Урок чтения в 1 классе «Закрепление звуков х , х , буквы х. Чтение рассказа Я. Тайца «Все здесь, внученька».


Донецкая общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней № 93 им.Н.П.ЖердеваУрок чтения в 1 классе«Закрепление звуков х , х , буквы х. Чтение рассказа Я. Тайца «Все здесь, внученька».
Учитель М.В.ЛубочниковаТема. Закрепление звуков [х] , [ х’] , буквы х.
Цель: закреплять знания учащихся о звуках х , х , букве х;
повторить ранее изученные буквы; развивать навык
чтения, связную речь; совершенствовать выразитель-
ное чтение; воспитывать уважительное отношение к
хлеборобам, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: карточки для работы в парах, иллюстрации по теме урока; выставка хлебных изделий,
веночки, рушник, диск, таблицы слогов, слов,
алфавит, таблица Шульте.

Ход урока:
І.Организация класса.
Учитель: Улыбнись ты солнцу:
Ученики: «Здравствуй, золотое!»
Учитель: Улыбнись цветочкам:
Ученики: «Пусть они растут!»
Учитель: Улыбнись ты дождику:
Ученики: «Лейся, как с ведра!»
Учитель: Улыбнитесь всем гостям:
Ученики: «Желаем Вам добра!»
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Разминка.
Алфавит: (назвать)
-Буквы гласных звуков;
-Буквы согласных звуков;
- Беззвучные буквы;
- Назвать «хитрые» буквы;
- Какие гласные звуки не смягчают согласные;
- Согласные, всегда твердые ;-Согласные, всегда мягкие.
2. Чтение слогов (1-2-3-4):
но ли ма ряду сы жи буши ра чу хо
- Какие можно составить слова из этих слогов? ( носы, дума, нора, шили, жили, хочу, буря, бусы, рама, маши, лира)
3. «Бег по дорожке» (не споткнись о пенек):
маки раки маки макилужи лужи лыжи лужи
хлеб хлеб хлеб хлев
4. Работа с таблицей:
У
6 И
3 Л
9
Ш4 М
1 Я
7
Т
8 Ч
5 Д
2
-Назвать по порядку номеров буквы.
- Под каким номером «хитрая» буква?
- Под каким номером буква только твердого согласного?
- Под каким номером буква только мягкого согласного?
5. Найти слово, соответствующее данной звуковой схеме:
ПЕКАРИ ПАХАРИ БУХАНКА
ІІІ. Сообщение темы и задач урока.
Детям :- «Ночь» (2 девочки берут хлеб на рушнике).
Учитель: Хлеб – всему голова. От хлеба все : и радость, и песня, и жизнь, и матери улыбка, и шаги ребенка, и судьба счастливая.
- Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земля, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!»
Лена и Юля ( держат хлеб на рушнике)
1.Хлеб, хлебушко, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на нашем столе. Без хлеба всякая еда не вкусна.
2. Мы дарим Вам этот каравай хлеба. Ешьте на здоровье!
- Какова же наша тема урока?
ІV. Работа над темой урока.
Чтение с доски учениками:
Спросил у Зины Глеб:
-Откуда берётся хлеб?
Развела руками Зина:
-Как откуда? Из магазина!..
- Права ли Зина?
- Как же к нам приходит хлеб на стол?
Загадка:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто В магазине занял место. (Хлеб)
- Как же приходит хлеб в магазин?
-Составьте слово из букв :
Б Л Е Х
«Криголам» («Ледокол»)
- Подберите слова на каждую букву.
Х- хорошийЛ- любимыйЕ- единственныйБ- белый
V. Физминутка(Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками,
Киваем головой …)VІ.Работа над текстом.-Прочитайте название текста в учебнике. Рассмотрите иллюстрации.
- Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом рассказе?
2. Чтение текста учителем.
3. Беседа по вопросам
4. Чтение текста учащимися.
VІ. Закрепление и повторение изученного материала.
Работа в группах:
*Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
*Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Взором радостным объемлю
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней.
VІІ. Итог урока.
-Кто же выращивает для нас хлеб?
-Кому мы должны сказать «спасибо» за душистый хлеб на нашем столе?
-А кто же в нашей школе печет нам пирожки, булочки, пиццы?
-Спасибо нашей Ольге Ивановне за ее золотые руки. Она приготовила вам, ребята, эти чудесные булочки – «зайчики».
-Вы хорошо потрудились на уроке. Вот всем гостинец – зайчик. Ешьте на здоровье!
Учитель угощает всех «Зайчиками».