РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по изучению правил дорожного движения — «Дорожная азбука» в 5-6-х классах


Программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука»
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорожная азбука» составлена на на основе учебника Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-6 класс Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2013.  Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы: способствовать осуществлению практико-ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения. Основной задачей деятельности программы «Дорожная азбука» является воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и «Основам безопасности жизнедеятельности», осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Сроки реализации программы: 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю.
Программа рассчитана на 34 часа в год и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально - технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
-последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат - осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;
- принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦель: создание условий, способствующих снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма, вовлечение наибольшего числа обучающихся школы в изучение ПДД.
Задачи:Создание условий для воспитания и обучения детей навыкам безопасного поведения на улице как пешехода, пассажира, водителя велосипеда.
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей направленные на защиту здоровья и сохранение жизни;
Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Изучение обучающимися правил дорожного движения и формирование навыка безопасного поведения на улицах и дорогах осуществляется на.
уроках ОБЖ
уроках природоведения в начальной школе
классных часахвнеклассных мероприятиях НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫЗакон РФ «Об образовании»
Конвенция «О правах ребёнка»
Устав МБОУ СОШ №42
Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС (от 27.08.2015)
Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС (от 27.08.2015)
Годовой календарный учебный план на 2016-2017 учебный год
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ с внесенными изменениями от 13.07.2015 №233-ФЗ
2. Планируемые результаты освоения курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Правила дорожного движения»
Личностные результаты:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.                              
  Регулятивные результаты:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;          
Познавательные универсальные учебные действия:
научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в познавательную  деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной   деятельности.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
 Планируемые результаты изучения учебного курса
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания  первой доврачебной помощи, самостоятельности в принятии правильных решений.
Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
Формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ;
Формирование убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
Внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Формирование интереса к регулярным  занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства; 
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫКомплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного
движения проводится по следующим направлениям:
Информационно-обучающее - обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ
3. Содержание курса.
Учебно-тематическое планирование в 5-х классах
№ Тема занятий Теорит.ч. Практ.ч.
1 Правила дорожного движения - единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров 1 2 Азбука дорожной безопасности 1 3 История колеса и дорог. История появления автомобиля 1 4 История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране 1 5 Краткая характеристика видов современного транспорта 1 6-7 Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним 2 8-9 Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги 2
10 Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль 1 11 Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки 1 12 Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения 1 13 Правила дорожного движения. Общие положения. Некоторые термины 1 14-15 Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов 2 16-17 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков 2 18 Предупреждающие знаки дорожного движения. 1 19 Запрещающие знаки дорожного движения. 1 20 Предписывающие знаки дорожного движения. 1 21 Информационно-указательные знаки дорожного движения. 1 22 Знаки сервиса. 1 23 Знаки приоритета. 1 24 Конкурс рифмовок «Дорожные знаки». 1 25 Дорожные указатели. 1 26 Творческий проект «Придумай свой дорожный указатель». 1
27 Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика 1 28 Сигналы регулировщика. Практическое занятие. 1
29 Перевозка людей в транспортных средствах. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров 1 30 Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами 1 31 Правила езды на велосипеде 1 32-33 Дорожно-транспортные происшествия. Причины их возникновения и возможные последствия 2 34 Обобщающее занятие 1 Итого: 30 4
Учебно-тематическое планирование в 6-х классах
№ Тема занятий Теорит. ч. Практ. ч.
1 2 3 4
1. Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог. 1 2. Азбука дорожной безопасности 1 3. Причины дорожно-транспортных происшествий. 1 4 Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. 1 5. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств 1 6 Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. 1 7 Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета 1 8 Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особых предписаний, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации 1 9 Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним 1 10 Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним 1 11 Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги 1
12 Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги 1
13 Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог. 1 14. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. 1 15. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». 1 16 Транспортные средства и дорожное движение. 1 17. Правила безопасного поведения пассажиров и пешеходов. 1 18. Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. 1 19 Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. 1 20 Правила движения велосипедистов. 1 21 Дополнительные требования к движению велосипедистов. 1 22 Культура транспортного поведения. 1 23 Ответственность за нарушение ПДД. 1 24 Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль 1 25 Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Перевозка людей в транспортных средствах. 1 26 Правила пользования пассажирским транспортом. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров 1 27 Причины несчастий, происходящих с пешеходами. 1 28. Опасные ситуации по вине водителей. 1 29. Опасные ситуации по вине пешеходов. 1 30. Движение учащихся в группе и в колонне 1 31 ДТП. Их причины и последствия. 1 32. Оказание первой медицинской помощи. 1 33. Оказание первой медицинской помощи. Практическое занятие. 1
34. Итоговое занятие. 1 Итого: 31 3
4. Календарно-тематическое планирование в 5-х классах
№ Тема занятия Кол-во
часов Класс Дата проведения
по плану по факту
1 2 3 4 5 6
1 Правила дорожного движения - единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 2 Азбука дорожной безопасности 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 3 История колеса и дорог. История появления автомобиля 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 4 История развития автомототранспорта и Правил дорожного движения в нашей стране 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 5 Краткая характеристика видов современного транспорта 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 6-7 Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним 2 5-А
5-Б
5-В
5-Г 8-9 Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги 2 5-А
5-Б
5-В
5-Г 10 Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 11 Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 12 Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 13 Правила дорожного движения. Общие положения. Некоторые термины 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 14-15 Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов 2 5-А
5-Б
5-В
5-Г 1 2 3 4 5 6
16-17 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков 2 5-А
5-Б
5-В
5-Г 18 Предупреждающие знаки дорожного движения. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 19 Запрещающие знаки дорожного движения. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 20 Предписывающие знаки дорожного движения. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 21 Информационно-указательные знаки дорожного движения. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 22 Знаки сервиса. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 23 Знаки приоритета. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 24 Конкурс рифмовок «Дорожные знаки». 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 25 Дорожные указатели. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 26 Творческий проект «Придумай свой дорожный указатель». 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 27 Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 28 Сигналы регулировщика. Практическое занятие. 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 29 Перевозка людей в транспортных средствах. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 1 2 3 4 5 6
30 Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 31 Правила езды на велосипеде 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г 32-33 Дорожно-транспортные происшествия. Причины их возникновения и возможные последствия 2 5-А
5-Б
5-В
5-Г 34 Обобщающее занятие 1 5-А
5-Б
5-В
5-Г Календарно-тематическое планирование в 6-х классах
№ Тема занятия Кол-во
часов Класс Дата проведения
по плану по факту
1 2 3 4 5 6
1. Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 2. Азбука дорожной безопасности 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 3. Причины дорожно-транспортных происшествий. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 4 Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 5. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 6 Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 7 Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 8 Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особых предписаний, предписывающие знаки и знаки дополнительной информации 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 1 2 3 4 5 6
9 Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 10 Дорога и её составляющие части. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 11 Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 12 Практическое занятие. Перекресток и правила его перехода. Регулируемые и нерегулируемые переходы проезжей части дороги 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 13 Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 14. Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 15. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 16 Транспортные средства и дорожное движение. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 17. Правила безопасного поведения пассажиров и пешеходов. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 18. Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 19 Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 20 Правила движения велосипедистов. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 21 Дополнительные требования к движению велосипедистов. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 1 2 3 4 5 6
22 Культура транспортного поведения. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 23 Ответственность за нарушение ПДД. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 24 Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 25 Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами Перевозка людей в транспортных средствах. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 26 Правила пользования пассажирским транспортом. Правила дорожного движения об обязанностях пассажиров 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 27 Причины несчастий, происходящих с пешеходами. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 28. Опасные ситуации по вине водителей. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 29. Опасные ситуации по вине пешеходов. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 30. Опасные ситуации, возникающие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 31 Движение учащихся в группе и в колонне 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 32. ДТП. Их причины и последствия. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 33. Оказание первой медицинской помощи. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г 34. Итоговое занятие. 1 6-А
6-Б
6-В
6-Г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42 имени Эшрефа Шемьи-заде»
муниципального образования городской округ
Симферополь Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
_________________________
протокол №___ от _________
Председатель МО
__________ Шафиева Е.Н.
(подпись) (ФИО) СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №42
им. Эшрефа Шемьи-заде»
____________ Джемилева Ф.И.
(подпись) (ФИО)
«___» _______________2016 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №42
им. Эшрефа Шемьи-заде»
________ Джемалитдинов В.Э.
(подпись) (ФИО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по изучению правил дорожного движения - «Дорожная азбука»
в 5-6-х классах
на 2016/2017 учебный год
Составитель
Учитель: Исмаилова Диана Энверовна
первая квалификационная категория
г. Симферополь, 2016 г.