Конспект классного часа на тему Путешествие в страну толерантности (5 класс)


Классный час в 5 классе на тему: Толерантность
Познавательно – игровая программа «Путешествие в страну толерантности»
Цели: образовательные:
- познакомить обучающихся с понятием «толерантность»;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении;
развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть в действительности;
воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, терпимость к различиям междулюдьми;
- воспитывать культуру общения и взаимопонимание.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ход мероприятия:
І Организационная часть
1. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на познавательно – игровой программе под названием «Путешествие в страну толерантности». Сегодня мы собрались для того, чтобы стать еще добрее и светлее, радостнее и позитивнее, благороднее и радушнее по отношению друг к другу. Также мы с вами познакомимся с понятием «толерантность».
2. Приветствие
- Ребята, а для чего люди здороваются? (Правильно, для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)
- Давайте поприветствуем друг друга как это делают представители разных народов:
- сложить ладони вместе и поклониться (Индия);
- поклонимся как в Японии, чем ниже поклон, тем почтительнее приветствие.(Япония);
- пожать руку самому себе (Китай);
- слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии (Великобритания);
- сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии (Германия);
- а вот в Тибете при встрече показывают друг другу язык(Тибет);
- и, наконец, поприветствуем наших гостей, радушно махая рукой, как это делают во всем мире.
ІІ Информационный блок
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
— И все?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
— И мира тоже.
Слово учителя
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы конфликтов. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих.
Толера́нтность (в переводе с латинского это — терпение, терпеливость, ) —принятие другого человека таким, какой он есть; принятие и правильное понимание других культур.
Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках
- в английском – готовность быть терпимым;
- во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.
Посмотрите на экран , здесь вы видите «Качества толерантной личности»
1.Терпение.
2. Доверие.
3.Умение не осуждать других.
4. Умение слушать.
5. Способность к сочувствию.
6. Чувство юмора.
7. Умение владеть собой.
8. Доброжелательность.
9.Умение прощать.
- Как вы понимаете каждое из этих качеств?
- Кто из вас может назвать себя толерантной личностью?
ІІІ Игровой блок
1. Игра «Я один такой, потому что…»
Учитель. Каждый человек неповторим и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я один такой, потому что…» (Проводится игра)
- Какой мы можем сделать вывод? (все люди разные, но индивидуальные качества дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир; если бы все были бы одинаковыми, то не было бы интересно.)
2. Игра «Бинго»
(Заранее вырезать из бумаги фигуру человека по количеству детей. )Ребята напишите пожалуйста там где:
голова – свою мечту;
правая рука – любимое блюдо;
левая рука – любимое занятие;
правая нога – любимое место отдыха;
левая нога – пожелание друзьям.
- А теперь давайте проверим: у кого мечта – стать известным и благополучным человеком?
- Кто любит мороженое, шоколад, пельмени?
- Кто любит спорт, спать, играть в компьютерные игры?
- Кто любит отдыхать в лесу, на море, на диване?
- Кто из вас пожелал друзьям здоровья, мира, добра и счастья?
- Какой мы можем сделать вывод? (Помимо индивидуальных качеств и различий у нас много общего, мы всегда можем найти общий язык и интересную тему для разговора.)
3. Игра «Сплетня»
Учитель.
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с передачей неточной информации, т.е. со сплетнями, после чего мы обижаемся на людей, не задумываясь о том, что каждый человек, услышав какие-либо сведения, воспринимает их по-своему и неумышленно их неточно передает другим. Сейчас мы с вами выясним, как это происходит. (Правила игры: вызываются пять желающих учеников, четверо из них выходят из класса и входят по одному, когда их позовет учитель (ведущий). Всем присутствующим и первому участнику учитель говорит некую информацию. Задача первого участника пересказать то, что он услышал второму участнику, затем второй пересказывает третьему и т.д. Цель игры состоит в том, чтобы найти сходство между тем, что пересказал пятый (последний) участник классу, и начальной информацией.
- Какой мы можем сделать вывод?.. Правильно. Не спешите верить в то, что вам о ком-то или о чем-то расскажут, - ведь все мы по-разному воспринимаем одни и те же явления, события, потому что внутренний мир каждого человека сложен и многообразен, у каждого из нас свои ценности, личные особенности, хоть у нас и много общего. Не надо верить сплетням, и уж тем более их передавать. Толерантно относитесь к людям!
IV Подведение итогов мероприятия
1. Показ мультфильма «Места хватит всем»
Люди рождаются на свет разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты мог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
2.Сравнительный анализ желаемой модели класса и действительной (на доске нарисовано солнце).
Нашу планету освещает и согревает солнышко – Это символ тепла, богатства, радости и света. Давайте создадим наше солнышко толерантности. На месте лучиков мы с вами напишем те качества, которыми по вашему должен обладать каждый из нас, чтобы наш класс стал пространством доброты и толерантности. А в центре солнышка напишете качества, которыми, по вашему вы уже обладаете.
(Делается вывод, что, в действительности, ребятам еще многому нужно учиться и работать над собой, чтобы создать «Солнечную толерантную страну»)
Заключительное слово учителя
- И в заключении хочется сказать : Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – это основы человеческого счастья. Но человека, который ни с кем не ссорился, встретишь редко, ведь в жизни всякое бывает. Надо уметь прощать! Улыбайтесь чаще, радуйтесь каждому дню, берегите, уважайте и цените людей, с которыми вас сводит жизнь! До свидания, до новых встреч!