Конспект урока по русскому языку 4 класс Рассказ М. Пришвина «Выскочка» УМК: Школа России

Проектирование урока по теме: Рассказ М. Пришвина «Выскочка».
Класс: 4«В»

УМК: «Школа России»
Учебник: Литературное чтение 4 класс, рассказ М. Пришвина «Выскочка».
Основная цель темы – Познакомить учащихся с фактами биографии и рассказом М. Пришвина «Выскочка».
В результате изучения рассказа учащиеся должны: уметь анализировать заголовок произведения; читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного, характеризовать героев произведения, объяснять нравственный смысл рассказа.
Раздел «Природа и мы» (12 часов). На изучение данной темы отводится _2__ час. Данный урок является __1__ в изучении данной темы. На первом уроке мы должны реализовать следующие этапы усвоения: подготовка к восприятию, восприятие, осмысление, применение.

Предмет усвоения: рассказ М. Пришвина «Выскочка».
Средства усвоения: учебник, презентация.
Опорные знания
Опорные умения

Знают рассказы и стихи русских поэтов и писателей о детстве
Знают литературные жанры: рассказ, сказка, стихотворение.
Знают литературоведческие понятия: тема, главная мысль, произведения, сюжет позиция автора

Умеют читать выразительно,
Умеют анализировать заголовок произведения,
Умеют характеризовать героев и их поступки,
Умеют отвечать на вопросы, оценивать свои ответы.

Тип урока – изучение нового материала
Форма урока - традиционный
Принципы обучения
Гуманистической направленности.
Наглядности.
Доступности и посильной трудности.
Научности.
Систематичности, последовательности.
Связь теории с жизнью.

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока
Этапы усвоения:
Этапы урока:


1. Организационный момент

1. Подготовка к восприятию
2. Подготовка к чтению
3. Сообщение темы и задач урока

2. Восприятие
3. Осмысление
4. Первичный синтез

4. Применение
5. Анализ текста


6. Подведение итогов работы. Рефлексия


7. Домашнее задание




Цели


развивающая
развивать операциональную сторону мыслительной деятельности: анализ и синтез

обучающая
познакомить учащихся с фактами биографии и рассказом М. Пришвина «Выскочка», формировать умения анализировать заголовок произведения, понимать смысл прочитанного, характеризовать героев произведения и объяснять нравственный смысл рассказа.


воспитательная
воспитывать любовь к природе, к животным, доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека.



Этапы урока, цели учебных заданий


1. Орг.момент

Цель: создать у учащихся рабочий настрой.



Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

2. Подготовка к чтению

Цель: подготовить к восприятию рассказа М. Пришвина «Выскочка».

Название вида учебной работы
1. Беседа.
- Ребята, с каким разделом мы начали знакомство несколько уроков назад?
- Рассказы каких писателей вам уже знакомы?
- Назовите других писателей, которые посвящали свои произведения живой природе? ( Бианки, Чарушин, Сладков, Паустовский , Пришвин)

2. Биографическая справка по М. Пришвину
Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с интересными фактами биографии писателя
Учебная задача для учащихся: внимательно выслушать учителя и ответить на вопросы по биографии
Организация работы детей: Фронтальная.
Формы и организация контроля над работой: Фронтальный опрос.
Подведение результатов работы: Устно.
Учитель: сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Михаила Михайловича Пришвина. Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво, Елецкого уезда в небогатой купеческой семье. В 10 лет поступил в Елецкую мужскую гимназию. С 1900 года Пришвин обучался в Германии и, вернувшись на родину, работал агрономом. В 1906 году М. М. Пришвин посетил Карелию, и там под впечатлением от природы северного края решил стать писателем. Через год увидела свет книга Пришвина «В краю непуганых птиц» о природе, быте и жизни северян. Позже Пришвин объездил всю Россию и старался впечатления от путешествий отразить в своих произведениях. Пришвина по праву называют певцом русской природы. Наиболее известны сборники его рассказов и повестей для детей: «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца». Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.
Продолжите предложения
- С детства Михаил Пришвин любил
- Самые известные рассказы Пришвина для детей
- Первая книга Пришвина.
Учащиеся: знакомятся с творчеством писателя, отвечают на вопросы.
3. Создание проблемной ситуации для определения главного героя рассказа.
- Кто станет героем произведения, которое мы будем читать сегодня, вы узнаете, прочитав текст.
       У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.
      Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. Подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки  переговариваясь друг с другом или заметив опасность.
  Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. В народе ее называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.
 Учитель: О ком мы будем читать? Найдите слова, которые описывают сороку.
Что нового вы узнали о сороке?
Учащиеся: А что сорока болтлива, то болтлива. Эта птица молчать не умеет и секретов не держит. Но и не кричит понапрасну. В её пестрой болтовне есть смысл.
4. Словарная работа.
Учебная задача для учителя: объяснить значение слов прочитанных в тексте
Учебная задача для учащихся: запомнит значение слов
Подведение результатов работы: устно
Формы и организация контроля над работой: фронтально
Подведение результатов работы: устно.
Учитель: А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
Учащиеся: Это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
Учитель: Выскочка - человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).
Нам в рассказе будут встречаться слова, давайте с ними познакомимся.
Полено –кусок распиленного бревна для растопки;
Выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;
Срам – синонимы: стыд, позор;
Бдительность – синонимы: внимательность, настороженность.


Первичный синтез

Цель: тренировать навык чтения, слушанья и понимания рассказа М. М. Пришвина «Выскочка»












Учебная задача для учителя: выразительно прочитать рассказ «Выскочка» учителем и подготовленными учащимися
Учебная задача для учащихся: прослушать чтение рассказа и понять текст
Организация работы детей: индивидуально
Формы и организация контроля над работой: фронтальный опрос
Подведение результатов работы: устно

Выразительное чтение начала рассказа учителем(стр.92-93)
Чтение рассказа учащимися(стр.93-95)

Учитель: Вопросы:

Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Ребята, а какое настроение преобладает в произведении?












Анализ текста
Цель: формировать умение, анализировать текст рассказа







Учащиеся: выслушиваются ответы.
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили!
Немного отдохнули?! Тихо сели, продолжаем работу.
Работа с учебником, беседа по вопросам (стр. 95)
Учебная задача для учителя: формировать умения анализировать рассказ.
Учебная задача для учащихся: уметь находить нужный материал, отвечать на вопросы.
Подведение результатов работы: устно
Формы и организация контроля над работой: фронтально
Подведение результатов работы: устно.
Учитель: вопросы по учебнику
С чего начинается повествование в рассказе?
Кто главные герои?
Как автор описывает Вьюшку? Как у нее появилась такая кличка. Найдите и подтвердите словами из текста.
Какие чувство у вас вызвала сорока? Что вы о ней узнали?
На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Как ты думаешь, какой момент в рассказе самый напряженный ? Объяснить свое мнение.
Давайте попробуем придумать свое продолжение рассказа.
Учащиеся: выслушиваются ответы.
2. Работа с иллюстрацией – стр.94.
- Какой эпизод изображен на иллюстрации?
- Найдите в тексте и прочитайте.
- Кто и как представлен на иллюстрации?
- Что бы вы нарисовали к этому рассказу?


Вторичный синтез
Цель: формировать умения обобщать понятое и доказывать свою точку зрения
Учебная задача для учителя: развивать умения, анализировать действие героев
Учебная задача для учащихся: дать характеристику главным героям и их поступкам.
Подведение результатов работы: устно
Формы и организация контроля над работой: фронтально
Подведение результатов работы: устно.
Учитель:
Как ты думаешь, почему автор дал такое название рассказу?
Как автор относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием?
Почему история, которую назвал Пришвин, так закончилась?
Учащиеся: выслушиваются ответы.

6. Итог урока

Цель: Дать качественную оценку работы класса.

Учебная задача для учителя: подвести итог работы на уроке.
Учебная задача для учащихся: оценить усвоенные знания, умения.
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока.
Ребята, с каким произведением мы познакомились?
Как вы поняли, какая главная мысль рассказа?
Понравился ли вам рассказ? Почему?
Учащиеся: отвечают на вопросы.

7. Рефлексия

Цель: Оценить свою деятельность на уроке.

Название вида учебной работы

Учебная задача для учителя: формировать навыки оценки своей деятельности.
Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность на уроке.
Учитель: вам нужно оценить результат своей работы на уроке
По цепочке начинаем.
Мне понравилось
Мне не понравилось
Были трудности
Мы научились


8. Домашнее задание

Цель: Формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

Учебная задача для учителя: объяснить домашнее задание.
Учебная задача для учащихся: подготовить выборочный пересказ (Взаимоотношения Выскочки и Вьюшки).
Учитель: домашнее задание, подготовить пересказ рассказа «Выскочка»
Спасибо за внимание. Урок окончен!


Учитель: _________________

Методист: _________________

Оценка: _____________










S~ђ Заголовок 215