ЭССЕ Плюсы и минусы применения современных образовательных технологий


Эссе
Тема: «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности».
Выполнила: учитель начальных классов
НОУ «ООШ «Академия будущего»
Цемахович Людмила Сергеевна.
Иркутск -2016
Введение
Живём мы с вами в век высоких технологий. Обществу необходимы люди, которые способны не только действовать по алгоритму, но и умеющие думать, активные, творческие, стремящиеся к постижению нового, самообразованию. И кто как не учителя способны воспитать такого человека. Но для того чтобы исполнить такую миссию надо чтобы и учитель был способен к самообразованию, стремился постигать что-то новое, был творческим. Ну и конечно был исследователем в своей профессии.
Дети сейчас другие, порой они знают больше, чем взрослые, поэтому и образовательные технологии должны отличаться от тех, что были раньше. Они должны быть современными и отвечать запросам общества.
Основная часть
Я являюсь молодым специалистом в своей профессии. Работаю учителем начальных классов второй год, но с новым образовательным стандартом знакома с 2012 года. Придя в профессию я сразу начала работать по ФГОС второго поколения. Для меня применение современных образовательных технологий является неотъемлемой частью работы.
В своей практике я активно использую ИКТ-технологии, проектные технологии, игровые, групповые технологии. Применяя современные образовательные технологии в процессе реализации ООП начального образования, я для себя выделила как плюсы, так и минусы применения этих технологий.
Скажу о «плюсах». Например, использование ИКТ – технологий повышает учебную мотивацию, даёт возможность, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, по моему мнению, важно для всестороннего развития личности ребенка. Также создаётся психологически комфортная среды обучения, которая ведет к самосовершенствованию и позволяет ставить перед учащимся личностно-значимые цели. А ещё при использовании компьютерных технологий меняется стиль общения: учитель, скорее собеседник и консультант, чем носитель информации; учащиеся собеседники, консультанты - это способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
С Информационно- компьютерными технологиями не разрывно связан метод проектов или проектные технологии. Они дают возможность развивать познавательные способности учащихся, ребята самостоятельно находят материал по теме проекта и обрабатывают его, представляют результат своей работы учащимся класса и на НПК.
Использование игровых технологий позволяет овладеть учебным материалом в занимательной форме. Дети очень любят игры, которые требуют от них преобразующей и поисковой деятельности. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игровые ситуации я могу разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках. Всё это способствует развитию мыслительных процессов, повышает интерес к обучению.
Также использование групповых технологий, при этом ведущая форма учебно – познавательной деятельности групповая, позволяет развивать познавательную самостоятельность учащихся, их коммуникативные умения и интеллектуальные способности посредствам взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. На уроках организуется активная самостоятельная работа учащихся. Дети при этом чувствуют себя раскованно, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку на уроке.  В ходе работы ребята помогают друг другу, членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально.
Наряду с «плюсами» использования современных образовательных технологий, есть и «минусы». Например, при использовании ИКТ и проектных технологий возрастают требования к учителю. Мне нужно постоянно совершенствоваться в области компьютерных технологий, чтобы не отстать от моих учеников. К сожалению, на это часто не хватает времени, но я стараюсь.
Ещё один «минус» - неустойчивая детская психика может привести к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье, неотфильтрованная информация может нанести психологический вред ребенку.
Исследовательская деятельность учащихся затруднена некоторыми причинами, часто ребята берут готовые работы из Интернета, да и что греха таить, технология проектной деятельности не до конца освоена и нами учителями. Увеличивается риск неудачного окончания работы учащегося. Повышается эмоциональная нагрузка и на учащегося, и на учителя. Также часто невозможно включить значительное число учащихся в работу над проектом. Очень сложно оценить вклад каждого участника проекта. Эта же проблема существует и при оценивании работы ребят в группе.
При использовании игровых технологий тоже есть минусы. Это сложность в организации и проблемы с дисциплиной. Это невозможность использования игровых технологий на любом материале. Использование игровых технологий требует больших временных затрат. И иногда бывает сложно оценить учащихся при использовании игровых технологий.
Вывод
Положительных моментов в использовании современных образовательных технологий всё же больше, чем отрицательных. Без них нам не обойтись! Они способствуют развитию всех универсальных учебных действий, а значит способствуют всестороннему развитию личности. А трудности они всегда были и будут, нужно постараться свести их к минимуму.