Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся при изучении предметов естественного цикла

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся при изучении предметов естественного цикла
Машанова Елена Александровна
МАОУ СОШ № 46, г.Улан-Удэ

Современное российское образование претерпевает серьезные изменения. В основу ФГОС положена новая идеология, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика, как субъекта познавательной деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Учителю необходимо найти ответы на вопросы: «как научить ребенка учиться? Как развивать и поддерживать познавательный интерес и стремление к знаниям? Как сформировать универсальные учебные действия?»
Существует огромное количество методик и методических приемов, образовательных технологий и концепций. Важно найти наиболее оптимальное сочетание для реализации поставленных задач.
В своей работе я использую подход к интеграции предметов естественного цикла, позволяющий учащимся 6-7 классов изучать биологические объекты с разных направлений (экологических, географических, физических, химических), используя проектную и игровую технологии.
На уроках учащимся предлагаются темы для самостоятельной работы. Например, при изучении темы «Птицы» в 7 классе учащимся предлагаются темы проектов: «Птицы материков (Африки, Америки, Евразии, Австралии, Антарктиды)». Информацию для подготовки проектов дети подбирают сами, используют различные источники, в том числе Интернет. Итогом такой работы является готовый учебный творческий продукт, который должен быть защищен.
Во внеурочное время проводится итоговая интеллектуальная игра, в которую включены те темы, над которыми работали дети. Задания и этапы игры конструируются таким образом, что каждый ребенок может показать свои знания не только в биологии, но и других предметах естественного цикла, проявить свои индивидуальные способности (скорость ответа, изложение мыслей в письменной и устной форме, работа в команде и др.).
В качестве примера хочу привести фрагменты методической разработки для 7 класса - интеллектуальная игра «Планета птиц», подготовленная совместно с учителем географии Дубенцовой Еленой Валерьевной. Игра состоит из 4 этапов-конкурсов: «Разминка», «Блиц-турнир», «Птицы материков», «Письменные вопросы».
1 блок состоит из вопросов, на которые участники должны ответить «да» или «нет» в течение 1 минуты. «Крылатый певец из романса Алябьева – это соловей? (Да). Страус прячет голову в песок от страха? (Нет. Освобождается от паразитов) и т.д.»
Основная задача данного этапа игры - подготовить участников к основной игре.
Во 2 блоке дети работают письменно, на обдумывание дается полминуты. Примерные вопросы: «Какая птица в поисках корма может нырять и бегать под водой? (оляпка). Название этой птицы созвучно с названием танца (чечетка)»
3 блок – участники работают устно, на обдумывание дается 1 минута. Конкурс направлен на формирование осознанного построение речевого высказывания в устной форме. «Рыбаки Юго-восточной Азии используют эту птицу для ловли рыбы, после необходимого обучения. Что это за птица? (баклан). «Бескрылая гагарка, странствующий голубь, дронт, лабрадорская гага, каролинский попугай. Что объединяет всех этих птиц? (исчезнувшие)»
В итоговом конкурсе предлагаются письменные развернутые ответы на вопросы. Выбранные вопросы направлены на формирование логических и коммуникативных универсальных действий, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Например, «С какими проблемами сталкивается птица в полете, если у нее отсутствует хвост? Каким образом обычная ворона, не имея ни зубов, ни большого мощного клюва, может достать мягкую ткань пресноводного моллюска, покрытого крепкой раковиной? Почему птицы нахохливаются зимой? И др.»
И заключительный этап – «Награждение» формирует положительную мотивацию к учебной деятельности.
Представленные методические формы на основе интеграции предметов позволяют формировать у учащихся основные универсальные действия (УУД): личностные, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию; регулятивные - обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности; познавательные и коммуникативные УУД.

Заголовок 115