Программа внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Примерная программа внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Срок реализации программы - II семестр 2015-2016 учебного года

Симферополь 2015
Содержание
Пояснительная записка ……….…………………………………...........2

Содержание образовательной программы……………………………..6
Список используемой литературы…………………………………...29
Пояснительная записка
Обучение младших школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.
Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.
Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.
В период с 01.01.2015 по 31.10.2015 на территории Республики Крым количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло со 168 до 209 (+24,4%), число погибших в ДТП на уровне (11) и число травмированных детей возросло с 182 до 221 (+21,4%).
Допущен рост ДТП по вине детей на 17,8%, с 45 до 53, в которых 3 ребенка погибли (2014 - 1) и 50 (2014 – 50) получили травмы.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров), профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.
В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа), образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.
Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.
Актуальность обучения учеников младшего школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.
В программу входят занятия, которые помогают младшему школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Примерная Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Дорожная азбука» предназначена для работы с учащимися 1-4 классов, во II семестре 2015-2016 учебного года.
Цель программы: формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.
Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.
Задачи программы:
обучающие:- способствовать приобретению младшими школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;развивающие:
- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,
- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
воспитательные:
- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;
- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.
Примерная программа внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений «Дорожная азбука» рассчитана на 12 часов в каждом классе.
Рекомендуется для использования в работе учителей начальных классов в период внеурочной деятельности.
В реализации Программы могут участвовать сотрудники ГИБДД, члены отрядов юных инспекторов движения.
Учебно-тематический план (1 класс).
№ п/пТема занятия Количество часов
всего теория практика
Тема 1. История происхождения Правил дорожного движения. Я – пешеход. Безопасный путь в школу. (2часа) 1 История происхождения Правил дорожного движения. Я – пешеход. Безопасный путь в школу. 1 час 2 Игра «Как разгадать дорожную загадку и не попасть в дорожную ловушку». 1 час
Тема 2. Дорога и ее элементы. 1 час 3 Как устроена дорога. Дорога и её элементы. Дорожная разметка. 1 час Тема 3. Специальные места для игр и отдыха. 1 час 4 Мой двор. Специальные места для игр и отдыха. Прилегающая территория. 1 час Тема 4. Дорожные знаки 2 часа 5 Кто и как управляет дорожным движением? Дорожные знаки. Деление знаков на группы. 1 час 6 Игра «Знатоки дорожных правил». 1 час
Тема 5. Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного, транспортного светофоров 2 часа 7 Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Светофоры. 1 час 8 Пешеходные переходы. Главное правило: «Оцени, спланируй, действуй». 1 час Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае 2 часа 9 Правила поведения пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае 1 час 10 Игра « Дорога загадок» 1 час
Тема 7.Дорожно-транспортное происшествие 1 час 11 Дорожно-транспортное происшествие. Скорость движения транспорта. Телефоны экстренных служб. 1 час. Тема 8. Итоговое занятие. 1 час 12 Итоговое занятие. 1 час
12 часов
Содержание
Тема 1. История происхождения Правил дорожного движения. Я – пешеход. Безопасный путь в школу. (2часа)
История происхождения Правил дорожного движения. Я – пешеход. Безопасный путь в школу(1час)
Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город (поселок, село), в котором живем. Развитие видов транспорта: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. Безопасный путь в школу.
Практическая часть:«Дом – школа - дом» - рисуем безопасный путь в школу;расставляем знаки на макете «Безопасный путь в школу»; разбор дорожный ситуаций «Нарушитель на дороге».
2)Игра-путешествие: «Как разгадать дорожную загадку и непопасть в дорожную ловушку?» (1час)Объяснение правил игры. Деление детей на команды: пешеходов,пассажиров и водителей. Вручение карты маршрута. Прохождение этаповигры. Результаты игры фиксируются в специальной таблице (на доске илиэкране). Каждый правильный ответ поощряется жетоном (красный, желтый,зеленый). На станциях оценивать ответы ребят помогают педагогу сами дети,изъявившие желание быть судьями (4 чел.). Подведение итогов игры.Награждение по итогам игры.Игровые станции:«Загадочная»;«Историческая»;«Дорожная ловушка».
Тема 2. Дорога, ее элементы. Пешеходные переходы (1 час)
3)Как устроена дорога. Дорога и её элементы. Дорожная разметка.
(1 час)
Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару? Правила перехода проезжей части Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним движением, правила перехода. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.
Практическая часть:просмотр фильма «Движение пешеходов в городе»;рисуем дорогу;решение тематических задач: «Найди отличия»; дорожный пазл;Дорожный словарь: проезжая часть, тротуар.
Тема 3. Специальные места для игр и отдыха. (1 час)
4) Мой двор. Специальные места для игр и отдыха. Прилегающая территория(1час).
Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице.
Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.Практическая часть:просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дорогах» (3 серия«Двор, подъезд»);«Найди нарушителя» – работа на магнитной доске «Дорожноедвижение в городе», моделирование дорожной ситуации;рисуем знаки «Жилая зона», «Конец жилой зоны».подвижные игры с элементами ПДД, физкультминутки.Дорожный словарь: прилегающая территория, жилая зона.
Тема 4. Дорожные знаки (2 часа)
5)Кто и как управляет дорожным движением? Дорожные знаки. Деление знаков на группы.(1 час)
Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».
Практическая часть:просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дорогах» (4 серия«Дорога, знаки»);игротека: «Собери дорожный знак», «Дорожный куб», «Найди пару»;рисование дорожных знаков (шаблоны геометрических фигур);познавательные игры (ребусы, кроссворды);разложи знаки по группам, названиям;работа на магнитной доске;«Найди соответствие».6)Игра «Знатоки дорожных правил».(1 час)
Мероприятие направлено на закрепление знаний школьников по теме:дорожные знаки, дорожная разметка. В игре участвуют команды школьниковпо 5-6 человек во главе с капитаном. Команды имеют свое название. Дети –болельщики, также включаются в игровую деятельность. В игреиспользуются приемы: блиц-опроса, командных заданий теоретической ипрактической направленности, заданий для капитанов, болельщиков.Команды имеют возможность задать вопросы друг другу. По итогам игры команде-победителю вручаются дипломы «Лучшие знатоки дорожныхзнаков».
Тема 5. Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного, транспортного светофоров (2 часа)
7)Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки.
Светофоры.(1 час)
Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. Сигналы светофора.
Практическая часть:просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дорогах» (6 серия«Перекрестки»);виртуальная экскурсия;работа с цветной бумагой аппликация «Перекресток».Дорожный словарь: перекресток, граница перекрестка.
8)Пешеходные переходы.
Главное правило: «Оцени, спланируй, действуй».(1 час)
Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.
Практическая часть:игра «Красный, желтый, зеленый»;подвижные игры;разгадывание дорожных задач;практическое занятие на автогородке (автоплощадке).Дорожный словарь: светофор транспортный, светофор пешеходный;сигналы светофора, пешеходный переход, ширина пешеходного перехода.
Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2часа)
9)Правила поведения пассажира в автобусе, троллейбусе и
трамвае (1 час)
Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практическая часть: рисование, разукрашивание транспорта;аппликация «Транспорт»;познавательные задачи.Дорожный словарь: пассажир, автобусная остановка.
10)Игра « Дорога загадок»(1 час)
В игре участвуют команды школьников по 5-6 человек во главе с капитаном. Команды имеют свое название. Дети –болельщики, также включаются в игровую деятельность.
Побеждает команда, отгадавшая наибольшее число загадок по правилам дорожного движения.
Примеры загадок:
Поработав славно днем,Все машины едут в дом.Здесь помоют их, заправят.То, что сломано, исправят.Ночью здесь у них есть страж.Дом машин зовут...
(Гараж)
Вот дорожная загадка:Как зовется та лошадка,Что легла на переходы,Где шагают пешеходы?
(Зебра)
Место есть для перехода,Это знают пешеходы.Нам его разлиновали,Где ходить - всем указали.
(Пешеходный переход)
В городские наши дебри
Забежали чудо-зебры.
Зебра не лягнёт копытом,
Зебра не мотнёт хвостом,
Растянулась любопытным
Через улицу мостом.
(Пешеходный переход)
С тротуара вниз ведетПод дорогу длинный вход.Нет ни двери, ни ворот –То….
(Подземный переход)
Грозно мчат автомобили,Как железная река!Чтоб тебя не раздавили,Словно хрупкого жучка, –Под дорогой, словно грот,Есть...
(Подземный переход)
Где ведут ступеньки вниз,Ты спускайся, не ленись.Знать обязан пешеход:Тут …?
(Подземный переход)
Ну, а если пешеходуТротуар не по пути?Если нужно пешеходуМостовую перейти?Сразу ищет пешеходЗнак дорожный … ?
(Переход)
Полосатая лошадка,Ее „зеброю” зовут.Но не та, что в зоопарке,По ней люди все идут.
(Переход)
Лёша с Любой ходят парой.Где идут? По ...
(Тротуару)
Как зовутся те дорожки,По которым ходят ножки?Различать учись их точно,Не лети как на пожар.Пешеходные дорожки –Это только …?
(тротуар)
Поезд быстро-быстро мчится!Чтоб несчастью не случиться,Закрываю переезд –Запрещен машинам въезд!
(Шлагбаум)
Переезд есть впереди -
Тормози и подожди:
Он опущен - ход сбавляй,
А поднимут - проезжай.
(Шлагбаум)
 
Тема 7.Дорожно-транспортное происшествие (1 час)
11)Дорожно-транспортное происшествие. Скорость движения транспорта. Телефоны экстренных служб.(1час)
Виды дорожно – транспортных происшествий (ДТП). Причины и последствия ДТП. ДТП , связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др. Зависимость ДТП от поведения человека на дороге, конструкции автомобиля, состояния дороги. Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.
Практическая часть:игра: «Близко ли, далеко…»моделируем дорожную ситуацию;познавательные задачи.Дорожный словарь: дорожно-транспортное происшествие.
Тема 8. Итоговое занятие. (1 час)
12)Итоговое занятие.(1 час)

Обучающиеся 1-го классазнают:кто является участниками дорожного движения;элементы улиц и дорог;обязанности пассажиров, пешеходов;основные сведения о дорожных знаках, дорожной разметке;
группы знаков, виды светофоров;значения сигналов светофоров;виды перекрестков;виды транспорта;особенности зимней дороги и дорожного покрытия;историю города и развития дорожного движения в городе;главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй»;понятие дорожно-транспортное происшествие, причины ДТП ипоследствия;
умеют:определять безопасные места для игр на улице;выбирать безопасный путь движения в школу и из школы домой сродителями;безопасно переходить проезжую часть дороги, подчиняясь светофорам,знакам;
описывать дорожную ситуацию, определять нарушителей;рисовать по памяти с помощью шаблона геометрической фигуры –дорожные знаки;находить по иллюстрациям элементы дороги в городе;определять вид транспортного средства на слух по аудиозаписям, шумамгорода;
раскладывать дорожные знаки по группам;определять ширину пешеходного перехода, границу перекрестка;раскладывать транспорт по видам и назначению;определять по макету безопасный путь в школу.владеют:приемами рассказа, объяснения дорожной ситуации;приемами решения познавательных задач;навыками безопасного поведения в общественном транспорте, личномтранспорте при содействии взрослых.
Учебно-тематический план (2 класс).
№ п/пТема занятия Количество часов
всего теория практика
Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 1час 1 Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 1 час
Тема 2. Пешеходные переходы. 2часа 2 Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. 1час 3 Экскурсия. Пешеходные переходы в районе школы. 1час
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки. 2часа 4 Типы перекрестков. Нерегулируемый перекресток. 1час 5 Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования. 1час Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. 2часа 6 Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. 1 час 7 Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика. 1 час Тема5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. 2часа 8 Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке. 1 час 9 Правила поведения участника дорожного движения при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности. 1 час Тема 6.Дорожные знаки 2часа 10 Значение дорожных знаков. Знаки сервиса. 1 час 11 Дорожные знаки в микрорайоне школы. 1 час
Тема 7.Зачет. 1час 12 Итоговый урок. 1 час 12 часов
Содержание
Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)
1) Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.
«Скоростные дороги» – автомагистраль, автобан; дороги дляавтомобилей. Знаки, сопровождающие движение по таким дорогам:«Автомагистраль», «Конец автомагистрали», «Дорога для автомобилей»,«Конец дороги для автомобилей».
Практическая часть:фильм о дорогах за городом; виртуальная экскурсия;макетирование (работа на магнитной доске) движение пешеходов вненаселенного пункта;рисование дороги и участников дорожного движения, знаков;разложи иллюстрации;познавательные задачи.Дорожный словарь: автомагистраль, обочина, колонна пешеходов.
Тема 2. Пешеходные переходы (2 часа)
2) Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки.
Новое о дорожных знаках:знаки особых предписаний: «Дорога с односторонним движением»,«Конец дороги с односторонним движением», «Выезд на дорогу содносторонним движением».Практическая часть:виртуальная экскурсия по городу;рисование дороги, дорожных знаков;ситуативный тренинг «Переход проезжей части дороги содносторонним движением».Дорожный словарь: дорога с односторонним движением.
3)Экскурсия. Пешеходные переходы в районе школы.
экскурсия к переходу в реальных дорожных условиях «Наблюдаем за дорогой»;
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
4) Типы перекрестков. Нерегулируемый перекресток.
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках.
5) Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.
Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.
макетирование «Перекресток»;познавательные игры «найти соответствие», «разложи по видам»;викторина: «Знай, помни, соблюдай»;блицтурнир по ПДД.Дорожный словарь: граница, территория перекрестка.
Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)
6) Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора.
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора.
Практическая часть:игра-соревнование «Красный, желтый, зеленый»;рисование светофоров;разучивание стихов, разгадывание загадок по ПДД;решение тематических задач на ПК.
7) Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.
Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.
Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)
8) Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке.
Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке.
викторина: «Автомобильная коллекция»;познавательные игры, решение задач;просмотр мультфильмов, видеофильмов, роликов;пазл «Транспорт», разложи по видам.9) Правила поведения участника дорожного движения при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.
Правила поведения участника дорожного движения при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.
Практическая часть:творческая мастерская: «Транспорт из будущего», «Автомобильнаяколлекция» (конструируем транспорт, бумага-пластика);Тема 6. Дорожные знаки (2 часа)
10) Значение дорожных знаков. Знаки сервиса.
Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.
11) Дорожные знаки в микрорайоне школы.
Тема 7. Зачет (1 час)
12) Итоговый урок. (1 час)

Обучающиеся 2-го класса:знают:особенности организации дорожного движения в городе, области;основные понятия, термины, связанные с дорожным движением;места безопасного передвижения в микрорайоне, около школы, дома;элементы дороги вне населенного пункта;устройство роликовых коньков, приемы безопасной езды на роликах;причины и последствия ДТП;о профессии водителя;
о городском общественном транспорте и обязанностях пассажира;особенности движения транспорта по дороге с многополостнымдвижением, переходе такой дороги пешеходами;умеют:переходить проезжую часть дороги, подчиняясь сигнала светофора иориентируясь по пешеходным переходам;
двигаться индивидуально, группой в сопровождении учителя, родителей;анализировать и определять по иллюстрациям, видеофильмам нарушителейдорожного движения, преимущество движения;определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
определять направление движения транспортных средств, по сигналамрегулирования и маневрирования автомобиля;определять по иллюстрациям (фото-, видеоматериалам) виды светофоров ирежим их работы;моделировать дорожную ситуацию, разводить транспорт на макете.
владеют:
приемами безопасного перехода дороги с односторонним, двустороннимдвижением;дополнительными сведениями о транспортных светофорах;культурой участников дорожного движения (пассажир, пешеход).приемами безопасного передвижения на роликовых коньках.
Учебно – тематический план (3 класс).
№ Тема занятия Количество часов
всего теория практика
Тема 1.Проезжая часть и ее элементы. 1час 1 Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. 1 час Тема 2.Пешеходные переходы. 2часа 2 Виды пешеходных переходов. 1 час 3 Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения. 1 час Тема 3.Нерегулируемые перекрестки. 2часа 4 Правила перехода нерегулируемого перекрестка. 1 час 5 Экскурсия. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. 1 час
Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. 2часа 6 Сигналы светофора и действия участников дорожного движения. 1 час 7 Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения. 1 час Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. 2часа 8 Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае. 1 час 9 Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая. 1 час Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка. 2часа 10 Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1 – 2 – м классах. 1 час 11 Дорожная разметка. Виды дорожной разметки. 1 час Тема 7. Места для игр. Зачет. 1час 12 Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома. 1 час
Итого: 12 часов
Содержание
Тема 1. Проезжая часть и ее элементы (1 час)
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару.
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Правила поведения на проезжей части с друзьями, пожилыми людьми.
Практическая часть:рисуем безопасный путь в школу;моделируем маршрут движения по магнитной доске «Безопасный путьв школу»;маршрут: дом – школа – дом.повторяем дорожные термины.
Тема 2. Пешеходные переходы (2 часа)
Виды пешеходных переходов.(1 час)
Виды пешеходных переходов. Правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением.
Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения.(1 час)
Правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходного перехода, средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Правила перехода нерегулируемого перекрестка.(1 час)
Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Опасные ситуации при переходе нерегулируемого перекрестка.
Экскурсия. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.(1час)
Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)
Сигналы светофора и действия участников дорожного движения.(1 час)
Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников дорожного движения. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке.
Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.(1 час)
Сигналы регулировщика и действия участников дорожного движения.
Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.(1 час)
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае (для двух типов трамвайных остановок).
Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
(1 час)
Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Тема 6. Дорожные знаки и дорожная разметка (2 часа)
10)Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1 – 2 – м классах.(1 час)
Дорожные знаки для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1 – 2 – м классах.
11)Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.(1 час)
Дорожная разметка. Виды дорожной разметки.
Практическая часть:просмотр фильмов о дорожном движении;рисование дороги;Дорожный словарь: вертикальная, горизонтальная разметка.
Тема 7. Места для игр. Зачет (1 час)
12)Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.
Места для игр. Правила движения на самокатных транспортных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.
Обучающиеся 3-го класса :знают:историю развития дорожного движения в России;права и ответственность участников дорожного движения;особенности движения пешеходов и транспорта по прилегающейтерритории;
принцип приоритетности регулирования дорожного движения;железнодорожный транспорт, особенности его передвижения и виды;приемы экстренного оповещения др. участников дорожного движения обаварии на ж/д путях;
обязанности велосипедиста;устройство велосипеда;умеют:определять безопасные места для игр на улице, во дворе;
прогнозировать дорожную ситуацию, описывая и анализируя действиядругих участников (экскурсия к перекрестку в реальных дорожныхусловиях);изготавливать макет «Мой безопасный путь в школу»;моделировать дорожную ситуацию;определять безопасные места передвижения на велосипеде;
осуществлять фигурное вождение велосипеда;подготовить велосипед к движению (простейший ремонт, наладка);владеют:приемами ситуативного тренинга на специализированной учебнойтерритории (перекресток-баннер);приемами управления велосипедом (фигурное вождение, вождениевелосипеда по автогородку).безопасного перехода проезжей части.
Учебно – тематический план (4 класс).
№ Тема занятия Количество часов
всего теория практика
Тема 1.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 1час 1 Правила поведения участников дорожного движения на дороге. 1 час Тема 2.Остановочный путь и скорость движения автомобиля. 1час 2 Остановочный путь и скорость движения автомобиля. 1 час Тема 3.Пешеходные переходы. 2часа 3 Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением. 1 час 4 Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения. 1 час Тема 4.Нерегулируемые перекрестки. 2часа 5 Правила перехода пешеходом нерегулируемого перекрестка. 1 час 6 Экскурсия. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы. 1 час
Тема5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. 2часа 7 Значение сигналов светофора. Типы светофоров. 1 час 8 Регулировщик и его сигналы. 1 час Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. 2часа 9 Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае. 1 час 10 Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая. 1 час Тема 7. Поездка за город. 1час 11 Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге. 1 час Тема 8.Площадки для игр. Где можно и где нельзя играть. 1час 12 Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы. 1 час
Итого: 12 часов
Тема 1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)
Правила поведения участников дорожного движения на дороге.
(1 час)
Элементы на дороге. Правила поведения участников дорожного движения на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Правила движения в жилых зонах.
Практическая часть:рисуем дорогу с несколькими проезжими частями;моделируем дорожную ситуацию; аппликация – продуктивная деятельность.Тема 2. Остановочный путь и скорость движения автомобиля (1 час)
Остановочный путь и скорость движения автомобиля.(1 час)
Скорость движения и тормозной путь автомобиля. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Особенности движения пешеходов в различное время суток.
Тема 3. Пешеходные переходы (2 часа)
Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением.(1 час)
Правила перехода пешеходом дороги с двусторонним и односторонним движением.
Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения.(1 час)
Правила перехода пешеходом проезжей части при отсутствии средств регулирования дорожного движения. Дорожные ловушки.
Тема 4. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Правила перехода пешеходом нерегулируемого перекрестка.(1 час)
Правила перехода пешеходом нерегулируемого перекрестка. Дорожные ловушки на нерегулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.(1 час)
Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
Тема 5. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)
Значение сигналов светофора. Типы светофоров.(1 час)
Назначение светофора. Значение сигналов светофора. Типы светофоров. Дорожные ловушки на регулируемом перекрестке. История светофора.
Регулировщик и его сигналы (1 час)
Тема 6. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (2 часа)
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе, трамвае.(1 час)
Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода с общественного транспорта.
10)Правила перехода пешеходом проезжей части при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.(1 час)
Тема 7. Поездка за город (1 час)
11)Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге(1 час)
Правила дорожного движения пешеходов на загородной дороге. Дорожные ловушки на загородной дороге.
Тема 8. Места для игр. Зачет (1 час)
12) Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы.(1 час)
Площадки для игр. Катание на самокатных транспортных средствах. Опасность игр вблизи проезжей части и железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы.
Обучающиеся 4-го класса:знают:правовые основы области обеспечения БДД на территории РФ, вМеждународном праве;правила движения специальных транспортных средств;о деятельности ГИБДД;приемы маневрирования на велосипеде;
закономерности выбора скоростного режима в различных климатическихусловиях;правила дорожного движения касающиеся остановки, стоянки ТС, приемовпользования внешними световыми приборами;ответственность участников дорожного движения за нарушения ПДД;виды транспорта: водный, воздушный;об истории развития деятельности отрядов ЮИД, положение об отрядах ЮИД;
умеют:определять безопасные места для игр на улице;определять направление движения транспортных средств; правостороннееи левостороннее движение;умеют оценивать и анализировать действия других участников движения вреальных условиях дорожного движения;выполнять объемные конструкции из бумаги;вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшему в ДТП;применять на практике главное правило БДД: «Оцени, спланируй, действуй»;владеют:приемами безопасного перехода проезжей части дороги по регулируемым инерегулируемым перекресткам, пешеходным переходам;
осознанными навыками безопасного поведения в условиях улично-дорожной сети;культурой участников дорожного движения через демонстрационноеповедение (пешеход-пассажир-водитель).
Список рекомендуемой литературы для педагога
Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] методическое пособие. Москва, «Третий Рим», 2008.
Ильин, Е.Л. Дифференциальная психофизиология [Текст], Питер, 2001.
Клебельсберг Д. Транспортная психология [Текст], Москва, Транспорт, 1998.
Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст]. – Каменск-Уральский, Калан, 1997.
Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ», Москва, 2009.
Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст], - Москва, 2006.
Уроки по правилам дорожного движения в 7-11 классах [Текст], - Екатеринбург, калан, 2006.
Щелканова, Т.Г. Универсальная подготовка подростков к безопасному участию в дорожно-транспортной среде [Текст], - Курган, 2008.
Матюгин, И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память [Текст]. – Москва, Эйдос, 1996.
Содружество ради жизни [Текст]. Кемерово, 2009.
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. [Текст]: учебное пособие. – М., 1988. – 351с.
Форштат М.Л. О понятиях и терминах, используемых в Правилах дорожного движения / М.Л. Форштат // ОБЖ. Основы безопасности жизни[Текст]. – 2009. - № 10.
Конвенция о дорожном движении: ст. 1, гл. I, п. 1.2.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196 – ФЗ.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679.
Безопасность: теория. Парадигма, концепция, культура. Словарь – справочник / автор – сост. Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2 – е, доп. и перераб. – М.: ПЕР СЭ – Пресс, 2005.
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА – М, 2007
Список рекомендуемой литературы для обучающихся1.Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.
2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.
3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др. ] / М. – Рецепт – Холдинг.: 2004, 89 с.
4. Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.
6.Астахов, П. Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.
7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.
9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.