Неделя математики, физики и информатики


Неделя математики, физики и информатики
Цели:
- сплочение классного коллектива;
- повышение интереса к математике;
- развитие творческих способностей учащихся;
- активизация учебно-исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
План проведения недели:
1-й день: Конкурс «Русский ли вы математик?»
КТД «Продолжи пословицу» (Приложение 1)
2-й день: КТД «Математические софизмы» (Приложение 2)
3-й день: КТД «Угадай-ка» (Приложение 3)
4-й день: КТД «Опознай пословицу» (Приложение 4)
Игра «Веселые старты» (Приложение 5)
5-й день: Подведение итогов, награждение
Порядок проведения предметной недели:
В первый день каждый учитель математики на уроке объявляет, что в рамках недели математики, физики и информатики проводится конкурс «Русский ли вы математик?», объясняет правила проведения конкурса. Конкурс проводится в форме диктанта из 15 математических терминов. Можно предложить написать на заранее приготовленных листочках, например, следующие слова: цифра, функция, единица, координата, абсцисса, параллелепипед, параллелограмм, биссектриса, вариант, шестьсот, дискриминант, аппликата, длина, частное, математика. Самыми сложными словами для моих учеников оказались абсцисса и шестьсот.
В первый, второй, третий и четвертый дни каждый класс (5-11 классы) после первого урока на перемене получает задание на листе формата А4, в течение дня ребята коллективно выполняют его непосредственно на полученных листах и сдают учителям математики после шестого урока. При ответе на вопросы ребята могут пользоваться услугами библиотеки, интернета.
Игра «Веселые старты» проводится в четвертый день предметной недели после уроков. В игре участвуют 2 команды. Капитаны команд, выбранные заранее из учащихся 11 класса, набирают самостоятельно себе команду: по одному ученику из каждого класса. Команды придумывают название, девиз.
Один из учителей – ведущий игры, два учителя предлагают участникам задания, сразу оценивают ответы своей команды и заполняют таблицу.
«Кенгуру» «Хоккей» «Дальше …» «Виртуоз» «Умныйпрыгун» Капитан
I команда
IIкоманда


Приложение 1
КТД «Продолжи пословицу»
Продолжите пословицу с числами
Семеро одного …
Один в поле …
Три дня молол, …
Ты ему слово, …
Первый снег выпадает …
Сто голов – …
Двадцать пять лет – …
Скажешь слово, а …
Лук семь …
Уж сорок лет, …
Торгу на три алтына, а …
На троих приспело, а …
Подчас и один стоит …
Конь о четырех ногах, да …
Хоть сто лет думай, …
Много народу, да …
Рубить семерым, а …
Год служи, да десять …
Лентяй да шалопай – …
При семи дворах, …
Два горя вместе, третье …
Двум господам …
На одной неделе …
Этот нос сто …
Семь бед …
Из двух зол выбирают …
У семи нянек …
Один ум хорошо, а …
Семь раз отмерь – …
Седьмая вода на …
Один за всех и …
Не имей сто рублей, а …
Вся рота не в ногу, а один …
Приложение 2
КТД «Математические софизмы»
Найдите ошибку в предложенных софизмах:
Докажем, что 5 = 6.
Рассмотрим равенство: 35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54
Вынесем за скобку общие множители: 5 . (7 + 2 – 9) = 6 . (7 + 2 – 9)
Разделим обе части равенства на общий множитель (7 + 2 – 9).
В результате получим 5 = 6. Где ошибка?
Один рубль не равен ста копейкам.
1 р = 100 коп
10 р = 1000 коп
Умножим обе части этих верных равенств, получим:
10 р = 100000 коп, откуда следует:
1 р = 10000 коп. Где ошибка?
Дважды два – пять!
Возьмем в качестве исходного соотношения следующее очевидное равенство:
4 : 4 = 5 : 5
После вынесения за скобки общего множителя из каждой части равенства будем иметь:
4 . (1 : 1) = 5 . (1 : 1)или(2 . 2)(1 : 1) = 5(1 : 1)
Наконец, зная, что 1 : 1 = 1, получаем2 . 2 = 5.
Где ошибка?
Докажем, что 4 > 12.
Прибавим к обеим частям очевидного неравенства 7 > 5 число -8, имеем:
7 – 8 > 5 – 8, то есть - 1 > - 3. Умножим теперь это неравенство на (-4) и получим:
(-1) . (-4) > (-3) . (-4), то есть 4 > 12. Где ошибка?
Докажем, что 5 = 4.
Пусть х = 13, тогда 3х = 1. Представим 3х как 15х – 12х, а 1 как 5 - 4, тогда вместо
равенства 3х = 1 можно записать:
15х – 12х = 5 – 4.
Решим это уравнение:
15х – 5 = 12х – 4, 5(3х – 1) = 4(3х – 1).
Разделим обе части равенства на (3х – 1) и получим 5 = 4. Где в рассуждениях допущена ошибка?
Приложение 3
КТД «Угадай-ка»
Ответ на вопрос – математический термин
Какую букву все время ищут?
Какими бывают фотоаппараты?
Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь странный смешной поступок?
Что получается при делении чисел?
Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?
Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?
Какой результат математического действия является сладким на вкус?
Как заканчивается пословица «Ясно, как …»?
Что иногда производят с персоналом предприятия?
Каким математическим термином характеризуется необщительный, скрытный человек?
Закончите русскую пословицу «Всякому мила своя …»
Каким бывает и дурак, и отличник, и сирота?
Что появляется под глазами усталого человека?
Какую форму имеют запрещающие дорожные знаки?
Какую математическую фигуру украшают бриллиантами?
Какая фигура нужна для наказания?
Приложение 4
КТД «Опознай пословицу»
Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. 
Компьютер – лучший друг. 
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. 
На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива. 
Без винчестера – полсироты, а без материнской платы – и вся сирота. 
Компьютер памятью не испортишь. 
Компьютер на столе не для одних только игр. 
По ноутбуку встречают, по уму провожают.  
Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают. 
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. 
Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон. 
Не Intel’ом единым жив процессорный мир. 
Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог.  
Семь раз подумай – один раз апгрейдируй.  
Утопающий за «F1» хватается.
Приложение 5
Игра «Веселые старты»
Построение команд, представление, приветствие.
1.Конкурс «Кенгуру»
Члены команды  стоят в колонну по одному. Первые номера каждой команды держат мячи между ног. По сигналу они прыжками достигают стола с листочками, на которых записаны  задания, выполняют задания, возвращаются и передают мячи вторым номерам. Последующие члены команды выполняют все то же самое. Если мяч падает, его надо подобрать, зажать снова между ног и продолжить прыжки с того места, где движение было прервано.
Вычисли:
5 класс12 + 37 + 28 =
6а класс2∙12+14=6б класс12 ∙8 ∙2=7 класс- 13 + 8 =
8 класс121=
9а класс17150=
9б класс211=11 класс 2 =
(10-го класса у нас в этом учебном году не было)
2.Конкурс «Хоккей»
Члены команд, ведя мяч хоккейной клюшкой, доходят до стола, записывают нужные формулы и возвращаются к следующим игрокам и т.д.
5 классЗапиши формулу площади прямоугольника
6 классЗапиши формулу вычисления скорости движения
Запиши переместительный закон умножения
7 классЗапиши формулу плотности вещества
8 классЗапиши формулу площади параллелограмма
9 классЗапиши второй закон Ньютона
Запиши третий закон Ньютона
11 классЗапиши формулу площади боковой поверхности цилиндра
3. Конкурс «Дальше, дальше, дальше …»
Первый участник прыгает от стартовой линии, от того места, куда он прыгнул, прыгает следующий и т.д.
Затем команды получают листочки с написанными на них в столбик буквами: а, б, в, г, д, е, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, э.
В течение 5 минут участники должны записать математические термины, начинающиеся с предложенных букв. Далее участники команд называют по очереди математические понятия на каждую букву алфавита. Начинает команда, прыгнувшая дальше. Побеждает та команда, которая продвинулась по алфавиту дальше.
Пока команды выполняют задания, проводится конкурс со зрителями:
1. Единица длины (м) 2. Упорядоченное движение заряженных частиц (эл. ток) 3. Какое число кратно всем числам? (0) 4. Что тяжелее: 1 кг пуха, или 1 кг стали? (одинаково) 5. Причина изменения скорости движения (сила) 6. Единица измерения угла (градус) 7. Одна сотая часть числа (%) 8. Единица силы (Н) 9. Область определения линейной функции (все числа) 10. Отношение sin к cos называется (тангенс) 11. Прибор для измерения силы (динамометр) 12. Определить местонахождение тела в пространстве, это значит найти его … (координаты) 13. sin 30 (1 /2) 14. График квадратичной функции (парабола) 15. Сумма углов в треугольнике равна… (180) 16. Число оборотов по окружности в единицу времени (частота) 17. Быстрота изменения скорости (ускорение) 18. Параллелограмм, у которого все стороны равны (ромб) 19. Непересекающиеся прямые (параллельные) 20. Равенство двух отношений (пропорция) 21.Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу сил (равнодействующая) 22. Сколько букв в русском алфавите? (33) 23. Угол в квадрате (90)
4. Конкурс «Виртуоз»
Первый участник на теннисной ракетке несет теннисный шарик до стола, выполняет математическое задание, возвращается к следующему игроку и т.д.
5 классПродолжи ряд: 2, 4, 6, 8, …, …
6 классПродолжи ряд: …, 5, 7, 9, …
Продолжи ряд: …, 21, 17, 13, …
7 классПродолжи ряд: 1, 4, 9, 16, …, …
8 классПродолжи ряд: …, 14, 18 ,116 , …
9 классПродолжи ряд: 7, 12, 17, 22, …, …
Продолжи ряд: 1, 2, 4, 8, …, …
11 классПродолжи ряд: 18, 20, 24, 30, …, …
5. Конкурс «Умный прыгун»
Первые игроки команд одновременно прыгают через скакалку. Во время прыжков ведущий предлагает три примера из таблицы умножения. Игрок, ответивший быстрее и правильно, получает балл. Затем прыгают вторые участники и так далее.

6. Конкурс капитанов
С помощью гимнастического кольца вся команда перемещается от старта до финиша (мы связали по два кольца вместе, так как 8 человек в одно кольцо не поместились бы). По сигналу капитан пробегает до стола, отвечает на первый вопрос. Затем возвращается, забирает в кольцо второго игрока, добегают до стола вдвоем в одном кольце, отвечают на второй вопрос, возвращаются обратно, забирают третьего участника и т.д. Участники команды помогают своему капитану отвечать на вопросы.
Вопросы:
Сколько земли в яме размером 1 х 1 х1 м?
Каких камней нет в море? (сухих)
Наибольшее двузначное число?
Что мы слышим в конце урока?
Что будет, если написать тридцать Я? (зоя)
Длина без ширины. (прямая)
Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
Как называется самый короткий месяц в году?
Подведение итогов, награждение
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.


Ответы
КТД «Продолжи пословицу»
Не ждут, не воин, а в полтора съел, а он тебе десять, сорок дней до зимы, сто умов, солдатский век, прибавят десять, недугов лечит, как правды нет, долгу на пять, четвертый сыт, семерых, спотыкается, лучше этого не выдумаешь, мало людей, топор один, лет тужи, два родных брата, восемь улиц, пополам, не служат, семь пятниц, лет рос, один ответ, меньшее, дитя без глаза, два лучше, один раз отрежь, киселе, все за одного, имей сто друзей, в ногу.
КТД «Математические софизмы»
7 + 2 – 9 = 0, а на ноль делить нельзя.
Ошибка, допущенная в этом софизме, состоит в нарушении правил действия с именованными величинами: все действия, совершаемые над величинами, необходимо совершать также и над их размерностями.
Неверно переносить распределительный закон умножения на деление.
4 : 4 ≠ 4 . (1 : 1)
При умножении неравенства на отрицательное число (-4), надо было поменять знак неравенства на противоположный, то есть (-1) . (-4) < (-3) . (-4).
При х = 13 выражение 3х – 1 = 0, а на ноль делить нельзя.
КТД «Угадай-ка»
Х, цифровые, номер, частное, деление, пример, остаток, дважды два, сокращение, замкнутый, сторона, круглый, круги, круглую, кольцо, угол.
КТД «Опознай пословицу»
Книга - лучший друг. 
Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты. 
На зеркало неча пенять, коли рожа крива. 
Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота. 
Кашу маслом не испортишь. 
Голова на плечах не для одной только шапки. 
По одёжке встречают, по уму провожают.  
Дарёному коню в зубы не смотрят. 
В Тулу со своим самоваром не ездят. 
Кто старое вспомянет, тому глаз вон. 
Не хлебом единым жив человек. 
Мал золотник, да дорог.  
Семь раз подумай - один раз скажи. 
Утопающий за соломинку хватается.