План-конспект по литературе на тему : Авторская позиция и способы её выражения в рассказе Михаила Пришвина «Предательская колбаса».


Фёдорова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Красноярская СОШ №1»
Урок по литературе в 6 классе. Авторская позиция и способы её выражения в рассказе Михаила Пришвина «Предательская колбаса».
Деятельностная цель: продолжить знакомство с произведениями М. М. Пришвина, формировать тип правильной читательской самостоятельности.
Содержательная цель : формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания, учить понимать эмоциональный тон произведения, формировать умения выявлять авторскую точку зрения и роль автора в произведении, развивать у детей речь, память, воображение, интерес к книге – собеседнику и их собственное мышление, воспитать доброту к окружающей нас природе, содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух различные виды текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?», «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступками литературных героев
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя
                      Коммуникативные
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героев, используя доступные оценочные средства;
осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.
                                Личностные результаты
пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке;
осознавать, что значит быть ответственными и нести ответственность за свои поступки;
соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Ход урока.
Организация класса.
Звонок голосистой птицей,
Опять пролетит поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.
Активизация внимания. Создание эмоционального настроя на работу, вызов мотивации, интереса.
(слайд 1)
К уроку я подобрала 2 эпиграфа. Обратимся к ним.
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого столько вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека,
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Миниатюра Эдуарда Асадова
Что хотел сказать художник, поместив собаку среди людей на передний край? Видимо, он хотел сказать, что люди любили собак ещё с глубокой древности, никогда их не покидали, даже в несчастье, даже на грани гибели народа.
«Белый Бим Чёрное ухо» Н.Г. Троепольского.
Какой эпиграфы Вам больше понравился ? Объясните свою точку зрения.
Проверка домашнего задания. Рассказ о своих домашних питомцах.
Основная часть урока. Определение темы урока. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
Работа над рассказом «Предательская колбаса». Учитель предлагает на обсуждение план событий рассказа.
1) Подружились с Рябчиком. (Дети соглашаются и приводят подтверждения из текста)
2) Ярик исчез. Жду реакции детей. Задаю наводящие вопросы. Что могло случиться с Яриком , как отреагировал хозяин собаки?
3) Радость была недолгой. Прошу учеников назвать причины, из-за которых Ярик снова покинул тёплый дом , заботливого хозяина, охотничью колбасу. Рассуждая над вопросом, приходим к следующим выводам: заигрался с другом Рябчиком, забыл свои святые обязанности и хозяина.
4) Гуманное наказание. Каким образом хозяин наказывает Ярика за очередной побег из дома? (зачитать отрывок ). «В этот раз я не стал с ним разговаривать и отправили в темный подвал темный подвал, а детей просил, чтобы в следующий раз они только известили меня, но не давали ему пищи. Мне хотелось сделать, чтобы он вернулся домой по доброй воле.
В тёмном подвале путешественник пробыл у меня сутки. Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил…»
Проблема ! Можно ли назвать наказание гуманным? (слайд ) Работа со словарём.
Гуманный (лат. человечный, милостивый, милосердный). Толковый словарь живого великорусского языка. В. Даль, стр.51.
Гуманный- направленный на благо других, человеколюбивый и отзывчивый. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю.Шведова, стр.149.
А как обычно наказывают животных за провинности?
5) Виноват, прости!
6) Пожалуйте, молодой человек.
Введение в тему урока. Теория литературы. Составные части композиции.
У любого рассказа, как мы знаем, есть экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, заключение. Соотнесите все пункты плана с этими литературными терминами.
Экспозиция – отсутствует.
Завязка- 1 пункт плана.
Развитие действия- побеги и наказания- 2,3,4 пункты плана.
Кульминация - тайное возвращение.
Развязка- мир между собакой и хозяином- 5,6 пункты плана.
Физкультминутка
Физкультминутка “Звериная зарядка”:
Раз – присядка. Присесть.Два – прыжок. Подпрыгнуть.Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.Любят долго потянуться, Потянуться.Обязательно зевнуть, Повороты туловища.Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.Долго топчется на месте.А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.Начинает все сначала.
Совместное открытие нового знания. Исследовательская работа (работа в группе).
А теперь обратимся к особенностям данного рассказа.
Вид рассказа- анималитический рассказ – animal от англ. слова животное- рассказ о животных.
Идее рассказа подчинены средства выразительности, которые использует автор.
А) Очеловечивание. Найдите примеры из текста.
«…Я иду с колбасой, а Ярик идёт за мной на двух ногах, опустив передние лапы, как руки, и так мы обходим комнату и раз, и два, и даже больше. Я надеюсь в будущем посредством колбасы, вообще приручить ходить его по- человечески и , когда- нибудь во время городского гуляния появиться так под руку с рыжим хвостатым товарищем».
Б) Комический эффект- (от греч. комикос- весёлый, смешной)- эстетическая категория, отражающая несоответствие внутреннего и внешнего. Найдите пример в тексте.
«…Ярик тут, под диваном.
Теперь я отрезаю от колбасы круглый конец с носиком, привязываю нитку за носик и тихонечко спускаю вниз между коленками. Язык показался. Я потянул за нитку- язык скрылся. Переждав немного, спускаю опять- теперь показался нос, потом лапы. Больше нечего в прятки играть: я вижу его, и он меня видит. Поднимаю выше кусочек, Ярик поднимается на задние лапы.
-Пожалуйте, молодой человек!...»
В) Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
«…не золотистый гордый ирландец, а какая-то рыжая, ничтожная, сплющенная черепаха…», «…мышь слышней пробежала бы , чем это большое подползало под диван…», «…чтобы, Ярик спящий колечком, развернулся, как стальная пружина… », «…опустив передние лапы, как руки…».
Г) Эпитет- от греч.- приложение, художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить своё отношение. Примеры: предательская колбаса, шёлковый ветерок, хвостатый товарищ.
Д) Номинативная цепочка.Ярик-21 раз, он-13 раз, собака-1 раз, безобразный пёс-1 раз, черепаха- 1 раз, беглец- 1 раз, путешественник-1 раз, нечто рыжее- 1 раз, товарищ- 1 раз, молодой человек- 1 раз, брат-1 раз. Пояснение в слайде № 3.
Е) Интрига-(от лат. интрикаре- запутывать )- обострение сюжета, она служит целям раскрытия характеров персонажей через поступки. Пример: «Ярик подружился с молодым Рябчиком». Трудно догадаться сразу о ком идёт речь, что это собаки даже на ум не приходит сразу. Игра с читателем заключается в подборе редких кличек для собак. Почему М. Пришвин так их назвал? По какому признаку он дал им такие клички?
-Скорее всего по окраске. Ярик (золотистый рыжий ирландец)- значит яркий, а Рябчик по аналогии с Яриком от окраски птицы (рябчик), а так же из северного наречия пёстрый, крапчатый, чубарый, пятнистый. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.10, М.-2004г., 377стр.
Можно только догадываться каким был Рябчик (либо в мелких пежинках, либо тёмными пятнами по светлой шерсти; либо с примесью рыжей шерсти к серой или к чёрной и белой). Вариантов и комбинаций огромное множество. Таким образом, М. Пришвин тренирует фантазию и внимание своего юного читателя, чтобы он ничего не пропустил мимо. А в чём ещё можно увидеть игру?
-Название рассказа. «Предательская колбаса»- игра с читателем. Предательская колбаса ( средство примирения)- игра с Яриком.
Язык произведения. 1)задание по вариантам. Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 вариант), как раскрывается психология охотничьего пса (2 вариант). Но мне бы ещё хотелось, чтобы вы обратили внимание на слог автора.
Проверка самостоятельной работы над отрывком (слайд 4).
1 вариант 2 вариант
Человек-беспокойство, тревога, успокоение, любопытство, игра, желание наказать, но тактично, по-человечески воспитывает несущую службу собаку. Собака- чувство вины, желание примириться с хозяином, загладить свою вину.
2)Выразительности языка автор достигает благодаря использованию большого количества ярких и образных прилагательных (виноватый, добрый, гордый, рыжая) и глаголов (перестань лапиться, ужинать, сохнет, прыгнул, простил, приучил ходить, свистать, стал прилаживаться).
Особая теплота рассказа поражает нас и заряжает таким же добрым отношением к животным.
- Подумайте, что было бы если все люди, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания учащихся о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек).
Рефлексия. "Три М"
4 Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
5 Итог совместной работы. Вывод: мы знаем М.Пришвина и как охотника, и как писателя, и как волшебника, и как фотографа, и как агронома, и как сельского учителя, и как военного журналиста, а сегодня мы узнаём его с другой стороны: М. Пришвин- искатель. Именно ему принадлежит следующее высказывание: «…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа- зеркало души человека». Рассказом «Предательская колбаса» М.М. Пришвин продемонстрировал, как можно найти подход к любому живому существу, стать другом, братом, оставаясь при этом человеком.
Домашнее задание. Сочинение- миниатюра- зачем М.М. Пришвин рассказал нам историю Ярика? (8-10 предложений.)