Конспект урока в 6 классе по теме «Одухотворенность природы, её участие в судьбе героев» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)




МБОУ лицей №3






Тема: Одухотворенность природы, её участие
в судьбе героев.
(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)






Разработала:
учитель русского языка и литературы
Джумайло Светлана Анатольевна.













Тема «Одухотворение природы, её участие в судьбе героев»
(по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тип урока: повторительно – обобщающий
Цель урока: показать взаимодействие природы и человека.
Задачи урока:
Образовательная:
Показать роль и значение художественных средств и приемов в изображении природы, в её одухотворении;
раскрыть замысел писателя; показать единство человека и природы.
Развивающая:
Продолжить работу над развитием речи детей.
Научить применять средства ИКТ на уроках литературы.
Воспитательная:
Задуматься об ответственности человека за судьбу природы.
Воспитывать бережное отношение к художественному тексту и к родной природе, научить «вслушиваться» и «вдумываться» в окружающий мир.
Оборудование: иллюстрации учащихся по сказке-были «Кладовая солнца», портрет писателя М.М. Пришвина, презентации учащихся, сборники произведений М.М. Пришвина, проекты учащихся.
Эпиграф: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина».
К.Г.Паустовский
















Ход урока.
1.Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
За окном у нас весна
Природа просыпается после долгой зимы. Только прислушайтесь (звучит музыка).
-Какие образы возникли в вашем воображении?(1 слайд)
-Читая какое произведение, вы представляли подобные образы?(2 слайд)

Итак, тема урока «Одухотворённость природы, ее участие в судьбе героев».(3 слайд)
Открываем мы страницы,
Чтоб у Пришвина учиться:
Читать, думать, размышлять
И словесно рисовать;
Понимать тот слог чудесный,
Что сродни народной песне;
Видеть всюду красоту,
Всегда верить в доброту;
Со всем живым в согласье жить,
Чтоб тебя могли любить.
2.Слово учителя.

-Все произведения Пришвина проникнуты верой в торжество добра, доверием и любовью к человеку, читателю-другу, которого он зовёт к правде и красоте.
-Вспомните произведения писателя. («За волшебным колобком», «Родники Берендея», «Осударева дорога», повесть-сказка «Корабельная чаща», сказка-быль «Кладовая солнца»).
-Давайте вспомним, о ком и о чем идет речь в сказке-были «Кладовая солнца». Свою проектную работу «Герои «Кладовой солнца» представят Исайкина Арина и Слабчук Артём.(4-6 слайды)
-Спасибо, ребята, за прекрасно выполненную работу.
-Какими показал детей Пришвин?(7 слайд)
3.Слово учителя.
Значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа, так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.
-Появлению детей в лесу предшествует описание несчастной жизни сосны и ели (слушаем выразительное чтение)(8 слайд)
-Какое впечатление производят эти картины природы?
-Какими словами характеризует писатель эту борьбу?
-Как называется приём, когда неодушевлённые предметы одушевляются?
4.Конфликт Насти и Митраши.
И вот в мир природы входят Настя и Митраша. Многообразная и напряжённая жизнь леса захватывает их.(9 слайд)
-Какая природа, когда приходят дети?(10 слайд)
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.(11 слайд)
(стр. 127. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)
– Что произошло потом?
(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).
Предлагаю вам, ребята, посмотреть, как это произошло?(12 слайд)
– Как природа помогает понять настроение спорящих?
Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?(13 слайд)
(Стр. 129. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)
Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
(стр.130. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)
Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
(Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
5.Слово учителя.
Изображая внезапно изменившуюся картину прекрасного утра, писатель заставляет нас насторожиться, подготавливает к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев.
- Как вы думаете, что заставило пойти Митрашу по неизведанной тропе, неизвестному пути?(14 слайд)
( Митраша пренебрег опытом других людей, не пошел по протоптанной дорожке, «чтобы было короче и ближе».)
(Выбрал легкий путь.)
(Хотел проложить свою дорогу.)
- Хорошо это или плохо, что Митраша выбирает свой путь?
«Мы пойдем на север, как отец говорил, там есть палестинка, где еще никто не бывал».
«Я пойду сам по себе, по своей тропке». Существует и такое мнение: уход Митраши с протоптанной людьми тропинки означает «пренебрежение опытом поколений, влекущее за собою опасные последствия: ведь Митраша выбрал более короткий (легкий) путь. Короткий путь исследователя отнюдь не является легким, но требует, действительно, учитывать опыт, накопленный людьми.
- Как автор к нему относится? И как это выражает?
(«Митраша ничуть не трусил, что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая; шел такой же человек, как и он, - значит, и он сам мог смело по ней идти».)
(«Он смело пошел вперед»)
(Пришвин расположен к нему, пишет о его смелости. Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но он пока был еще только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка». Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы».)
- Как вела себя Настя?(15 слайд)
(«Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, за каждой наклонялась к земле Затем догадалась и стала наклоняться только за горсточкой Так она ссыпает горсточку за горсточкой, все чаще и чаще, а хочется все больше и больше.»)
(Раньше и часу не проработает, чтобы не вспомнить о брате, а теперь не помнит, что и хлеб у нее, и брата рядом нет, а помнит только о клюкве.)
(«Было только один раз, вроде пробуждения: она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы».)
(«Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой большую корзинку, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках».)
- Что случилось с Настей? Почему она забыла о брате?
(Ее охватила жадность).
-Каков смысл эпизода встречи девочки с лосем?(16 слайд)
(Автор выражает свое отношение через отношение лося:
«Лось ее и за человека не считает: он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни»).
-Что заставило Настю вспомнить о брате?(17-18 слайды)
-Какую роль играет природа в произведении?(19 слайд)
-Какие сокровища открыли ребята на болоте? Что поняли Настя и Митраша?
6.Работа с иллюстрациями к произведению.
- Так вот такие замечательные герои не могли не привлечь внимания художников-иллюстраторов.
Повесть М. М. Пришвина «Кладовая солнца» иллюстрировалась многими художниками: И. Бруни, И. Грилем, В. Коваленко, Г. Никольским и другими.
Индивидуальным заданием Авагян Карины и Галатина Руслана была просьба найти издания «Кладовой солнца» с иллюстрациями одного из них. (20-21 слайды)
- Ребята, расскажите, пожалуйста, чем обогатились ваши представления? Что нового вы узнали?
-Спасибо за выполненную работу.
И вас, ребята, сказка-быль вдохновила на создание прекрасных иллюстраций(22-25 слайды)
-Ребята, а скажите, пожалуйста, какую роль играет природа в жизни каждого человека, каждого из нас?(26 слайд)
7.Подведение итогов.
Вернёмся ещё раз к замечательным словам К.Г. Паустовского:
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина».(27 слайд)
- Как вы понимаете слова Константина Георгиевича?
8. Оценивание учащихся.(28 слайд)
Ребята, вспомните, как вы сегодня работали на уроке, и в соответствии с этим оцените свои успехи. Надеюсь, что вы будете объективны. Если считаете, что заслужили «5», то поднимите зелёный кленовый лист, «4»-красный, «3»-жёлтый, если не работали - белый.
9.Вы сегодня замечательно работали, поэтому я надеюсь, что следующие задания выполните с интересом.(29 слайд)
Д/з.1. Выразительное чтение наизусть истории-притчи о сосне и ели. (стр.127)
2.Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
«Чудеса природы», «Мои пожелания героям»
3.Нарисовать героев или фрагменты текста, которые не были проиллюстрированы И. Бруни, Е.Рачёвым, и обосновать устно важность этого момента для понимания идеи М. Пришвина.(по желанию)



























Заголовок 3Основной шрифт