Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по предмету «Специальность» (фортепиано)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ
Тюменская область Сургутский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Нижнесортымская ДШИ»



Дополнительная общеразвивающая
программа в области музыкального искусства
по предмету
«Специальность» (фортепиано)



Составитель: Е. И. Круглова







с.п. Нижнесортымский
2016 год.

Утверждаю: _________________
решение педагогического совета
от «____» _____________ 20 г.
Директор МБОУ ДОД
«Нижнесортымская ДШИ»
Л. М. Лобазов





Составитель: преподаватель ДШИ Е. И. Круглова


Рецензент:









Составлена в соответствии с типовыми требованиями к содержанию и подготовке выпускника ДШИ

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка__________________________________4
Задачи курса и организация учебного процесса_____________ 5
Учебный план________________________________________ 6
Содержание учебного предмета__________________________ 6
Требования на зачетах_________________________________ 8
Итоговые требования___________________________________ 8
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы _______________________________ 9
Формы и методы контроля, система оценок ________________10
Годовые требования____________________________________11
Примерный репертуарный список________________________ 12
Список методической литературы________________________ 20







1. Пояснительная записка
Преподаватель инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте, создавать основу опыта для приобретения исполнительской практики (сольной, ансамблевой).
Программа составлена в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 12 и пунктом 1 части 2 статьи 83 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и письма Министерства Культуры РФ от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».
За основу данной программы взяты программы:
- Класс специального фортепиано. Программа для детских музыкальных школ. / Сост. З.С.Арнопольская, А.П.Батагова, М.Н.Денисова. – М.,1973
- Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для детских музыкальных школ. / Сост. А.Д.Алексеев, А.П.Батагова, Е.Н.Орлова. – М.,1988.
Программа «Специальность (фортепиано)» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства;
- создание условий для художественного, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- развитие навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности ДШИ;
- приобретение детьми опыта коллективной творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
В процессе развития музыкального образования складывается его структура. Низшее звено составляют детские школы искусств. Общеразвивающая программа в области музыкального искусства способствует эстетическому воспитанию детей и привлечению наибольшего их количества к художественному образованию.
Цель программы – привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию, развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Задачи программы:
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.



Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Условия реализации программы по учебному предмету «Специальность» (фортепиано) по дополнительной общеразвивающей программе:

Материально-техническое обеспечение
Дидактико-методическое обеспечение


Наличие класса
Фортепиано
Стол
Стулья
Шкаф
Компьютер
Аудиотека
Нотная библиотека
Иллюстративный материал/портреты композиторов/
Выставочный стенд с познавательной литературой / музыкальные энциклопедии, справочники/
Авторские переложения в 4 руки для фортепиано


Учебный план
Фортепиано
Количество часов в неделю
Количество часов в год

1 класс
1
33

2 класс
1
34

3 класс
1
34

4 класс
1
34


Наименование предмета
Максимальная учебная нагрузка в часах
Самостоятельная работа в часах
Общий объем аудиторных учебных часов

Специальность
608
473
135


Содержание учебного предмета
Данная программа ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Данная программа рассчитана на детей, начинающих учиться с 6,6-9 -летнего возраста. Благодаря своему физическому развитию к данному возрасту, ребенок адаптирован к обучению в школе, более усидчив и вынослив. Он запоминает быстрее, осознанно и качественно выполняет
задания. Это позволяет более ускоренное прохождение учебного материала в первом и во втором классах.
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения. На каждое полугодие педагог выбирает программу для учащихся с учетом их способностей и фиксированием в индивидуальных планах. В неё включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, а также произведения советских и современных композиторов.
Продолжительность учебного года составляет:
1 класс - 33 недели;
2 класс - 34 недели;
3 класс - 34 недели;
4 класс - 34 недели.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями.
С первого года обучения необходимо начинать работу над гаммами и проводить её до 4-го класса включительно.
К окончанию школы учащийся должен знать мажорные гаммы и минорные гаммы до двух знаков, аккорды и арпеджио к ним, знать наиболее часто встречающиеся итальянские музыкальные термины, обладать общим музыкальным развитием, пониманием музыки: характера, стиля произведения.
Неотъемлемой частью занятий по фортепиано с первого года обучения является чтение нот с листа. Планомерные занятия вырабатывают практические навыки, необходимые для более широкого знакомства с музыкой. Первоначально рекомендуется использовать легкие одноголосные примеры. Со второго года обучения возможно чтение с листа двумя руками небольших, несложных фортепианных пьес. Произведение для чтения с листа должны быть с небольшим количеством знаков при ключе (до двух включительно), в медленном или умеренном темпе. По мере развития учащихся и усвоения ими навыков чтения с листа выбор произведений постепенно усложняется.


Требования на зачетах
В конце каждого полугодия проводится проверка работы учащихся. В первом полугодии контрольный урок с оценкой (1, 3, 5, 7 семестры), во втором полугодии – зачет с оценкой (2, 4, 6 семестры).
В 1 классе исполняется: первое полугодие – 2 разнохарактерных произведения, второе полугодие – этюд и пьеса по выбору.
В 2 - 3 классах: первое полугодие – этюд и полифония, второе – произведение крупной формы и пьеса.
В 4 классе в декабре и марте прослушивания зачетных произведений; в конце года выпускной экзамен: полифоническая пьеса гомофонно – гармонического склада, этюд и пьеса.
Проверка технической подготовки учащихся осуществляется на технических зачетах, которые проводятся 2 раза в год, начиная с 3 класса.
В конце I четверти на техническом зачете учащиеся исполняют этюд, диезные, бемольные мажорные гаммы по программе и все технические формулы к ним.
В конце III четверти на техническом зачете учащиеся исполняют этюд, диезные, бемольные минорные гаммы по программе и сдают коллоквиум.
2 класс C–dur, a-moll
3 класс G- dur, e-moll ; F- dur, d-moll
4 класс D- dur, h-moll; B-dur, g-moll

Дифференцированный зачет в 4 классе проводится в соответствии с учебным планом, на котором исполняются три произведения, различные по жанру и форме:
полифоническое произведение;
этюд;
пьеса.
Итоговые требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства в классе фортепиано является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
1. Самостоятельно разбирать и выучивать доступный по трудности репертуар несложных произведений простых форм различных жанров и стилей (в размере 2/4, 3/4, 3/8, 4/4). 2. Знать перевод наиболее часто встречающихся итальянских музыкальных терминов.  3. Уметь словесно характеризовать исполняемые произведения, используя знания, полученные не только в инструментальном классе, но и на музыкально-теоретических предметах.  4. Обладать общим музыкальным развитием, пониманием музыки: характера, стиля произведения. 5. Иметь навыки публичных выступлений.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими: 1-2 классы по 3 часа в неделю, 3-4 классы – по 4 часа в неделю.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений, навыков обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «Специальность (фортепиано)» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе и проводится в форме контрольных уроков в 1,3,5,7 семестрах. Дифференцированные зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся во втором полугодии в 2, 4, 6 семестрах в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
На промежуточную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание зачетов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной аттестации. В начале соответствующего учебного полугодия до сведения обучающихся доводится информация о форме проведения промежуточной аттестации. Зачет принимается двумя-тремя преподавателями, в том числе преподавателем, который вел данный предмет. Оценка, полученная на зачете, заносится в ведомость (в том числе и неудовлетворительная).
По завершении промежуточной аттестации допускается пересдача неудовлетворительной оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и дифференцированном зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)
предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)
программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)
программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)
незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


Годовые требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником:
Первый класс
Произведения
Технический материал

20 различных музыкальных произведений.
С, G-dur в прямом движении отдельно каждой рукой в 1 октаву (2 полугодие); а-moll (3 вида) в прямом движении отдельно каждой рукой в 1 октаву.


Второй класс
Произведения
Технический материал

1 полифоническое произведение;
1 произведение крупной формы;
2-3 пьесы;
2-3 этюда на различные виды техники.
С, G-dur, а-moll (3 вида) в прямом движении в 2 октавы двумя руками; арпеджио короткие отдельно каждой рукой.


Третий класс
Произведения
Технический материал

1 полифоническое произведение;
1 произведение крупной формы;
2-3 пьесы;

2-3 этюда на различные виды техники;
C, G, F-dur в прямом движении в 2 октавы; а, e-moll (3 вида) в прямом движении, арпеджио
короткие двумя руками, с обращениями аккордами по 3 звука отдельно каждой рукой.


Четвёртый класс
Произведения
Технический материал

1 полифоническое произведение;
1 произведение крупной формы;
2-3 пьесы;
2-3 этюда на различные виды техники;

C, G, F, D, В-dur в прямом движении в 2 октавы; а, e, h, g-moll (3 вида) в прямом движении, хроматические гаммы в прямом движении от ре и соль, арпеджио короткие двумя руками, с обращениями аккордами по 3 звука двумя руками.

Примерный репертуарный список
I, II классы
Этюды
Гедике А.: Соч.32. 40 мелодических этюдов, тетр.1 (наиболее легкие)
Соч.36. 60 легких фортепианных пьес, тетр.1 (по выбору)
Королькова И. Крохе-музыканту. Вып.2. « Догонялки» Этюды: №№ 1-7
Николаев А. Детский альбом: Этюд.
Черник К. - Гермер Г. Избранные этюды, ч.1: №№ 1-7.
Шитте А.: Соч.108. 25 маленьких этюдов для фортепиано: №№ 1, 3, 5, 7, 13 Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А.Николаева, ч.1 (этюды по выбору). М., 1974:
Томсон Д .Этюд «Из школы»
Жилинский А. Утренняя зарядка
Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1. Сост. А. Руббах. М., 1972: №№ 1-3, 5-9, 11, 13, 15 Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Этюды, вып.1. Под ред. М. Соколова. М., 1972:
Агафонников В. Смеркается;
Васильев-Буглай Д. Осенняя песенка;
Красев М. Кукушечка.
Школа фортепианной техники, вып.1. Сост. В. Дельнова и В. Натансон. М., 1966: Этюды №№ 1-6.
« Фортепианная техника в удовольствие» Сборник этюдов и пьес 1, 2 классы. Сост. О. Катаргина
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным

Пьесы полифонического склада
Барток Б. Разговор
Беркович И. Канон (25 легких пьес).
Обработки народных песен: « На горе, горе», «Три садочка», « Отчего соловей»
«Сборник полифонических пьес» сост. Ляховицкая С.
Русские песни: «Дровосек», « Ночка темная», « Как во городе царевна»
Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаева. М., 1974:
Арман Ж. Пьеса ля-минор.
Аглинцова Е. Русская песня.
Крутицкий М. Зима
Левидова Д. Пьеса.
Курочкин В. Пьеса.
Юный пианист, вып.1, под ред. Л. Ройзмана, В. Натансона. М., 1973:
Арре Э. Эстонская народная песня.
Пирумов А. Маленькая инвенция (раздел этюдов).
Симонова Т. «Скороговорки для фортепиано. 50 упражнений для беглости пальцев» Учебное пособие для учащихся 1-2 классов Изд-во «Композитор» г.Санкт-Петербург 2002 г
Мишаков Ю. Прелюдия.
Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1. Сост. и ред. А.Руббах. М., 1972:
Барток Б. Разговор.
Гурлит К. Без названия.
Малинников В. Полифоническая пьеса.
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным

Пьесы
Александров А. Шесть легких пьес: Новогодняя полька.
Антюфеев Б. « Детский альбом»: Грустная песенка, Колыбельная.
Барток Б. Четыре пьесы: №1, №2.
Беркович И. « Двадцать пять легких пьес»: Украинская мелодия, Осенью в
лесу, Сказка.
Гедике А.: Соч.36. Тетр.1: Песня, Заинька, Мелодия, Русская песня,
Плясовая, В раздумье, Русская народная песня.
Геталова О. Визная И. «В музыку с радостью» » Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2012 г.
Гречанинов А. Соч.98. В разлуке Дроздов А. Семь детских пьес: Старинный танец
Гриффина И. «Я учусь играть с листа» Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2013 г.
Королькова И. Крохе-музыканту. Вып.2: Колыбельная, Сорока-ворона,
Балалайка, Помощница, Часы, Слониха на прогулке, Бабушкина сказка,
Обезьянки, Кукушка
Любарский Н. Сборник очень легких детских пьес на темы украинских
народных песен: Дедушкин рассказ, О чижике, Про щегленка.
Моцарт Л.: Юмореска, Менуэт (ре-минор).
Волынка (До-мажор).
Музафаров М. Дождик
Осокин М. Соч.23. Десять детских пьес: №1 и №2.
Слонов Ю. Пьесы для детей: Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с куклой,
Сказочка, Кукушка, Колыбельная.
Ходош В. Еж
Школа игры на фортепиано. Под ред. А. Николаева, ч.1. М., 1972:
Иорданский М. Голубые санки, Веселые гуси.
Красев М. Журавель, Веснянка.
Орф К. Примеры погоды: «Ходила младешенька», русская народная песня в
обр. В. Трутовского.
Селени И. Венгерская песня.
Долинский А. Пастушок.
Кабалевский Д.: Соч.39. Маленькая полька
Соч.13. Вроде марша, Пьеса.
Фере В. В хороводе.
Масло И. На том пражском мосту.
Орф К. Жалоба.
Симонова Т. Игра, Вальс, Мячик, Гуси
Учебный репертуар для учеников 1 класса ДМШ. Ред. и сост. Б. Милич. Киев, 1970:
Украинская народная песня, Два петушка.
Бачинская Н. Украинская песенка, Кукушки.
Леднев Р. Тихо все кругом.
Орлянский Г. Зайчик.
Юдовина-Гальперина Т. «Большая музыка – маленькому музыканту» Пособие по чтению с листа, легкие переложения для фортепиано 1 – 2 классы Изд-во «Композитор» г. Санкт-Петербург 2008 г
Юный пианист, вып.1. Сост. и ред. В. Натансова и Л. Ройзмана. М., 1973:
Александров А. А кто у нас умный?
Бекман Л. Елочка
Берлин П. Пони звездочка, Марширующие поросята
Волков В. Светлячки
Красев М. Елочка.
Раухвергер М. Октябрята.
Леденев Р. Лето прошло.
ФилиппенкоА. На мосточке
Первые шаги. Сост. С.И. Голованова ч.1
Красев М. Журавель и лягушка, Баю-баю
Чешская народная песня «Три синички», «Вышивание»
Русская народная песня «Снежок на горе»
Соколова И. Котик и козлик
Благ В. Танец
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным

Произведения крупной формы*
Дюбюк А. Русская песня с вариацией.
Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. Под ред. С. Ляховицкой и А. Баренбойм, ч.1. М., 1962 (по выбору).
Литкова Н. Вариации на тему русской народной песни.
Юный пианист, вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзман и В. Натансон. М., 1973 (по
выбору).
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным


·
·
· класс
Этюды
Гедике А. Соч. 32. 40 мелодических этюдов, тетр. 2.
Соч. 36, соч. 60 Этюды (по выбору).
Соч. 58. Ровность и беглость.
Лекуппе Ф.Азбука (по выбору)
Лешгорн А. Соч. 65. №№ 1-7
Черни К.-Гермер Г. Ч.1.Этюды №№7-20
Шитте А. Соч. 108. Этюды №№ 4-11, 14.
Школа игры на фортепиано, ч. 2. Под общей ред. А. Николаева. М.,
1974: Этюды №№ 1-5.
Школа игры на фортепиано для 2-го года обучения. Сост. и ред.
Н.Кувшинникова и М.Соколова. М., 1963:
Томпсон Д. Этюд соль-минор.
Стоянов А. Два этюда на гаммы.
Избранные этюды иностранных композиторов, вып. 1. Ред. и сост. А. Руббах
и В. Натансон. М, 1957: Этюды №№ 50-75.
Фортепианная музыка для ДМШ, младшие классы, вып. 1. Этюды. Под ред.
М. Соколова. М. ,1972:
Соколова И. Три этюда.
Гарша Я. Дождик.
Обретенов С. Игра.
Школа фортепианной техники, вып. 1. Сост. В. Дельнова. Под общей ред. В.
Натансона. М., 1966: Этюды №№ 17-30
« Фортепианная техника в удовольствие» Сборник этюдов и пьес 3 класс Сост. О. Катаргина
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным

Пьесы полифонического склада
Антюфеев Б. Песенка (БЮП, полифонические пьесы, 1-4 кл. ДМШ, сост.
В. Натансон).
Бах И. С. 12 пьес из нотной тетради A.M. Бах: № 1. Менуэт ре минор, Ария
Бах И.Х. Менуэт
Витхауер Д. Гавот
Гедике А.: Соч. 36. Фугато До-мажор соч. 46. Канон До-мажор.
Гнесина Е.: Две плаксы ("Пьески - картинки").
Жилинский А. Старинный танец
Литовко Ю. Канон
Любарский И. Дуэт
Леденев Р. Маленький канон
Майкапар С.: Бирюльки: №11. Менуэт.
Моцарт Л.: 12 пьес, под ред. Н. Кувшинникова.
Сарабанда Ре мажор, Менуэт.
Салютринская Т. На горе-то калина, Ивушка
Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаева. М.1974:ч.1
Моцарт Л. Менуэт ре-минор.
Кригер И. Бурре.
Караманов А. Канон.
Тюрк Д. Приятное настроение.
Фортепианные пьесы эстонских композиторов для детей. Под ред. В.
Лензина:
Арне Э. Полифонический эскиз.
Рейман В. Канон.
Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Сост. А. Руббах. М., 1972:
Барток Б. Разговор.
Кригер И. Менуэт.
Райчев А. Народная песня.
Педагогические пьесы для фортепиано. Под ред. Н. Кувшинникова.
Сборник 1.М., 1939:
Перселл Г. Ария.
Гендель Г. 2 сарабанды.
Сборник пьес для фортепиано композиторов XVII-XVIII вв. под ред.
А. Юровского. М.- Л., 1948:
Гассэ И. Марш.
Тюрк Д. "Паузы, паузы, одни только паузы".
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным
Пьесы
Александров А. Шесть пьес: Когда я был маленьким.
Избранные детские пьесы: Нидерландский танец.
Вейсберг Ю. Выйди, Маша. Из детской оперы «Гуси-лебеди»
Волков В. Тридцать пьес для фортепиано: По волнам, Вечерняя песня
Четыре пьесы для фортепиано
Гедике А. Соч. 36, № 21. Танец, № 23. Мазурка, №31. Веселая песня.
Соч. 46, № 2. Танец, № 8. Русская песня.
Гречанинов А. Соч. 98, № 2. На лужайке, № 3. Недовольство.
Кабалевский Д. Соч. 39, № 17. Народный танец.
Красев М. Конь.
Любарский Н. Песня, Плясовая, Курочка (Сборник легких пьес на тему
украинских народных песен).
Моцарт В. Четырнадцать пьес: № 8. Фа-мажор.
Майкапар С. Соч. 33, № 1. Вальс
Металлиди Ж. Дождик, Мой конь.
Мясковский Н. Соч. 43. На перегонки, Весеннее настроение.
Осокин М. Соч. 23. Ночью, Танец.
Симонова Т. Кукушки, Часики, Считалка
Салютринская Т. Пастух играет
Филипп И. Колыбельная
Американская детская песенка «Собачка потерялась»
Пьесы композиторов стран народной демократии, под ред. Н.
Кувшинникова, вып.1. М., 1962:
Лефельд Е. Две народные мелодии
Човек В. Шесть французских танцев XVIII в.: № 4, часть I, II.
Школа игры на фортепиано, для первого года обучения. Под ред.
Кувшинникова и М. Соколова. М., 1963:
Вайнер И.Соч. 42. № 2. Детская пьеса.
Фере В. В хороводе.
Шостакович Д. Вальс.
Юдовина-Гальперина Т. «Большая музыка – маленькому музыканту» Пособие по чтению с листа, легкие переложения для фортепиано 3 класс Изд-во «Композитор» г. Санкт-Петербург 2008 г
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным
Произведения крупной формы
Беркович И. Сонатина Соль мажор, ч. 1 Вариации на тему русской народной песни "Во саду ли, в огороде девица гуляла" ("Юный пианист", вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона. М., 1973).
Гедике А. Маленькое рондо, Тема с вариацией До мажор (Учебный репертуар
для II класса ДМШ, ред. М. Милич. Киев, 1970).
Лукомский Л. Три вариации из русской сонатины.
Моцарт В. Аллегро Си-бемоль мажор.
Тюрк Д. Маленькое рондо
Назарова Т. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду
ль я» (Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано, вып.1, I
- II кл. ДМШ. Сост. и ред. Н.Любомудровой, К. Сорокина, А. Туманян).
Салютринская Т. Сонатина Ре мажор (Школа игры на фортепиано, под ред.
А.Николаева. М., 1974).
Хаслингер Т. Сонатина До мажор (Школа игры на фортепиано под ред.
А. Николаева. М., 1974).
Штейбельт Д. Сонатина До-мажор
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным
IV класс
Этюды
Гедике А. Соч. 58. Ровность и беглость Этюды (по выбору)
Лешгорн А. Соч.65. Этюды:№№ 4-11
Школа фортепианной техники, вып. 1. Сост. В. Дельнова и В. Натансон. М.,
1966г. Этюды №№ 30-40
Фортепианная музыка для ДМШ. Младшие классы. Под ред. М.
Соколова. Этюды, вып. 1. М., 1972:
Гнесина Е. Маленький этюд на трели.
Черни К. Соч. 821. Этюд Ре-мажор.
Самонов А. Дудочки.
Кефалиди И. Соч. 4, № 12. Этюды.
Беляев В. Этюд «Весенние ручейки».
Лабунский В. Токкатина.
Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1. Сост. А. Руббах. М., 1972:
Гозенпуд М. Игра.
Ложье И. Этюд.
Будницкий В. Этюд.
Гажтецкая И. Танец мушек.
Школа игры на фортепиано. Под общей ред. А. Николаева. М., 1974:
Часть 2. Этюды №№ 6-11
Шитте А. Соч. 108 (по выбору).
Соч. 160. №№20-24.
Черни К.- Гермер Г. Этюды. Часть 1. №№ 20-29.
«Фортепианная техника в удовольствие» Сборник этюдов и пьес 4 класс Сост. О. Катаргина
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным
Полифонические произведения
Арман Ж. Фугетта.
Бах И. С. Нотная тетрадь А. М. Бах: Менуэт Соль-мажор, Менуэт соль
минор, Полонез соль-минор, Волынка Ре-мажор, Менуэт ре-минор.
Гендель Г.: Менуэты: ре-минор (под ред. Л. Ройзмана), Фа-мажор,
Две сарабанды.
Дьепар Ш. Менуэт
Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Колыбельная.
Сен-Люк Я. Бурре
Хаслер Х. Менуэт
Избранные произведения композиторов XVII, XVIII и начала XIX вв.,
вып.1. Под ред. Н. Кувшинникова. М., 1959:
Бах И.С. Анданте.
Рамо Ф. Менуэт в форме рондо.
Муффат Г. Сицилиана.
Педагогические пьесы для фортепиано, сб. II. Под ред. Н. Кувшинникова.
М.-Л., 1939:
Бах И. С. Ария соль-минор.
Гендель Г. Три менуэта.
Кирнбергер И. Менуэт.
Моцарт Л. Две пьесы, Менуэт.
Скарлатти Д. Ария ре-минор.
Педагогический репертуар ДМШ, младшие классы. Пьесы в форме
Старинных танцев. Сост. М. Соколов. М., 1972:
Нееф К. Менуэт.
Тюрк Д. Маленький балет.
Кирнбергер И. Сарабанда.
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным
Пьесы
Александров Ан.: Соч. 73. Избранные детские пьесы: Песенка, Просьба. Алябьев А. Пьеса соль-минор.
Бастьен С. Взгрустнулось
Беркович И. Десять педагогических пьес для фортепиано: Мазурка.
Васильев П. Четыре пьесы, Прогулка.
Волков В. Тридцать пьес для фортепиано: Мазурка, Марш.
Геворкян Ю. Альбом детских пьес для фортепиано: Колыбельная.
Гедике А.: Соч. 6. Двадцать маленьких пьес для начинающих: №№ 6,11, 14
Соч. 57. Мотыльки.
Соч. 36. Колыбельная, № 25. Полька, № 32. В лесу.
Гречанинов А.: Соч. 98, № 1. Необычайное происшествие.
Зиринг В. Соч. 12. Кукушечка.
Кабалевский Д. Соч. 27. Ночью на реке, Печальная история.
Лядов А.Четыре русских народных песни: Колыбельная.
Лонгшамп-Друшкевич К. Народная песенка
Моцарт В.: Аллегретто Си-бемоль мажор, Четырнадцать пьес: Пьеса
Ми-бемоль мажор.
Николаева Т. Детский альбом: Сказочка.
Осокин М. Соч. 23. Танец.
Симонова Т. Приключение, Старинный танец
Чайковский П. Соч. 39. Детский альбом: Болезнь куклы.
Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Первая утрата.
Шостакович Д. Танцы кукол, Танец.
Эйгес К. Соч. 43. Четыре детских пьесы: Сумерки, Маленький романс.
Юдовина-Гальперина Т. «Большая музыка – маленькому музыканту» Пособие по чтению с листа, легкие переложения для фортепиано 4 класс Изд-во «Композитор» г. Санкт-Петербург 2008 г
Школа игры на фортепиано. Под ред. Н. Кувшинникова и
М. Соколова. М., 1963:
Пьерне Г. На мосту Авиньона (французская песня в переложении М.
Соколова).
Глюк К. Летняя ночь.
Вертгеймер И. Мелодия с аккордами.
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным
Произведения крупной формы
Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч. 1.
Беркович И. Вариации на грузинскую народную песню «Светлячок»
Благой Д. Альбом пьес: Маленькие вариации соль-минор.
Гедике А. Соч. 36. Сонатина До-мажор, Тема с вариациями
Гнесина Е. Тема из шести маленьких вариаций Соль-мажор (Учебный
репертуар для III класса ДМШ, ред. Б. Милич. Киев, 1970).
Денисов Э. Сонатина Соль-мажор, ч.1 (Учебный репертуар для
учеников II кл. ДМШ, ред. Б. Милич. Киев, 1970).
Клементи А. Соч. 36. Сонатина № 1 До-мажор (ч. 1).
Муха А. Вариации
Сорокин К. Детская сонатина № 1 Ре-мажор.
Стоянов А. Вариации на тему Добри Христова.
Хаслингер Т. Сонатина До-мажор
Или другие произведения, по сложности аналогичные данным
Список методической литературы

Алексеев А.Д. Методическая записка к программам инструментальных классов ДМШ и ДШИ/ М 1988г.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста- М. 1935г.
Баренбойм.Л. Музыкальная педагогика и исполнительство- Л. 1974г.
Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе / М 1958г.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. / М, Классика-ХХ1 2003.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой / М. Классика - ХХ1, 2003г.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано М. 1982г.
Ляховицкая С. О. О педагогическом мастерстве. Л. 1963г.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста/ М. Кифара 2002г. Музыка

Теория и методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие для студентов ВУЗОВ /редактор А.Г. Каузова, А.И. Николаева- М, Владос 2001г.
Фортепиано. Программы для детских музыкальных школ. М. /1973г.
Фролова Н.А. Основные направления работы учащегося-музыканта по развитию двигательно-технических навыков. / Самара 2003г.
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. / М. Классика ХХI. 2002г.
Алексеев А.Д. Методическая записка к программам инструментальных классов ДМШ и ДШИ/ М 1988г.
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста- М. 1935г.
Баренбойм.Л. Музыкальная педагогика и исполнительство- Л. 1974г.
Беркман Т.Л. Обучение музыке в школе / М 1958г.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. / М, Классика-ХХ1 2003.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой / М. Классика - ХХ1, 2003г.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано М. 1982г.
Ляховицкая С. О. О педагогическом мастерстве. Л. 1963г.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста/ М. Кифара 2002г. Музыка

* Для перспективных учащихся









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13PAGE 15


13PAGE 142415




15