Рабочая программа по физкультуре 5 класс ФГОС


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алыгджерская средняя общеобразовательная школа-интернат»

Рассмотрено на методическом объединении
Протокол № ____
от « ___ » _____________2016_г «Утверждено»
Директор МКОУ «Алыгджерская СОШ»
Болюх Л.В ___________


Рабочая программа
по физической культуре
5 класс
на 2016 – 2017 учебный год.
Всего часов в год _102_
Всего часов в неделю _3_


Разработчик программы:
Болюх И.Е
Педагогический стаж: _____ года

Алыгджер, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре и рабочей программы «Физическая культура» / Предметная линия учебников. В.И.Виленского, В.И.Ляха. 5 – 9 классы: - М.: Просвещение, 2014, соответствует базисному учебному плану МБОУ «СОШ», принятому 29 августа 2015 года, по которому на изучение физической культуры отводится по 3 учебных часа в неделю в 5-9 классах.
Курс «Физическая культура» изучается в 5 классах из расчёта 3 ч в неделю: 105 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Рабочая программа рассчитана на 105 часов на один год обучения (по 3 ч в неделю).
Учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура».
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Главная цель рабочей программы должна определять формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь,специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Принимая во внимание главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся 5классов в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.Гуманизация педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения было положено соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, гигиены, физиологии, психологии и др.
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
На уроках физической культуры в 5 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры). Углубляются знания о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 5 классов получают представления о физической культуре личности, её взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости), а также сочетание этих способностей.Большое значение в подростковом возрасте придаётся решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки их физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.В основной школе рекомендуются три типа уроков физической культуры: с образовательно-познавательной направленностью; с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. Эти уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке решается несколько педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются умениям их планирования, проведения и контроля. На этих уроках учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов спорта. На этих же уроках осваиваются также знания, которые относятся к предмету обучения (например, терминология избранной спортивной игры, техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по типу целенаправленной физической подготовки. Иначе говоря, здесь решаются задачи направленного развития (тренировки) кондиционных и координационных способностей. На них следует соблюдать соотношение объёмов тренировочной нагрузки при развитии разных физических способностей и одной физической способности, когда применяются упражнения более общей и специальной направленности. Показатели объёма, интенсивности и координационной сложности используемых упражнений должны постепенно повышаться в соответствующем цикле тренировочных уроков. На уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьникам необходимо сообщать также сведения о физической подготовке, физических способностях, показателях их развития у подростков от 11 до 15 лет, физической нагрузке и её влиянии на развитие разных систем организма. Кроме этого, на этих уроках учащиеся должны получать сведения о способах контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, о способах её регулирования в процессе выполнения разных физических упражнений.
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.
Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается чёткой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, соответствующих возрасту тренажёров, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретённых в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчленённого и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряжённого обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация), учитель физической культуры должен приучать учащихся к; тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а, также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя; физической культуры должны постоянно применять общеразвивающие и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности.
В 5 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности занимающихся. При соответствующих условиях целесообразно объединять параллельные классы для раздельного обучения мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся. Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе; при этом костюм учащегося должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. При наличии определённых условий целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы.
Подготовительная часть уроков с образовательно-познавательной направленностью, длительностью до 5—6 мин, включает в себя как ранее разученные тематические комплексы упражнений для развития координационных способностей, гибкости и формирования правильной осанки, так и упражнения общеразвивающего характера.
Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтальным, групповым и индивидуальным способом. Основная часть может состоять из двух компонентов: образовательного и двигательного. Образовательный компонент может длиться от 3 до 15 мин. Дети постигают учебные знания и знакомятся со способами осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности. Между образовательным и. двигательным компонентами основной части урока следует проводить обязательную разминку (5—7 мин), которая должна соотноситься с основными задачами, решаемыми во время двигательного компонента. Во время основной части двигательного компонента подростки обучаются двигательным действиям, и здесь же решаются задачи развития физических способностей. В случае если урок проводится по типу целевого урока, то всё учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
Уроки образовательно-обучающей направленности планируются и проводятся наиболее традиционно, в соответствии с логикой поэтапного формирования двигательного навыка (от начального обучения, углублённого разучивания и закрепления до этапа совершенствования). Динамика нагрузки на этих уроках задаётся в соответствии с закономерностями постепенного нарастания утомления, а планирование задач развития физических способностей осуществляется после решения задач обучения.
Отличительными особенностями целевых уроков с образовательно-тренировочной направленностью являются: обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока; относительная продолжительность заключительной части урока (7—9 мин); использование двух режимов нагрузки — развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин); индивидуальный подбор учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
Подчеркнём, что каждый из рассмотренных типов уроков физической культуры должен нести в себе образовательную направленность и по возможности включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельное выполнение физических упражнений и учебных заданий учителя). Приобретаемые учащимися знания и умения должны впоследствии включаться в систему домашних занятий, успешно справиться с которыми должен помочь им учебник физической культуры.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе: требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Закона «Об образовании»;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
примерной программы основного общего образования;
приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
Место курса в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 5классе из расчёта 3 ч в неделю. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств, учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты учебного предмета
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Учебно-тематическое планирование
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов
1 Легкая атлетика 27
2 Спортивные игры 30
3 Гимнастика с элементами акробатики 21
4 Коньковая подготовка 24
Итого: 102
Содержание тем учебного курса
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия).
Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня и его основное содержание.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической подготовкой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Календарно-тематическое планирование по физкультуре на 5 класс
№ п/пТема урока Кол-во часов Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся Календарные сроки
Предметные Метапредметные Личностные Планир. Фактич.
Легка атлетика 14 часов
Инструктаж по ТБ. История легкойатлетики. 1 СтруктурированиезнанийПотребность в общении со взрослыми и сверстниками. Формирование положительного отношения к учению. Теоретические сведения. Техника безопасности. Эстафеты с мячом. Пр. в длину с места. Бег 30 метров. 01.09 Обучение технике бега с высокого старта. 1 Анализ объектов с целью выделения признаков. Эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству. Умение
аргументировать свои действия. Формирование чувства необходимости учения и интереса к новому. ОРУ. Высокий старт от 10 до 15 метров. Прыжок с разбега в длину. Н/ст., в/ст. Эстафеты. 02.09 Обучение
технике
челночного
бега 1 Поиск и выделение необходимой информации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательных интересов, учебных мотивов. ОРУ. Бег с ускорением от 30 до 40 метров. Пр. по ориентирам, преодоление ямы. Подвижные игры с мячом. Челночный бег 3х10м. 03.09 Обучение технике прыжков в длину способом «согнув ноги». 1 Анализ объектов с целью выделения признаков. Потребность в общении с учителем и сверстником. Умение слушать собеседника. Учет разных мнений и умений обосновывать собственное. Развитие эмпатии и сопереживания эмоционально-нравственной отзывчивости. ОРУ. Спец. бег, и прыжки. упр. Прыжки в дл. с разбега с 7-9 шагов разбега. Бег на результат 60 м. 08.09. Продолжить обучение технике прыжков в длину с разбега способом «Согнув ноги». 1 Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Логическое
составление
целого из частей. Потребность вобщении сучителем и
сверстником.
Формирование
позитивного
отношения кпроцессу
сотрудничества,
взаимный
контроль. Взаимопомощь во время выполнения заданий. Ору. Спец. бег, и прыжки. упр. Кросс 300м. Прыжок в длину с разбега. 09.09 Обучение
Технике метания мяча в цель. 1 Выбор наиболее эффективных способов решения задач взависимости отконкретных
условий. Формирование позитивного отношения к процессу
сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формировать
познавательные
мотивы. ОРУ. Спец. бег, и прыжки. упр. Бег 2х60м. Метание т/м в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния 6-8 метров. 10.09 Продолжить обучение технике метания мяча в цель. 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формировать
познавательные
мотивы. Метание теннисных мячей в паре. Скоростной бег до 40 м. Игры с б/б и ф/б м. Подтягивание. 15.09 Овладение техникой длительного бега. 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Структурирование
знаний. Формирование позитивного отношения к процессу
сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Формировать
познавательные
мотивы. ОРУ. Спец. беговые и прыжковые упражнения. Прыжки в длину с разбега. Метание т/м. в паре. 16.09 Овладение тактикой длительного бега. 1 Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Структурирование
знаний. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формировать познавательные мотивы, чувство необходимости учения. ОРУ в движении. Повторный бег в чередовании с ходьбой от 10 до 12 минут. Игры. Многоскоки. 17.09 Обучение технике прыжков в длину с места. 1 Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Структурирование
знаний. Потребность в общении с учителем и сверстником. Осознание своихвозможностей вучении.
Формировать
познавательные
мотивы. ОРУ. Пр. в дл. с места. Метание мяча с разбега в коридор. Игры с мячом. Бег 60 м. 22.09 Обучение технике метания мяча на дальность 1 Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстником. Умение слушать собеседника. Учет разных мнений и умений обосновывать собственное. Формирование
познавательных
мотивы. ОРУ. Метание т/м в на дальность с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Кросс до 4 мин. Лазание по рукоходу. 23.09 Обучение
технике
преодоления
препятствий. 1 Выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстниками Умение слушать собеседника. Учет разных мнений и умений обосновывать собственное мнение. Формирование познавательного интереса к новому. Самооценка. Полоса препятствий. Кросс 500м. на время. Подтягивание. 24.09 Упражнения
для
формирования
выносливости. 1 Выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстником. Умение слушать собеседника. Интерес к способу решения задач и общему способу действия. Кросс 500м. Эстафеты с б/б мячом, обручем. Прыжки в длину с места. 29.09 Продолжить обучение тактике бега на длинные дистанции. 1 Выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстником Умение слушать собеседника. Учет разных мнений и умений обосновывать собственное. Формирование положительного отношения к учебе. Кросс 1000м. Игры. Подведение итогов. Напомнить учащимся о форме для занятий в зале. 30.09 Спортивные игры. Баскетбол 7 часов. Волейбол 6 часов.
История
баскетбола. Основные правила и приемы игры. 1 Выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование познавательного интереса к новому. Теоретические сведения. Стойка игрока. Перемещения в стойке. Остановка двумя шагами и прыжком. Техника безопасности. Эстафеты с б/б мячом. 01.10 Обучение технике ловли мяча двумя руками 1 Выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстником. Умение слушать собеседника. Формирование познавательного интереса к новому. Передача мяча в паре на месте двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении. Ведение м. на месте и в движении по заданию. Эстафеты. Подтягивание. «Гусеница» 06.10 Обучение технике передачи мяча. 1 Выделение и формулирование познавательной цели. Взаимодействие с партнером по общению по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. "Веден. м. с изменением направления по прямой. Передача мяча в паре. Подбор мяча. Эстафеты. Пр. через скакалку. 07.10 Обучение технике ведения мяча. 1 Контроль и оценка
результатов
деятельности. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Передача мяча в движении (в паре и тройках с атакой кольца). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на местеи в движении. Эстафеты. Пр. упр. 08.10 Обучение технике бросков мяча в кольцо. 1 Контроль и оценка
результатов
деятельности. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Упр. в паре на сопротивление. Ведение мяча левой и правой рукой (круг, змейка), остановка шагом, прыжком. Веден. м. вокруг предметов. Борьба за м. Эстафеты. 13.10 Продолжить обучение ведения мяча и бросков мяча в кольцо. 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий.
Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Работа у стены с б/б.м. Эстафеты. 14.10 Игра по упрощенным правилам
мини-баскетбол. 1 Контроль и оценка
результатов
деятельности. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Ведение приставным шагом. Передача м. после ведения. Ведение двух м. Эстафета на точность броска. Отжимание. 15.10 История
волейбола. 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий.
Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Основные правила и приемы игры в волейбол. Круговая тренировка. Пр. через скакалку. 20.10 Обучение технике передвижений и остановок в волейболе. 1 Выделение и формулирование познавательной цели. Потребность в общении с учителем и сверстником. Ориентация на партнера по общению.
Формирование познавательного интереса к новому. Стойка игрока. Двусторонние игры с волейбольным мячом. Эстафеты. 21.10 Обучение технике поворотов и стоек в волейболе. 1 Выделение и
формулирование
познавательной
цели. Поиск и
выделение
необходимой
информации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Умение слушать собеседника. Учет разных мнений и умений обосновывать собственное. Формирование познавательного интереса к новому. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Учебная игра и игровые задания 2х2 на укороченной площадке. 22.10 Обучение технике приема и передач мяча волейболе.
1 Выделение и
формулирование
познавательной
цели. Поиск и
выделение
необходимой
информации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Учебная игра и игровые задания 3х3 на укороченной площадке. 27.10 Продолжить обучение технике приема и передач мяча в волейболе.
1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий.
Ориентация на партнера по общению. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Ходьба и бег с выполнением заданий. Передача мяча над собой. То же самое через сетку. Учебная игра и игровые задания 4х4 на укороченной площадке. 28.10 Игра по упрощенным правилам мини-волейбола 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий.
Ориентация на партнера по общению. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Теоретический опрос. Эстафеты. Подведение итогов. Учебная игра и игровые задания4х4 на укороченной площадке. 29.10 Гимнастика с элементами акробатики 21 час.
История гимнастики. 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий.
Ориентация на партнера по общению. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий Формирование познавательного интереса к новому. Тех. Безопасности и страховки. Теоретические сведения. ОРУ на развитие гибкости "Ласточка", "Мост", "Качалочка". 10.11 Обучение кувырку «вперед». 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий.
Ориентация на партнера по общению. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий Формирование познавательного интереса к новому. ОРУ в движении и на месте. Разучивание кувырка вперед. Упр. в висе на гимнастическойстенке: вис согнувшись и прогнувшись (м), смешанные висы (д). 11.11 Обучение лазанию по канату в три приема. 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий. Ориентация на партнера по общению. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий Формирование познавательного интереса к новому. ОРУ в парах на сопротивление. Лазание по канату. Упр. в висе лежа и стоя. Эстафеты. 12.11 Обучение организующим командам и приемам 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий. Ориентация на партнера по общению. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий Формирование познавательного интереса к новому. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. Лазание по наклонной скамейке. Пр. через препятствие. Акробатика. Упр. на пресс. 17.11 Эстафета с силовыми упражнениями. 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий. Ориентация на партнера по общению. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий Формирование познавательного интереса к новому. Упражненияна гимнастическойстенке в висе. Лазание по гимнастической стенке. Эстафеты. Акробатика. 18.11 Обучение технике стойки «на лопатках» 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому. Лазание по накл. Скамейке. Равновесие на полу, на гимн. Скамейке. Кувырок вперед, ст. на лопатках. 19.11 Освоение общеразвивающих упражнений с силовой выносливостью. 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому Перестроения. ОРУ в движении Упр. с гимнастическими скакалками Подтягивание в висе. Акробатика. 24.11 Обучение упражнению в равновесии. 1 Выбор
эффективных способов решения задач взависимость отконкретных
условий. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому Танцевальные шаги и прыжки. Равновесие на гимн. Скамейке с препятствием. Пр. через скакалку. Эстафеты. Упр. на пресс. 25.11 Обучение технике «висов». 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование социальной роли ученика. Упр. в висе на гимнастической стенке: вис согнувшись и прогнувшись (м), смешанные висы (д). Полоса препятствий из 4 предметов. Упр. на бревне и брусьях. 26.11 Учить упражнениям в парах на сопротивление. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование познавательного интереса к новому. ОРУ в колоннах. Лазание по канату. Прыжки через скакалку.Упражнения на бревне и брусьях. 01.12 Обучение технике преодоления препятствий. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование познавательного интереса к новому. ОРУ с предметами: с набивными мячами (м), с гимнастическими палками (д). Преодоление пропасти. Высокое бревно подлезанием под бревном. Упр. на координацию. 02.12 Обучение технике «простым связкам». 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстниками. Формирование познавательного интереса к новому. Равновесие h-Ы. бревно. Подтягивание. Упр. на гибкость Акробатическая связка (3-4 элем.) 03.12 Обучение технике опорного прыжка через козла. 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80- 100 см). Акробатика. 08.12 Продолжить обучение технике опорного прыжка. 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Ползание и перелезаниепо горизонтальной поверхности. Прыжки на предметыh-60-Ы. Пр. через скакалку. Отжимание. 09.12 Обучение технике «поворотов на месте» 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Строевые упр. КУ- опорный пр. Пр. через скакалку. Упр. с отягощением 10.12 Силовая подготовка 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. ОРУ с предметами: с гантелями (м), с обручами (д). Работа по станциям "Лабиринт" 8-10 предметов. Аэробика. Упр. на пресс. 15.12 Продолжить обучение организующим командам и приемам 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении. Лазание по канату. Перехваты (в висе на руках и в упоре на П брусьях). 16.12 Обучение технике упоров. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстником. Внутренняя позиция школьника на основе
положительного отношения к школе. Способность учеников к саморазвитию. Висы и упоры на гимнастической стенке. Упр. со скакалкой. Упр. на перекладине. Лазание по канату. 17.12 Обучение дозировке силовых упражнений. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстником. Способность учеников к саморазвитию. Построение пирамиды. Напрыгивание на предметы. Преодоление препятствий с грузом. 22.12 Учить кувырку «вперед» и «назад». 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстником. Способность учеников к саморазвитию. Работа по станциям. Аэробика. 23.12 Закрепление комбинаций при выполнении упражнений по гимнастике. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстником. Способность учеников к саморазвитию. Подведение итогов. Сообщение о переходе после каникул к урокам по лыжной подготовке. Аэробика. 24.12 II полугодие: коньковая подготовка – 24 часа, спортивные игры - 17 часов, легкая атлетика - 13 часов. Итого – 54 часа
Коньковая подготовка, 24 часа
Обучение
технике
безопасности на уроках коньковой подготовки. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера.
Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому. Ученик должен знать технику безопасности на уроках коньковой подготовки. Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя. Правильно подобрать коньковой снаряжение. Уметь играть на улице.
12.01 История конькового спорта. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому. Ученик должен знать технику безопасности на уроках коньковой подготовки. Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя. Правильно подобрать коньковое снаряжение. Уметь играть на улице.
13.01 Обучение
движению
«скользящим
шагом». 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь проходить дистанцию по прямой скользящим шагом. Выполнять повороты. В быстром темпе проходить дистанцию 800м. Уметь играть. 14.01 Учить технике поворотов «на месте» на коньках 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь проходить дистанцию по прямой скользящим шагом. Выполнять повороты. В быстром темпе проходить дистанцию 800м. Уметь играть. 19.01 Обучение технике перехода скользящего шага. 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Пройти дистанцию 500м – скользящим шагом. Уметь выполнять повороты. 20.01 Обучение
технике
скользящего
шага. 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Потребность в общении с учителем и сверстником. Взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Формирование познавательного интереса к новому. Пройти дистанцию 500м – скользящим шагом. Уметь выполнять повороты. 21.01 Обучение поворотов способом «переступания» 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование познавательного интереса к новому. Пройти дистанцию 500м – скользящим шагом. Уметь выполнять повороты в движении «переступанием» 26.01 ОРУ на выносливость 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование познавательного интереса к новому. Пройти дистанцию скользящим шагом 500м с максимальной интенсивностью. 27.01 ОРУ на выносливость 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование познавательного интереса к новому. Пройти дистанцию скользящим шагом 500м с максимальной интенсивностью. 28.01 Обучение тактике движения в равномерном темпе. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Ориентир на партнера по общению. Способность ученика к саморазвитию. Уметь проходить дистанцию по учебному кругу до 1500м скользящим шагом. Уметь играть на воздухе. 02.02 Обучение технике преодоления препятствий на коньках. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Способность ученика к саморазвитию. Преодолеть дистанцию 200м скользящим шагом. Преодолеть препятствие. 03.02 Обучение технике преодоления препятствий на коньках. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Способность ученика к саморазвитию. Преодолеть дистанцию 200м скользящим шагом. Преодолеть препятствие. 04.02 Обучение технике бега на коньках с ускорением. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь бегать наперегонки 500м. Выполнять повороты. Уметь играть на воздухе. 09.02 Обучение технике поворотов в движении. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь бегать наперегонки 500м. Выполнять повороты в движении . Уметь играть на воздухе. 10.02 Обучение технике поворотов в движении. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь бегать наперегонки 500м. Выполнять повороты в движении . Уметь играть на воздухе. 11.02 Обучение
технике
торможения
«плугом». 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь преодолеть дистанцию 500м кто быстрее. Уметь играть на воздухе 16.02 Обучение
технике
торможения
«плугом». 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь преодолеть дистанцию 500м кто быстрее. Уметь играть на воздухе 17.02 Обучение
технике
торможения
«боком». 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь преодолеть дистанцию 500м кто быстрее. Уметь играть на воздухе 18.02 Обучение
технике
торможения
«боком». 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь преодолеть дистанцию 500м кто быстрее. Уметь играть на воздухе 24.02 Закрепление техники торможения «плугом» и «боком» 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Дистанция 500м на время. Эстафета на льду 25.02 Подвижные игры на льду «Жаркий лед» .1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь играть на воздухе 02.03 Теоретический опрос по коньковой подготовке и показ техники. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь играть на воздухе. Уметь отвечать на вопросы, обсуждать. 03.03 Подвижные игры на льду. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь играть на воздухе. Уметь отвечать на вопросы, обсуждать. 04.03 Подвижные игры на льду. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь играть на воздухе. Уметь отвечать на вопросы, обсуждать. 09.03 Значение занятий коньковым спортом. 1 Выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости от конкретных условий. Работать в паре. Анализировать. Оценивать действия и достижения. Способность ученика к самоконтролю. Уметь играть на воздухе. Уметь отвечать на вопросы, обсуждать. 10.03 Спортивные игры. Баскетбол 6 часов. Волейбол 6 часов, Футбол 5 часов, Всего 17 часов
Обучение ведению мяча правой и левой рукой. 1 Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь вести мяч приставным шагом, правым и левым боком. Выполнять дыхательную гимнастику. Уметь играть в команде. 11.03 Обучение ведению мяча с изменением направления. 1 Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь выполнять ведение мяча по кругу, змейкой. Уметь играть в команде. Челнок, силовая работа в паре 16.03 Обучение поворотам без мяча и с мячом. 1 Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формирование познавательного интереса к новому. Проявлять самообладание, ловкость, умения и навыки в играх с мячом. Выполнять упражнения корригирующей гимнастики. 17.03 Обучение остановке двумя шагами и прыжком. 1 Самостоятельное
создание
алгоритмадеятельности прирешении проблем
различного
характера. Оценивать действия и достижения. Работать в парах и команде. Формирование познавательного интереса к новому. Умение выполнять передачу в тройках. Упражнения с мячом у стены индивидуально. Уметь играть в команде. 18.03 Учить технике передачи и ловли мяча в движении. 1 Самостоятельное созданиеалгоритмадеятельности прирешении проблем
различного
характера.
Оценивать действия и достижения. Работать в парах и команде. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь выполнять передачу в колонне и в шеренге. Вести мяч змейкой. Выполнять бросок в корзину. Уметь играть в команде. 23.03 Обучение основным приемам игры в волейбол. 1 Определение
последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование познавательного интереса к новому Умение выполнять комбинации из элементов: прием, передача, удар. Развивать физическое качество - прыгучесть и силу. Уметь играть в команде. 24.03 Обучение технике нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки. 1 Определение
последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование познавательного интереса к новому Умение выполнять нижнюю прямую подачу мяча с расстояния 3-6 метров от сетки. Уметь играть в команде. Правила самоконтроля. 25.03 Обучение технике прямого нападающего удара после подбрасывания мяча партнером. 1 Логически: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь выполнять прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Уметь играть в команде. Уметь выполнять упражнения дыхательной гимнастики. 06.04 Освоение
тактики игры свободного нападения. 1 Логически: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых. Уметь выполнять упражнения дыхательной гимнастики. Помощь в судействе. 07.04 Освоение
тактики позиционного нападения без изменения позиций игроков (6:0) 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Оценивание действий, достижений, умение работать в паре. Самоанализ. Формирование социальной роли ученика. Умение моделировать тактику освоенных игровых действий, в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. Уметь двигаться за мячом. Уметь выполнять упражнения корригирующей гимнастики. 08.04 Учебная игра. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Оценивание действий, достижений, умение работать в паре. Самоанализ. Формирование социальной роли ученика. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.Уметь проявлять активность, взаимопомощь и выручку во время игр и эстафет. Умение отвечать на вопросы. 13.04 История футбола. Основные правила игры в футбол. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма деятельности при решении проблем
различного
характера.
Оценивание действий, достижений, умение работать в паре. Самоанализ. Формирование социальной роли ученика. Теоретические сведения. Техника безопасности. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. 14.04 Обучение
технике передвижений, остановок, поворотов и стоек. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера.
Оценивание действий, достижений, умение работать в паре. Самоанализ. Формирование социальной роли ученика. Уметь принимать стойку игрока, перемещаться в стойке приставными шагами боком и спиной вперед. Уметь проявлять активность, взаимопомощь и выручку во время игр и эстафет. 15.04 Обучение
технике ударов по мячу и остановок мяча. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать в паре, обсуждать, отвечать на вопросы,
прислушиваться к чужому мнению. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь вести мяч по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей ногой. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки в длину с места. 20.04 Обучение
технике ударов по воротам 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать в паре, обсуждать, отвечать на вопросы,
прислушиваться к чужому мнению. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь выполнять удары по воротам указанным способом на точность (меткость) попадания мячом в цель. Уметь комбинировать освоенные элементы: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. 21.04 Освоение тактики игры. Учебная игра. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма деятельности при решении проблем
различного
характера. Умение работать в паре, обсуждать, отвечать на вопросы,
прислушиваться к чужому мнению. Формирование познавательного интереса к новому. Уметь выполнять тактические действия свободного нападения. Игра по упрощенным правилам. Игровые задания 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 атакой и без атаки на ворота. Уметь играть в команде. 22.04 Легкая атлетика, 13 часов
Учить технике прыжка в высоту 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Уметь проявлять активность, взаимопомощь и выручку во время урока. Стремление к самоизменению. Приобретение новых знаний и умений. Уметь выполнять основные движения в беге и прыжках. Преодолевать небольшую высоту с разбега. Уметь играть в команде. Бегать с макс. скоростью отрезок 3050м. 27.04 Продолжить
обучение
технике
челночного
бега. 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Уметь проявлять активность, взаимопомощь и выручку во время урока. Стремление к самоизменению. Приобретение новых знаний и умений. Уметь выполнять основные движения в беге и прыжках. Преодолевать небольшую высоту с разбега. Выполнить челночный бег 3х10. Знать технику безопасности. 28.04 Продолжить обучение технике метания малого мяча в цель. 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Уметь проявлять активность, взаимопомощь и выручку во время урока. Стремление к самоизменению. Приобретение новых знаний и умений. Уметь выполнять основные движения в беге и прыжках. Выполнять метание малого мяча на дальность отскока от стены. Умение метать теннисный мяч в цель 29.04 Продолжить обучение преодолению препятствий, соблюдая, технику безопасности 1 Выбор действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Уметь проявлять активность, взаимопомощь и выручку во время урока и эстафет. Стремление к самоизменению. Приобретение новых знаний и умений. Уметь преодолевать различные препятствия. Уметь прыгать в длину с места. Уметь играть в команде. 04.05 Учить меткости во время метания теннисного мяча. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать со взрослыми, прислушиваться к чужому мнению. Способность ученика к саморазвитию. Уметь выполнять метание теннисного мяча в цель. Умение выполнять броски набивного мяча (2 кг). Развитие силы. 05.05 Обучение технике метания малого мяча на дальность. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать со взрослыми, прислушиваться к чужому мнению. Способность ученика к саморазвитию. Уметь выполнять метание теннисного мяча на дальность. Умение бегать с макс. скоростью 300м. Развитие силы. 06.05 Обучение технике и тактике бега на средние дистанции. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать со взрослыми, прислушиваться к чужому мнению. Способность ученика к саморазвитию. Уметь выполнять метание теннисного мяча с разбега. Умение бегать с макс. скоростью 400м. 11.05 Продолжить обучение метанию мяча на дальность и точность. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать со взрослыми, прислушиваться к чужому мнению. Способность ученика к саморазвитию. Уметь выполнять метание теннисного мяча с разбега. Умение бегать с макс. скоростью 500м. 12.05 Продолжение обучения тактике бега с равномерной скоростью. 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать со взрослыми, прислушиваться к чужому мнению. Способность ученика к саморазвитию. Уметь проявлять ловкости быстроту в играх с мячом. Уметь пробегать дистанцию с равномерной скоростью до 800 м. Уметь выполнять упражнения дыхательной гимнастики 13.05 Упражнения для формирования ловкости в играх 1 Самостоятельное
создание
алгоритма
деятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать со взрослыми, прислушиваться к чужому мнению. Способность ученика к саморазвитию. Уметь проявлять ловкости быстроту в играх с мячом. Уметь пробегать дистанцию с равномерной скоростью до 1км. Уметь выполнять упражнения дыхательной гимнастики 18.05 Обучение бегу навыносливость. 1 Самостоятельное созданиеалгоритмадеятельности прирешении проблем
различного
характера. Умение работать со взрослыми, прислушиваться к чужому мнению. Способность ученика к саморазвитию. Умение преодолевать препятствия. Пробегать 6 мин, чередуя с ходьбой. Умение азартно играть в команде. Выполнять упражнения корригирующей гимнастики. 19.05 Выполнение прыжков в длину с разбега на результат. 1 Самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем
различного
характера.
Работа со сверстниками. Общение с учителем. Способность ученика к саморазвитию, к самоанализу. Умение преодолевать препятствия. Развитие прыгучести. Выполнять упражнения корригирующей гимнастики. Прыгать в длину с разбега. 20.05 Обучение технике выполнения прыжков «многоскоков». 1 Поиск и
выделение
необходимой
информации.
Структурирование
знаний. Потребность в общении с учителем и сверстником. Формировать познавательные мотивы, чувство необходимости учения. ОРУ в движении. Повторный бег в чередовании с ходьбой. Кросс 500м. Игры. Многоскоки. 25.05 Итого 102 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Физкультура 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича. /Авторы- составители А.Н.Каиров, Г.И.Курьерова – Волгоград , «Учитель», 2009
Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / М.Я.Виленский. – М.: Просвещение, 2012.
Физическая культура. 1-11 классы. Рабочие программы / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2011.