «___»________№___




Программа воспитательной работы

«МЫ – ГРАЖДАНЕ СВОЕЙ СТРАНЫ»
Возрастной контингент :13-15лет
Срок реализации: 2 года





Составитель программы:
Малинин Алексей Михайлович,
классный руководитель,
учитель физики

















с. Ягубовка

2016 г


Оглавление.


Паспорт программы
Пояснительная записка
Аналитическая часть
Цель и задачи программы
Модель воспитательной программы
Механизм реализации программы
Этапы реализации программы
Принципы реализации программы
Содержание программы
Классное ученическое соуправление
Кадровое обеспечение
Диагностическое сопровождение
Ожидаемые результаты
Оценка эффективности программы
Литература
























ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1
2
3

1
Тип образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ягубовская средняя общеобразовательная школа.
Реализует образовательную программу дошкольного , начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

2
Контингент обучающихся
Учащиеся 8 класса
Всего 13 учащихся из них:
Многодетные- 3
Потеря кормильца -2
Дети из социального приюта -0

3
Наименование программы
«МЫ – ГРАЖДАНЕ СВОЕЙ СТРАНЫ»


4
Основание для разработки программы

Возникшие
Основные проблемы в классе:
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- улучшения взаимоотношений в классе;
- организация самоуправления;
- учебная дисциплина;
- вовлечение родителей в общественную жизнь класса.

5
Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи: Эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.


6
Основные направления программы
Граджанско -патриотическое
Духовно - нравственное
Спортивно - оздоровительное
Трудовое, профориентационное
Профилактическое, формирование правовой культуры
Мониторинг и диагностика воспитательной деятельности
Семья

7
Сроки и этапы

I этап – подготовительный
2016-2017
II этап – основной
2017-2018


8
Ожидаемые результаты
Самоактуализированность личности учащихся.
Развитие креативных способностей учащихся.
Сформированность нравственной направленности учащихся.
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.

9
Система контроля
Систематический анализ результатов реализации программы.
Обсуждение результатов на родительских собраниях, классных часах, педсоветах.


Ресурсное обеспечение программы

10
Кадровый потенциал
Учителя – предметники, соцпедагог,
музыкальный работник ,библиотекарь


Правовой потенциал
Федеральные, региональные, районные документы, Устав школы, локальные акты


Информационный потенциал
Интернет, телевидение, СМИ


Материально – техническая база
компьютерный класс ,
мультимедийная аппаратура, музыкальный центр,
библиотека, музей, столовая,
автобус, « Газель»,
спортивный зал, туристическое оборудование,
мастерская.


Социальные связи:

ЦДО «Бутурлинец», УОМПиС, сельская и школьная библиотеки, СДК, родители, педколлектив, РДК, центр «Виктория», кружки по интересам.

11
Научно –методическое обеспечение программы
Работа творческих групп педагогов: разработка методических пособий
повышение квалификации педагогических кадров
диагностика условий , результатов процессов педагогической деятельности в рамках программы
работа методического объединения кл.руководителей


12
Управление реализацией программы
Кл.руководитель, , зам. директора по УВР.


Нормативно – правовая база
Конституция Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Конвенция ООН о правах ребенка
Национальная доктрина образования Российской Федерации
Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»
Документы и материалы Министерства образования Российской Федерации
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Устав МБОУ Ягубовской СОШ
Локальные акты:
- Устав детского общественного объединения «Факел»
- Положение о родительском комитете
- Положение о школьном ученическом самоуправлении
- Положение о родительском собрании
- Положение о Совете профилактики правонарушений
- Положение о дополнительном образовании
- Положение о методическом объединении классных руководителей



II.Аналитическая часть

В классе 13 обучающихся, в том числе 1 ребенок-инвалид находится на индивидуальном домашнем обучении, 3 из многодетной малообеспеченной семьи, 2 – по потере кормильца, 9 детей из малообеспеченных семей. Все семьи проживают в собственном жилье. У всех детей есть место для занятий и отдыха.
В классе еще не сформировался коллектив. Нет явного лидера, класс разделен на отдельные группы. Есть проблемы с дисциплиной со стороны Сидорова ЕгораА. Мальчики могут безответственно относиться к дежурству по классу. В текущем учебном году наблюдается снижение качества знаний: если в 2015-16 учебном году в классе было трое «хорошистов», то по предварительным итогам 1 четверти только 2 обучающаяся имеет по всем предметам «4» и «5».





















III. Пояснительная записка.
В каждом человеке природа всходит всходит всходит либо злаками, либо сорной травой;
пусть он своевременно поливает
первое и истребляет второе
Фрэнсис Бэкон
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.
Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.



IV. Цель и задачи программы
«Воспитание – это не работа, бесполезно заложенная функционалами, это реализация своей позиции; позиция – это деятельность и сознание».
П.В. Степанов
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях.  Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
Я стала классным руководителем 7 класса в 2015 году. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как начинающему классному руководителю, необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития каждого ученика.
Концепция программы строится на системном подходе к образованию, обновления воспитания и развития свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению.
В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
Цель программы воспитательной деятельности:
Создание условий для самореализации и самовоспитания обучающихся, их конструктивного взаимодействия с социумом и окружающей средой.
Данная программа воспитательной деятельности может быть рассчитана не на один год, но при этом возможно внесение коррективы. Программа воспитательной деятельности представляет комплекс программ, планов по различным направлениям воспитательной деятельности, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.
Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:
Создавать условия для становления, развития и совершенствования
интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной деятельности;
Развивать способности обучающихся в самых различных видах досуговой
деятельности;
Формировать у обучающихся понимание значимости здоровья для
собственного самоутверждения;
- Воспитывать нравственную культуру, основанную на самовоспитании и самосовершенствовании;
Воспитывать любовь к Родине
Развивать взаимодействия школы и семьи.


Можно выделить основные целевые направления:
1. Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
2.Гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям.
3.Отношение к труду, что является показателем человеческой сущности.
4.Любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным.
5.Преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей.
6.Физическое воспитание и гигиеническая культура.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка. Формы организации воспитательной деятельности самые разнообразные (воспитание в процессе обучения; внеклассная и внешкольная работа, работа с семьей).
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить». Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью».
Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».























V. Модель выпускника

Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом: конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. Т.е., выпускник нашей школы – это личность, готовая к социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.
Основные характерологические ориентиры личности выпускника
Свободная личность. Личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная нести ответственность перед собой и обществом.
Гуманная личность – проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Готовая оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.
Духовная личность – имеет потребность к познанию и самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.
Творческая личность– обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.
Практичная личность – знает основы компьютерной грамотности, профессиональной подготовки, имеет эстетический вкус, хорошие манеры, знает и уважает Конституцию и законы страны. Стремится к физическому совершенству, является сторонником здорового образа жизни.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






















VI. Механизм реализации программы
Мероприятия, направленные на реализацию Системы воспитательной работы Ежегодно директором школы совместно с зам.директором по ВР разрабатывается план воспитательной работы, который обсуждается на Совете школы и утверждается директором школы.
Вопросы воспитательной работы школы регулярно обсуждаются на педагогических советах.
Педагогические исследования в целях совершенствования и корректировки воспитательной работы.
Организация внутришкольного контроля
Контроль реализации Программы осуществляет администрация школы в форме обязательного присутствия на всех общешкольных и некоторых классных мероприятиях, проверки документации, собеседований и др. Результаты контроля обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заместителе директора и директоре.

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Содержание диагностики состояния воспитательной деятельности:
Одна из задач воспитательной работы – организовать коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности. Развитие ученического самоуправления предполагает формирование единого общешкольного коллектива, но наиболее значимой является задача развития первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния (чем активнее учащийся включен в деятельность коллектива, тем более значительный воспитательный эффект следует ожидать). Соответственно, одним из направлений мониторинга является изучение уровня развития коллектива и отношений участников воспитательного процесса.
Непосредственным и основным организатором учебно-воспитательной работы в школе является классный руководитель. Эффективность работы классного руководителя отслеживается по двум группам критериев:
Первая группа – результативные критерии, показывающие, насколько эффективно реализуются целевые и социально-психологические функции. Результативные показатели отражают тот уровень, которого достигают воспитанники педагога в своем социальном развитии.
Процессуальные же показатели (вторая группа) раскрывают то, как осуществляется педагогическая деятельность и общение педагога, как реализуется в процессе труда eгo личность, каковы eгo работоспособность, а также какие процессы деятельности общения учащихся он организует. Данные критерии берутся за основу при реализации третьего направления мониторинга – отслеживание эффективности профессиональной деятельности классных руководителей.
В течение учебного года контролируется:
заполнение классных журналов (занятость учащихся в дополнительном образовании; распределение общественных поручений; листок здоровья) – сентябрь;
программы объединений дополнительного образования – сентябрь;
ведение журналов объединений дополнительного образования - ежемесячно;
проверка и качество заполнения дневников учащихся – раз в четверть .






VII. Этапы работы по реализации программы


2016 – 2017 год
I. Этап – основной:
апробация программы;
отслеживание уровня воспитанности учащихся и личностного роста;
участие в работе методических объединений.
Цели: непрерывное профессиональное самообразование, накопление банка данных по методологической, диагностической деятельности ;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
- формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.

2017 – 2018 год
II этап – обобщающий
Анализ и обработка полученного результата;
Самоактуализированная личность учащихся;
Развиты креативные способности учащихся;
Сформирована нравственная направленность учащихся;
Учащиеся удовлетворены жизнедеятельностью в школе;













VIII.Принципы реализации программы

Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы
Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека
Принцип природосообразности
Все принять таким как есть, не ломать ребенка, а развивать
Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества
Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.
Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.








IХ. Содержание программы:

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу, к родной школе, своей семье, к родному краю, городу, Отечеству. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя и потребителя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. В силу всего вышеперечисленного для 7 класса , исходя из долгосрочной воспитательной программы класса, главным выбрано гражданско-патриотическое направление работы.
В соответствии с задачами воспитательная работа будет осуществляться по 4 блокам:
Формирование гражданского отношения к коллективу «Мы - сто тысяч Я»;
Формирование гражданского отношения к школе «Дом, в котором я учусь»
Формирование гражданского отношения к своей семье «Мир дому твоему»
Формирование гражданского отношения к Отечеству «Мы – граждане России».
Мероприятия по реализации подпрограммы и предполагаемые результаты деятельности:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К КОЛЛЕКТИВУ
«Мы – сто тысяч « Я»
«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». Б. Шоу
Задачи:
* формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность за коллектив и перед коллективом;
* воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины в малом коллективе, именуемом «класс» и культуры поведения, ответственности друг перед другом, соблюдение Устава школы;
* формировать потребность к самоуправлению, воспитанию своих морально-волевых качеств, нравственных норм, определяющих отношение учащихся к окружающим людям, учителям, друг к другу, толерантности;
Вести развитие коллектива по методике А. Н. Лутошкина от «песчаной россыпи» до «горящего факела»
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень коммуникабельности и самодисциплина,
понимание учащимися ценности человеческой жизни,
справедливости,
бескорыстия,
уважения человеческого достоинства,
милосердия,
доброжелательности,
способности к сопереживанию,
толерантного отношения,
ответственности друг за друга и друг перед другом.
Мероприятия по реализации программы
Час общения.
Психологический климат в классе. Диагностика.
«Умейте властвовать собой»
«Путь к себе»
«Я и другие» Тренинг.
Воспитываем толерантность.
«Наши достижения!» (определение ступени развития коллектива). Составление карты достижений. Самоуправление класса (май)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ
«Дом, в котором я учусь»
Задачи:
* формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; за бережное отношение к школьному имуществу;
* воспитывать у детей сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
* воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
* вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
* способствовать комфортному и бесконфликтному проживанию в общем «доме».
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека,
овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учеников обязанностей,
умение пользоваться правами ученика,
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия по реализации программы
«Устав школы. Мои права и обязанности». Беседа.
Изучение и повышение мотивации учения.
«Интернет-зависимость»
«Трезво жить – век не тужить». Устный журнал.
«Для чего человеку знания?»
«Формула здоровья»
«Человек должен воспитывать себя сам»
«Агрессивность»
11 января- международный день «Спасибо»
7 апреля – всемирный день Здоровья
«Школа – мой дом, и я хозяин в нем». Беседа о бережном отношении к имуществу школы.
«Неделя пятёрок». Смотр дневников.
«Листая школьные страницы». Летопись класса.


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
«Мир дому твоему»
Задачи:
* формировать уважительное отношение к членам своей семьи (маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре);
* воспитывать хорошего семьянина, любящего своих родителей;
* формировать потребность к продолжению и преумножению семейных традиций, созданию семейных династий.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать и терпеть;
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.
Мероприятия по реализации программы
«Семья – это»
«Озорные, молодые». Мероприятие ко дню пожилого человека.
«Слава рукам золотым».
«Дослужу до генерала». Мероприятие к 23 февраля.
«А ну-ка, девочки, а ну-ка, мамы!». Конкурс.
29 апреля – день матери России.
«Пасхальный перезвон»
15 мая – международный день семьи.
«Новый год - семейный праздник».
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью?». Коллективная беседа, анкетирование



ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ
«Мы - граждане России»
Задачи:
* развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
* воспитывать у детей политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
Убеждённость учащихся в том,
что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
изучает её историко - культурное, духовное наследие,
верен своему гражданскому долгу;
готов к защите Отечества.
Мероприятия по реализации программы
«Милосердие – это чувство вечно».
«Права ребенка». Знакомство с Конвенцией.
Уроки мужества: «На страже Родины», «России славные сыны», «Всем смертям назло», «Животные на войне».
«Гражданин 21 века»
«Юные патриоты в Великой Отечественной войне» ( к дню антифашиста)
«Земля – наш общий дом» ( 30 марта – день защитника Земли)
«Звезды зовут». «Своя игра» к 12 апреля.
«Живи и помни». Ко Дню Победы.
«Мы славяне». 24 мая – День славянской письменности и культуры.











Х. Классное ученическое соуправление

Цели:
1. Развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников.
2. Создание условий для самовыражения, самоутверждения личности.

№ п.п.
Ф.И. обучающегося
Поручение

1
Анфилова Софья
Культмассовый сектор

2
Червякова Светлана
Трудовой сектор

3
Гришин Павел
Оформительский сектор

4
Куликов Даниил
Спортивный сектор

5
Куранова Марина
Культмассовый сектор

6
Малыгина Александра
Учебный сектор

7
Помозов Алексей
Трудовой сектор

8
Помозов Иван
Оформительский сектор

9
Сидоров Егор
Трудовой сектор

10
Стулова Дарья
Учебный сектор

11
Титова Юлия
Староста

12
Хрулева Мария
Культмассовый сектор



План работы


Содержание работы
Ответственные
Сроки

1
Установочное заседание с целью распределения обязанностей и обсуждения плана работы на год.
Классный руководитель
Сентябрь


2
Заседание Совета класса, посвященное организации дежурства по школе, составлению графика дежурств по классу
Трудовой сектор

Сентябрь


3
Организация контроля за успеваемостью и оказание помощи слабоуспевающим обучающимся
Учебный сектор
В течение года

4
Оформление классного уголка и санитарное состоянием классного кабинета.
Культмассовый сектор
Трудовой сектор
Оформительский сектор
сентябрь,
ноябрь, январь, апрель


5
Контроль за соблюдением норм школьной жизни (правил внутреннего распорядка, Устава школы, внешний вид, сменная обувь, дежурство по школе, поведение учащихся на перемене, в столовой и т.д.)

Представители секторов

В течение года

6
Участие в классных и общешкольных мероприятиях, акциях, конкурсах
Культмассовый сектор
В течение года

7.
Участие в организации и проведении Новогодних праздников: конкурс новогодних газет-поздравлений, новогоднее представление
Культмассовый сектор
Декабрь


8.
Праздничная программа «Защитникам Отечества посвящается»
Культмассовый сектор
Февраль


9.
Подготовка и проведение общешкольных мероприятий, посвященных 8 Марта
Культмассовый сектор
Март


10.
Подготовка мероприятий и участие во Всемирном Дне здоровья
Спортивный сектор
Апрель


11.
Участие в подготовке и проведении декады военно-патриотической работы, посвященной Дню Победы
Весь класс
Май


12.
Подведение итогов участия класса в общешкольных делах
председатель СОШ
В течение года

24.
Подготовка отчетной презентации комитетов Ученического Совета
Зам.директора по ВР, Председатель СОШ
Май-июнь



ХI. Диагностическое сопровождение

Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П.Капустиной и М.И. Шилова)- ежегодно
Диагностика профессиональных ориентаций школьника- 8-9 класс
М.И.Рожков «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» - ежегодно
Изучение личностного роста- ежегодно
Опросник тревожности Спилберга- 9 класс
Р. Шварцер «Шкала самоэффективности»- ежегодно
Тест Д. Голланда. Рейтинговая таблица «Активная жизненная позиция»
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе. Методика Филлиппса
Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».















ХII.Оценка эффективности программы.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
тестирование;
микроисследования.
Для исследования результативности Программы, отслеживания уровня развития ребенка и коллектива предлагаются следующие критерии и средства


п/п
Критерии
Показатели
Диагностические средства
Ответственные за проведение мониторинга

1
Интеллектуальная развитость учащихся
Освоенность образовательных программ. Познавательная активность
Опросник Айзенка. Диагностика уровня развития теоретического мышления.
Методика Х. Гарднера
Классный руководитель




Педагогическое наблюдение
Методы статистического анализа текущей и итоговой успеваемости
Классный руководитель

2
Нравственная развитость учащихся
Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность
Педагогическое наблюдение. Методика для определения общественной активности учащихся
Классный руководитель


3
Эстетическая развитость учащихся
Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. Проявление эстетических чувств в актах творчества
Методы экспертной оценки и самооценки учащихся.
Классный руководитель





Педагогическое наблюдение

Классный руководитель

4
Самоактуализированность личности учащихся
Стремление к самопознанию и самореализации. Наличие положительной самооценки. Креативность личности, наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Социальная направленность личности
Оценка психологического состояния по Айзенку.
Профессиональные наклонности.
Рефлексивные методики
Классный руководитель,




Рейтинговая таблица «Активная жизненная позиция»
Тест Д. Голланда
Классный руководитель


5
Развитость коммуникативности
Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение
Классный руководитель


6
Физическая развитость
Состояние здоровья учащихся. Развитость физических качеств
Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся
Медицинский работник




Выполнение контрольных нормативов по физической подготовке
Учитель физкультуры




Результативность участия в спортивных мероприятиях разного уровня
Классный руководитель


7
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в классном коллективе
Комфортность, защищенность личности учащегося. Удовлетворенность педагогов деятельностью учащихся и взаимоотношениями в классном сообществе. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в классном коллективе
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе. Методика Филлиппса
Классный руководитель




Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
Классный руководитель


ХIII. Литература


Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
Интернет ресурсы










Приложения
Инструментарий мониторинга воспитательной работы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Анкета ученика (цы)_________ класса _________________________
Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0
2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0
2 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0
3 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0
4 Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 4 3 2 1 0
Дисциплинированность
1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 4 3 2 1 0
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4 3 2 1 0
Ответственное отношение к учебе
1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0
3 Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0
4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 4 3 2 1 0
2 Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 4 3 2 1 0
3 Выполняю трудовые поручения родителей. 4 3 2 1 0
4 Добросовестно выполняю все поручения. 4 3 2 1 0
Коллективизм, чувство товарищества
1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0
2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0
3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 4 3 2 1 0
4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0
Доброта и отзывчивость
1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 4 3 2 1 0
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0
Простота и скромность
1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги. 4 3 2 1 0
3 Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) 4 3 2 1 0

Расчет делать по каждому пункту. Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

“0” - всегда нет или никогда.
“1” - очень редко, чаще случайно.
“2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
“3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
“4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16. Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10

До 0,5 – низкий уровень воспитанности
0,6- уровень воспитанности ниже среднего
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
1- высокий уровень воспитанности
Методика изучения удовлетворенности учащихся
школьной жизнью.
( Андреев А.А.)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
С каким настроением ты идешь в школу?
с радостью
равнодушен
с предчувствием неприятностей
скорей бы все это закончилось
Если происходят неприятности, от кого они чаще всего исходят:
от учителя-предметника;
от классного руководителя;
от товарищей по классу;
от администрации;
другое;
Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя:
второй мамы;
старшего товарища;
контролера за успеваемостью и дисциплиной;
Каковы должны быть черты классного руководителя? (написать)
Какие отношения хотелось бы тебе установить с классным руководителем?
Чего не должен делать классный руководитель?
Какое чувство испытываешь ты к своему классному руководителю?
Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
часто;
редко;
никогда;
Каковы причины конфликтов?
плохой характер классного руководителя;
плохой характер класса;
внешние обстоятельства;
Ты совершил проступок (разбил окно, испортил мебель..). Ты ожидаешь, что, в этом случае классный руководитель:
тебя защитит;
сделает вид, что не заметил случившегося;
будет защищать себя от упреков администрации;
воспользуется случаем, чтобы тебя унизить;
Ты считаешь, что твой класс
сплочен и дружен;
разбит на группы;
каждый живет сам по себе;
Как часто проводятся мероприятия в твоем классе?
часто;
редко;
не проводятся;
Каков характер классных мероприятий?
Беседы об интересном и важном в жизни;
Походы, экскурсии, поездки;
Трудовые дела;
Работа по успеваемости и дисциплине;
Коллективные мероприятия с родителями;
Другое;
Какие мероприятия запомнились тебе больше всего?
Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?

«Пословицы»
(методика С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, своей души не слышу.
а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь пройти – не поле перейти.
а) бояться несчастья - и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
а) всяк сам своего дела кузнец;
б) бьется, как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди - всё, а деньги – сор;
г) деньгам не повинуются.
а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу, как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, ничего не знаю;
г) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь добра, то никому не делай зла.
а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.
а) ученье – свет, а неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка результатов.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни;
а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;
а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь;
а, в оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение;
а, в, – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение;
а, в – самоопределение в жизни, отсутствие самоопределения;
а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям;
а, в – хорошее отношение к людям, б, г – негативное отношение к людям;
а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям;
а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям;
а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы;
а, в – значимость ученья, б, г - незначимость ученья;
а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда;
а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

Изучение эмоционально-психологического климата
(ЭПК)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Присутствовало на анкетировании:

Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.
Устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в классе. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива"

В нашем классе всегда весело
4 3 2 1 0


Все ребята в общем-то добрые
4 3 2 1 0


Ребята в классе вежливые, воспитанные
4 3 2 1 0


Мы никогда не ссоримся
4 3 2 1 0


Мне в нашем классе хорошо, спокойно.
4 3 2 1 0


У нас все равны
4 3 2 1 0


Мы все сплоченные, все дела делаем вместе.
4 3 2 1 0



Обработка результатов:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия 7* 4 =28 баллов.
Находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимают за 100%; вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Реальный групповой индекс класса
Э=-------------------------------------------------------* 100%
Максимальный групповой индекс ЭПК класса





Оценочная шкала:
Уровень ЭПК
Величина индекса в %

Очень высокий
Более 80%

высокий
71-80%

Выше среднего
66-70%

средний
45-65%

Ниже среднего
40-44%

низкий
Менее 40%



МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой
«Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 б 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По лученному

таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:
низкий уровень – 0,1–0,45,
ниже среднего – 0,46–0,55;
средний уровень – 0,56–0,65;
выше среднего – 0,66–0,75;
высокий уровень – 0,76–1.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4- совершенно согласен;
3- согласен;
2- трудно сказать;
1- не согласен;
0- совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью "У” является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если "У” больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости. Если же "У” больше 2, но меньше 3 или "У” меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью.




Методика выявления уровня развития самоуправления
Цель: определение уровня развития детского самоуправления.
Проведение.
Каждый ребёнок заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений.
Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценке: 4- " да”, 3- "скорее да, чем нет”, 2- "трудно сказать”, 1-"скорее нет, чем да”, 0-"нет”.
пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка пред оценка
1 5 9 13 17 21
2 6 10 14 18 22
3 7 11 15 19 23
4 8 12 16 20 24

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
3. самостоятельно организую интересные дела со своими друзьями.
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между всеми.
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
8. Считаю, что актив хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что все в нашем классе добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем задачи, которые стоят перед коллективом.
14. Мои товарищи часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.
15. Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих перед школой.
16. Мои друзья и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.
17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами, организациями и объединениями.
18. Удовлетворён отношением моих друзей к учащимся других классов, объединений.
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что товарищи, выбранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Мои друзья добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы, объединения достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы, объединения.

Обработка результатов.
При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп. Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность
( предложения 1,2,3,4);
2. Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8);
3. Ответственность за результаты совместной работы в коллективе
( предложения 9,10,11,12);
4. Участие коллектива в управлении делами школы (предложения 13,14,15,16);
5. Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни ( предложения 17,18,19,20);
6. Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы, объединения ( предложения 21,22,23,24).

































Практичная личность

Духовная личность

Гуманная личность


Выпускник

Творческая личность

Свободная личность



Заголовок 1мђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515