Рабочая программа объединения Студия композиции и аранжировки

Пояснительная записка.
Введение
Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребенка, эмоциональная депривация, неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе программы систематизирован опыт создания детского коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Наличие материально- технической базы, просторного звукоизолирующего помещения, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит развитие творческой личности подростка. На данном этапе очень важно направить в правильное русло коллективные формы музицирования. Вокально-инструментальный ансамбль очень популярная форма занятий музыкальным творчеством у подростков. Будучи довольно свободным по составу и исполняемому репертуару ансамбль в ряде случаев становится центром музыкально-просветительской работы, вызывает активный интерес у слушателей к настоящей музыке, способствует воспитанию хорошего музыкального вкуса, но чаще он же способствует популяризации низкопробных шлягеров, музыки «пустой» и неинтересной.
По определению видного психолога, профессора А.Г. Ковалева: «Коллектив – это объединение людей направленное на реализацию общественно значимых целей. Коллектив музыкальный, творческий, задача которого – передать мысли и чувства, идейное содержание, заложенное в том или ином произведении, создает особую «коллективную индивидуальность».

Направленность программы – художественная.

Вид программы – модифицированная. Программа разработана на основе типовых программ, Ларина Е. В. «Методика обучения игры на электро-музыкальных инструментах», Д. Огороднова «Музыкально –певческое воспитание детей», Никитенко Ю.С. «Детский ансамбль в образовательных учреждениях ».
Актуальность данной программы состоит в том, что программа разработана для детей и подростков, увлеченных музыкой. Для них ансамбль - это возможность реализации стремлений. Способ раскрыть свой внутренний мир и принести радость своим творчеством окружающим. Концертные выступления показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать, высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей. Систематические занятия творческой деятельностью развивают положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Дети становятся мягче, отзывчивей, повышается культура общения и поведения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что совместное музыкальное творчество является весьма действенным методом социального и эстетического воспитания. В процессе обучения игре в составе вокально-инструментального ансамбля учащиеся осваивают основы вокального исполнительства, совершенствуют навыки игры на эстрадных инструментах, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, эмоционально раскрепощаются. Игра в составе коллектива способствует развитию детского творчества – учащиеся начинают сочинять стихи и песни.
Программа имеет базовый уровень и направлена на освоение музыкального вида деятельности, углубление и развитие интересов и навыков, расширение спектра специализированных по музыкальноц дисциплине, формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности, формирование специальных знаний практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствуют не только успешности обучения, но и создает возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Цель программы: способствовать эстетическому воспитанию и формированию нравственных качеств юного поколения через овладение основами вокального и инструментального искусства.
Задачи:
Образовательные
Сформировать знания об истории создания электромузыкальных инструментов;
изучить художественно звуковые возможности электромузыкальных инструментов;
освоить основы индивидуальной инструментальной исполнительской техники на электромузыкальных инструментах;
освоить основы коллективной инструментальной исполнительской техники музицирования на электромузыкальных инструментах;
освоить основы индивидуальной вокальной исполнительской техники;
освоить основы коллективной вокальной исполнительской техники;
изучить основы строения музыкальной песенной формы;
получить базовые знания по музыкальной грамоте;
сформировать у обучающихся практические навыки ансамблевой игры и группового творчества в музыкальном коллективе;
провести концертные мероприятия, обеспечить участие в самодеятельных конкурсах и фестивалях.
Развивающие
Развить основные музыкальные способности учащихся (слух, ритм, музыкальную память);
пробудить и развить заложенное в каждом ребенке творческое начало;
сформировать сознательное отношение к музыкально - творческой деятельности;
развить жанрово-драматургическое мышление в работе над аранжировкой;
развить тембровый слух;
развить самоанализ музыкальной деятельности, творческую инициативу, а также способность к импровизации.
Воспитательные
Расширить музыкальный кругозор, а также сформировать музыкальный и эстетический вкус на основе стилистически разнообразного репертуара;
воспитать исполнительскую и слушательскую культуру;
сформировать способность работать в творческом коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
помочь ребенку в творческой самореализации.
сформировать социальную активность, культуру общения и поведения в коллективе.

Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в попытке систематизировать опыт многолетней творческой деятельности педагога в этой области и проанализировать методические рекомендации признанных мастеров в данной области. Данная образовательная программа является профессионально ориентированной, так как в процессе её реализации, учащиеся средних и старших классов в доступной увлекательной форме получат практические умения и навыки исполнительской техники на многих музыкальных инструментах, а также приобретут практические навыки ансамблевой игры и группового творчества в музыкальном коллективе.
Реализация настоящей программы требует от педагогов особенных личностных и профессиональных качеств: музыкального образования, опыта работы в музыкальном коллективе и на сцене, умений и навыков исполнительской техники на ЭМИ, владения методиками преподавания по каждой дисциплине, развитого чувства ответственности, терпения, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Программа адресована детям и подросткам в возрасте от 9 до16 лет. Это учащиеся 3-11 классов. Разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в эстрадном кружке. (Особенности набора детей: наличие музыкальных данных и желание самого ребенка заниматься в студии).

Продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения.

Режим занятий
1 год обучения – общее количество часов - 144 часа
2 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения – общее количество часов - 144 часа
2 раза в неделю по 2 часа
3 год обучения – общее количество часов – 144 часа
2 раза в неделю по два часа

Новизна данной образовательной программы заключается в попытке систематизировать опыт многолетней творческой деятельности педагога в этой области и проанализировать методические рекомендации признанных мастеров в данной области.

Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
Знать:
Основные элементы нотной грамоты
Расположение нот на различных музыкальных инструментах
основы индивидуальной инструментальной исполнительской техники на ЭМИ;
основы коллективной инструментальной исполнительской техники музицирования на ЭМИ; историю создания электромузыкальных инструментов (далее ЭМИ);
Уметь:
настраивать инструмент
играть элементарные пьесы сольно;
держаться на сцене;

К концу второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
базовый уровень индивидуальной вокальной исполнительской техники;
базовый уровень по коллективной вокальной исполнительской техники;
базовый уровень построения музыкальной песенной формы;
базовый уровень по музыкальной грамоте;
художественно-звуковые возможности ЭМИ.

Уметь:
плодотворно и содержательно заниматься на репетициях ;
играть сольные партии произведений;
играть в группе произведения из репертуарного списка;
умение читать ноты и распознавать аккорд;
менять расходный материал на музыкальных инструментах.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны:
Знать:
Построение аккордов и гармонизация песен и пьес;
Интервалы гаммы и их построение;
Жанровые различия музыкальных песенных форм;
Ключевые моменты в построении импровизации и обыгрывание темы в определенных гармонических сетках.

Уметь:
проводить концертные мероприятия;
играть сольные партии произведений;
играть в группе произведения из репертуарного списка;
Умение держаться на сцене;
Умение правильно подключать и налаживать звуковую настройку инструмента.

Контроль за выполнением программы
Основной формой контроля за выполнением данной образовательной программы являются:
музыкальный диктант;
анкетирование;
тестирование с фиксацией результатов;
выступления творческого коллектива в различных формах концертных и конкурсных мероприятий внутри школы и за её пределами;
показательные выступления в составе различных групп и ансамблей;
По окончании каждого учебного полугодия проводятся творческие вечера и презентации новых концертных программ.
В конце учебного года организуется отчётный концерт творческих коллективов.
Система определения результативности основана на компетентностном подходе, ориентирующем образовательный процесс на получение обучающимися овеществленных результатов решения конкретных вокально-инструментальных задач. К этим задачам относятся реализации компетентностей: предметных, связанных с инструментально-вокальном искусством; межпредметных, интегрирующих знания предметов, лежащих в основе изучения музыки; социальных, коммуникативных, способствующих развитию и становлению личности обучающегося.
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения.
Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
В систему определения результативности входит тестирование по всем входящим в программу разделам в конце и середине каждого из трех годов обучения, а также творческая работа (отчетный концерт, участие в конкурсах).


Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Тестирование, отчетный концерт, результативность участия в конкурсных мероприятиях.





Тематический план 1 год обучения


Название темы
Часы



общее
теория
практика

1.
Вводное занятие
2
1
1

2.
Изучение общих основ музыкальной теории
50
20
30

3.
Изучение основ индивидуального музицирования практические занятия на индивидуальных инструментах

28

10

18

4.
Постановка голоса
26
8
18

5.
Вокальные упражнения при усвоении интервалов и длительностей нот
26
8
18

6.
Работа с метрономом или драм-машиной для закрепления внутреннего ритмического мышления
8
4
4

7.
Начальные приемы и упражнения для выработки сценической культуры
4
2
2

Итого:
144
53
91


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие. Ансамблевое музицирование. (Теория: знакомство с основными инструментами ансамбля. Различия и сходство в оркестровых партиях Практика: наличие электромузыкальных и ударно перкуссионных инструментов)


Изучение общих основ музыкальной теории. Ноты. (Теория длительности нот знаки альтерации. тональность и размер такта. Группировка нот. Счет в слух при разборе партий написанных в нотной форме).


История возникновения музыкальных инструментов ансамбля (Теория: разделение инструментов на не электронные и электронные на электроударные и просто ударные инструменты. Видоизменения и способы звукоизлечения в истории каждого инструмента ансамбля Практика: сравнение фортепьяно и синтезаторов. Классической гитары с ритм гитарой и бас гитарой и т.п.)


Функциональность инструментов, их использование и роль в составе музыкального коллектива (Теория: различия звучания и звукоизвлечения. Оркестровая плотность – способы приемы и знания необходимые для этой работы. Практика-звучание оркестровки с определенным инструментом и без него – практический анализ инструментальных партий – их значение и роль).


Подключение, баланс, настройка инструментов. Хранение и использование аппаратуры. (Теория: общее ознакомление с принципами работы электромузыкальных инструментов их подсоединение настройка и хранение. Практика: включение и выключение аппаратуры с учетом правил техники безопасности. Соединительные провода и личные комбинированные колонки).


Постановка исполнительского аппарата обучающихся. (Теория: основы певческих установок. Практика: работа над правильным дыханием, интонированием и голосоведением).


Основные приёмы звукоизвлечения гитары: ритм, соло, бас; ударные инструменты; синтезатор. (Теория: различия смежных инструментов и способов звукоизвлечения. Практика: работа с медиатором и пальцевым звукоизвлечением основные приемы ударного боя и мультитембральность синтезатора.)


Работа в упражнениях над способами звукоизвлечения. (Теория: нотные и табулатурные обозначения. Практика: наглядные демонстрации и видео-уроки различных инструментов).


Природа и свойства музыкальных и шумовых звуков. (Теория – история возникновения различия и тембральность звуков. Практика: извлечение аналогичных звуков на имеющихся электромузыкальных инструментах.)


Основы нотной записи. Обозначение нот. (Теория: нотный стан скрипичный и басовый ключ размер такта и длительности нот).


Понятие «одноголосая» и гармонического сопровождения. Мелодия и аккомпанемент. (Теория: соло и аккорд мелодическая линия и гармонизация. Практика-подбор аккордов для определенной мелодии и наоборот).


Понятие альтерации. Знаки альтерации. (Теория: диез, бемоль, бекар. Практика: полутоновые отклонения тональностей наличие полутонов в мелодических рисунках их обозначения).


Система записи длительности музыкальных и шумовых звуков. Паузы их обозначения. (Теория: Система записи длительности музыкальных и шумовых звуков. Паузы их обозначения. Практика – счет и знание символов нотных длительностей и пауз –практика – игра со счетом вслух).


Понятие «такт». Тактовые размеры. Сильная и слабая доли такта (Теория: понятие «Такт». Практика: отработка основ группировки нот и различий жанровых размеров такта и их сильных и слабых долей)


Соотношение длительностей в такте – умение различать и группировать обозначения нот (Теория: правила соотношения длительности в такте. Практика: группировка обозначения нот)


Знакомство с ритмическим строением слова, фразы. (Теория – начало и окончание фразы и его динамика. Практика: упражнения с ритмическим аккомпанементом).


Понятие лада и тональности. Ключи и ключевые знаки. (Теория: понятие лада и тональности. Практика: упражнения с ритмическим аккомпанементом)


Понятие-аккорд. Строение и виды аккордов (3/5, 7 в dur-moll). (Теория: построение интервалов мажорный и минорный лад. Практика: построение и соотношение аккордов – минор мажор и доминантсептакорд).


Понятие табулатура. Схемы строения, обозначения, и прочтения аккордов. (Теория: Различия нотной и табулатурной информации их плюсы и минусы. Практика: соотношение и сравнение одинаковых пьес в нотном и табулатурном издании)


Понятие динамика и динамические оттенки. Схемы обозначения и прочтения. (Теория: Изучение и знакомство с обозначениями динамики в партиях, в нотном и табулатурном изложении. Практика: форте и пиано – громко и тихо – резко и мягко умение своевременно реагировать на изменения в динамическом прочтении партий).


Понятие - штрихи. Основные виды, обозначения и прочтение. (Теория: легато и стаккато. Практика: занятия по освоению связной игры – легато и отрывистой – стаккато).


Интервалы. Основное понятие о кварто-квинтовом круге тональностей. (Теория: Разновидности интервалов и их построение. Практика: тональности и наличие диезных и бемольных знаков исходя из квартово-квинтового круга)


Понятие: «музыкальная форма произведения». Фраза, предложение, период, куплет. (Теория: трактовка понятия «музыкальная форма произведения». Практика: упражнение на разработку пальцев).


Понятие о первичных музыкальных жанрах: песня, танец, марш – (Теория: история и природа географических парадоксов и слияний культур и жанровых стилей. Практика: прослушивание аудио записей)


Основные музыкальные стили современной европейской музыки: диско, рок-баллада. (Теория: история и наиболее значимые моменты в развитии современной музыки. Практика: прослушивание аудио-фонотеки).


Понятие оркестровой партитуры и исполнительских партий: оформление и чтение. (Теория: нотное табулатурное или цифровое изложение всего произведения с учетом тактов знаков размера и динамики. Практика: упражнение на разработку пальцев).


Изучение основ индивидуального музицирования и совершенствование навыков исполнительского мастерства. Овладение начальными игровыми навыками. Посадка, постановка рук. (Теория: виды посадок, правильность положения рук. Практика: упражнение на разработку пальцев).


Приемы игры одной, двумя руками. (Теория: приемы игры. Практика: упражнение на разработку пальцев)


Упражнения для правой и левой рук (Теория: приемы игры. Практика: теоретические и практические упражнения. Практика: упражнение на разработку пальцев).


Освоение различных видов игры на инструменте (Практика: упражнение на разработку пальцев и увеличение скорости игры).


Применение различных звуковых эффектов. (Теория: ознакомление с библиотекой звуков клавишных инструментов и электронных инструментов: барабаны, перкуссия, гитарные процессоры. Практика: умение применять и согласовывать эти эффекты в ансамблевом исполнении).


Солирующая роль инструментов и вокальной партии. (Теория: соло и мелодия как нераздельные элементы в общем звучании ансамбля независимо голос или инструмент. Практика: репетиция ансамбля).


Приемы игры в разных стилях. (Теория: приемы игры. Практика: упражнение на разработку пальцев.)


Исполнение простых по композиции песен, мелодий. (Теория: читка нотных партий. Практика: репетиционная игра нотных партий).


Работа с партией соло-гитары над прочтением нотного текста, штрихов и динамики. (Практика: упражнение на разработку пальцев и увеличение скорости игры на соло-гитаре).


Работа с партией ритм-гитары над прочтением нотного текста и стиля аккомпанемента. (Практика: упражнение на разработку пальцев и увеличение скорости игры на ритм-гитаре).


Работа с партией бас-гитары над прочтением нотного текста, штрихов и динамики. (Практика: упражнение на разработку пальцев и увеличение скорости игры на бас-гитаре).


Работа с партией синтезатора над прочтением нотного текста и используемых тембров. (Практика: упражнение на разработку пальцев и увеличение скорости игры на синтезаторе).


Работа с партией ударных над прочтением нотного текста и используемого стиля. (Практика: отработка упражнений на ударной установке).


Работа с ансамблем над целостностью музыкального произведения. (Теория: проверка знаний пройденного теоретического материала. Практика: Репетиционная игра разученных произведений).


Постановка голоса. Гигиена голоса и слуха. (Теоретические: упражнение для распевки, виды распевки. Практика: разучивание распевок).


Интонирование и певческое дыхание. (Теория: дыхательная гимнастика по меду Стрельниковой. Практика: отработка дыхательной гимнастики).


Дикция при исполнении. (Теория: значение дикции при исполнение песен. Практика: отработка скороговорок на шипящие звуки).


Характеры дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. (Теория: роль дыхания в исполнении произведения. Практика: отработка упражнений по дыхательной гимнастике)


Смена дыхания в процессе пения. (Теория: забор воздуха по время исполнения и правила смены дыхания. Практика: отработка упражнений по дыхательной гимнастике).


Основы эстрадного исполнения. (Теория: знание индивидуальных партий. Практика: отработка исполнительского мастерства и сценической артистичности).


Певческая установка. (Теория: термин «певческая установка». Практика: отработка певческой установки.)


Упражнения по развитию силы звука. (Практика: отработка упражнений «Свеча», «Бо, ба, бе», «Копыта»)


Упражнения на развитие дыхания, дикции и артикуляции. (Практика: отработка скороговорок и чистоговорок)


Пение двухголосием с аккомпанементом. (Теория: Понятие «двухголосие». Практика: отработка двухголосного пения под аккомпанемент).


Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. (Теория: сольфеджио. Практика: репетиционная отработка пройденного материала).


Правила работы в ансамбле (с микрофоном), приемы двухголосия. (Теория: основные правила работы в ансамбле. Практика: отработка «двухголосия»).


Игра на инструментах с голосовым сопровождением. (Теория: подбор репертуара. Практика: изготовление партитур и исполнение).


Вокально-ансамблевая работа. Роль каждого инструмента в ансамбле. (Теория: разделение инструментов на солирующие и аккомпанирующие партии. Практика: репетиции отдельных партий и их слияние)


Принципы исполнительского мастерства. (Теория: принципы исполнительского мастерства. Практика: репетиционная отработка пройденного материала).


Музыкальный звук. (Теория: понятие «музыкальный звук». Практика: репетиционная отработка пройденного материала.)


Высота звука. (Практика: сольфеджирование и теория музыкальной грамоты. Практика: отработка артикуляции и интонирования)


Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (Практика: отработка упражнений на звуковедение и чистоту интонирования).


Чистота исполнения, строй, единство темпа и ритма в ансамбле. (Практика: игра в ансамбле, репетиционные занятия).


Солирующая роль инструментов ансамбля. (Теория: роль инструмента в ансамбле в зависимости от партий и жанра. Практика: игра в ансамбле, репетиционные занятия).


Работа с вокалистами, дикция и артикуляция. (Практика: отработка дикции и артикуляции в разучиваемых произведениях).


Средства музыкальной выразительности, используемые в ансамбле. (Теория: средства музыкальной выразительности. Практика: владение музыкальным инструментом и знание его возможностей)


Аранжировка песен. (Теория: подбор репертуара и текста. Практика: изготовление оркестровки и партий).


Звуковой баланс ансамбля. (Теория: динамическое исполнение. Практика: операторская работа).


Подчинение аккомпанемента единым требованиям при игре в ансамбле. (Практика: репетиция и разбор партий)


Работа с фонограммой. (Теория: подбор репертуара. Практика: изготовление минусовых аранжировок).


Работа с компьютерными музыкальными программами. Изготовление полноценных (плюсовых) фонограмм. (Теория: изучение и подбор софта виртуальных инструментов для создания и записи минусовых и полноценных- плюсовых фонограмм)


Создание нотных партий для клавишных и ударных инструментов, табулатурных и буквенно-цифровых - для гитаристов. (Теория: подбор репертуара. Практика: создание в определенной софтовой программе всю партитуру ансамбля и вывод на принтер – распечатка партий).


Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. (Практика: отработка интонирования упражнений).


Пробы записи песен. (Практика: студийная работа, запись песни).


Сценическая культура. Выразительное исполнение песни и создание сценического образа. (Теория: понятие «сценический образ». Практика: отработка исполнения произведения).


Зачет. Артистические способности, умение согласовывать пение и игру на инструментах с ритмическими движениями. (Теория: методика репетиций. Практика: сдача творческого зачета).






Репертуар 1 года обучения

Различные упражнения на развитие исполнительских навыков игры на гитаре, синтезаторе, ударных инструментах – гаммы, простейшие этюды и аккорды – из различных учебно-методических пособий.
Песня «Я люблю свою землю» Е.Птичкина.
«Песня о маме» А.Филлипенко
Песня рок-н-рольного характера из реп. гр.«Машина времени» .А . Кутикова
Песня «Хрустальный башмачок» Ю. Верижникова.
Русская народная песня «Рождество Христово».
Песня «Солдаты России» В.Петрова.
Песня «Звезда по имени Солнце». В.Цой.
Песня «Костер» А.Макаревич.
Песня «Млечный путь» Ю.Верижникова.
Песня «Пусть вечным будет мир» Ю.Антонова.
Песня «День Победы». Тухманов
Песня «Самая счастливая» Ю.Чичкова
Песня «Вчера» The Beatles.

Тематический план 2 год обучения

Название темы
Часы



общее
теория
практика


Вводное занятие
2
1
1


Певческая установка
4
2
2


Работа над ростом исполнительского мастерства
14
6
8


Работа над репертуаром
10
2
8


Создание новых аранжировок
12
4
8


Формирование чувства «ансамбля»
18
6
12


Формирование сценической культуры
20
8
12


Закрепление знаний музыкальной грамоты
10
2
8


Работа над ясным и прозрачным звуком
18
3
15


Запись фонограмм
14
4
10


Основные злементы поведения на выступлениях – формирующие сценическую культуру
22
10
12

Итого:
144
48
96


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятия. Организационные вопросы, связанные с распределением обязанностей в ансамбле. (Теория: инструктаж по Т/Б. Практика: распределение обязанностей в коллективе).


Певческая установка. Навыки пения: сидя и стоя с инструментом. (Теория: посадка – виды позиций. Практика: отработка навыков пения, сидя и стоя).


Посадка певца, гитариста и клавишника. (Теория: различия посадки в зависимости от инструмента. Практика: отработка посадки).


Работа над ростом исполнительского мастерства. Навыки аккомпанемента у гитаристов (Теория: аккорды в различных позициях. Практика: отработка аккомпанемента).


Ритмические особенности аккомпанемента. (Теория: ритмические особенности аккомпанемента. Практика: отработка аккомпанемента).


Работа с медиатором и игра – боем. (Теория: различие звучания при игре медиатором и игре боем. Практика: отработка аккомпанемента с медиатором и боем).


Внедрение в аккомпанемент различных приемов с использованием гитарных процессоров. (Игра: виды гитарных процессоров. Практика: внедрение в аккомпанемент приемов с использованием гитарных процессоров).


Умение согласовывать свою игру с остальными инструментами ансамбля (Практика: отработка согласованности звучания).


Ритм и гармония в ансамбле (Теория: знание инструментальных партий. Практика: отработка пройденного материала, репетиционное занятие).


Навыки синхронизировать ритмические моменты с партией ударных и басовых инструментов (Практика: отработка навыков синхронизирования ритмических моментов).


Работа над репертуаром. Подбор песен и мелодий. (Теория: правила подбора произведения. Практика: подбор произведения).


Аранжировка и распределение партий. (Практика: изготовление и распечатка партитур).


Разучивание инструментальных партий (Практика: индивидуальные и групповые занятия по разучиванию инструментальных партий).


Работа с вокальными партиями (Практика: отработка вокальных партий).


Работа над звуковедением и чистотой интонирования (Практика: упражнения на чистоту интонирования, работа над звуковедением).


Создание новых аранжировок. Подбор текстов для создания авторских песен . (Практика: изготовление фонограмм)


Определение стиля и жанра создаваемых проектов. (Теория: соотношение с существующими жанрами по темпу гармонии и ритмическим особенностями солирующих и аккомпанирующих партий).


Умение работать с виртуальной драм-машиной – метроном. (Теория: возможности виртуальной драм-машины. Практика: работа с виртуальной драм-машиной и практические упражнения).


Создание вокальных партий в песне (Теория: партитура и сольфеджирование. Практика: занятия с группой, отработка пройденного материала).


Работа с бэк-вокалистами (Практика: сольфеджио и практические занятия с группой вокалистов).


Сольфеджирование и умение чистого и ровного интонирования. (Теория: музыкальная грамота. Практика: занятия с группой, отработка пройденного материала).


Формирование чувства ансамбля. Синхронная работа аккомпанирующих инструментов. (Практика: занятия с группой, отработка пройденного материала).


Работа с партией ударных инструментов (Практика: отработка пройденного материала – партия ударных инструментов).


Внедрение перкуссии – конги, бонги и маракасы с тамбурином. (Практика: изучение и создание индивидуальных партий ).


Распределение индивидуальных партий и упражнений для ударных инструментов (Практика: создание индивидуальных партий).


Синхронная работа аккомпанирующих инструментов с ударной группой (Практика: отработка синхронной работы аккомпанирующих инструментов с ударной группой).


Ритмы и различные жанровые стили. (Теория: история возникновения жанровых стилей и видоизменения в процессе своего развития. Практика: определение различий при прослушивании фонотеки стилей и музыкальные пробы в групповом исполнении).


Выработка активного унисона. (Теория: понятие: «унисон». Практика: упражнение на выработку унисона.)


Устойчивое интонирование сольного пения (Практика: отработка устойчивого интонирования сольного пения).


Одноголосное пение при различных видах аккомпанемента. (Практика: отработка одноголосного пения).


Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (Практика: изучение и освоение партий, репетиция ансамбля).


Пробы студийной работы. (Практика: студийная работа - запись и прослушивание произведений. Анализ записанных произведений).


Приобретение навыков работы с наушными мониторами (Теория: термин «наушный монитор» и их разновидности. Практика: работа с наушными мониторами).


Запись песен с готовыми фонограммами. (Практика: студийная работа – запись песен.


Работа над мастерингом и сведением (Теория: понятие «мастеринг». Практика: студийная работа - работа над мастерингом и сведением).


Работа на сцене с минусовой фонограммой (Практика: отработка песни под минус).


Поведение на сцене инструменталистов (Практика: отработка поведения на сцене инструменталистов).


Сценическое мастерство вокалистов (Практика: отработка поведения вокалистов на сцене во время выступления).


Изучение и просмотр различных видео школ связанных с ансамблевыми инструментами. (Теория: история создания ансамблевых инструментов. Практика: методическая работа с библиотекой).


Интернет и возможность общения с миром музыки и поэзии (Практика: подбор музыкального репертуара через интернет).


Закрепление знаний музыкальной грамоты. Работа с нотным материалом. (Практика: работа с нотным материалом).


Длительности нот сложные тактовые размеры (Практика: группировка нот и счет)


Табулатурные и буквенные обозначения (Теория: виды табулатурных и буквенных обозначений. Практика: разбор произведения, запись его с помощью буквенных обозначений.)


Гармонические цифровые и буквенные обозначения (Практика: разбор произведения, запись его с помощью буквенных обозначений)


Чтение с листа несложных пьес и гармонических партий. (Практика: чтение с листа несложных пьес и гармонических партий.)


Работа над ясным и прозрачным звуком. Артикуляция и динамика исполнения на инструментах. (Практика: отработка артикуляции и динамики исполнения: увеличение темпа, замедление темпа).


Чистота звукоизвлечения при игре на гитаре. (Практика: отработка чистоты звучания при игре на гитаре).


Ритм и четкость звука при игре на бас гитаре и ударной установке. (Практика: отработка ритма и четкости звука при игре на бас-гитаре и ударной установки).


Умение вокалистов работать с микрофонами. (Практика: работа с микрофоном).


Микрофон в руках и на стойке. (Практика: работа с микрофоном – отработка движений)


Работа с мониторами – напольными и ушными. (Теория: виды напольных мониторов и их характеристики. Практика: работа с мониторами).


Работа с индивидуальными комбиками – басовыми гитарными и клавишными (Теория: виды комбиков, их различия. Практика: работа с комбиками).


Умение слышать собственную партию и свой инструмент в ансамбле. (Практика: отработка пройденных произведений).


Культура и динамика в работе ансамбля. (Практика: отработка пройденных произведений).


Запись фонограмм. Минусовые и плюсовые фонограммы для скорейшего разучивания партий. (Практика: работа с фонограммами).


Минусовые фонограммы без отдельных инструментов и вокала. (Практика: создание минусовых фонограмм, работа в студии).


Запись и подбор материала для создания новых песен и пьес. (Практика: создание минусовых фонограмм, работа в студии).


Работа над репертуарным планом. (Практика: подбор материала и фонограмм).


Создание новых аранжировок. (Практика: создание аранжировок, работа в студии).


Подбор текстов и стихотворений общая работа в гармозизации и мелодии песен. (Практика: создание аранжировки и партитуры).


Определение стиля и жанра создаваемых песен (Практика: соотношение с существующими жанрами по темпу гармонии и ритмическим особенностями солирующих и аккомпанирующих партий).


Основные злементы поведения на выступлениях – формирующие сценическую культуру Раскованность и оправданная свобода движения не затрудняющая исполнению партий. (Практика: работа над движением музыкантов на сцене, образом и стилем поведения).


Сценический образ и внешний вид участника ансамбля – создающий такое же единство как и общее музыкальное звучание


Вокальные исполнения под аккомпанемент ансамбля. (Практика: отработка пройденных песен).


Развитие артистических навыков у вокалистов и инструменталистов (Практика: отработка музыкальных произведений, чистка отдельных песен).


Умение вокалистов согласовывать свои движения с ритмом и жанром исполняемых песен (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Работа с пройденным материалом – песни и пьесы. (Практика: отработка движений музыкантов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)



Дальнейшая работа над закреплением репертуара (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Прогон материала и доработка партий (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Работа над выразительным исполнением репертуара. (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Запись готовых фонограмм для собственной фонотеки (Практика: студийная работа, генеральная репетиция отчетного концерта)

72.
Отчетный концерт. Подведение итогов. (Практика: отчетный концерт. Теория: анализ работы группы во время отчетного концерта).


Репертуар 2 года обучения
Упражнения на развитие ритмических, гармонических и артикуляционных навыков вокально-инструментального ансамбля.
Песня « Учителям» Т. Кулиновой
Песня « Наши мамы» Т. Морозовой
Песня «Мама – Лучший друг» Д. Трубачева
Песня «Буратино» Е. Зарицкой
Песня «Новогодняя сказка» С. Суэтова
Песня «Дорогие старики» И. Саруханов
« Рождественская песня» П. Синявского
Песня « За тех кто в море» А. Макаревич
Песня « Белый снег» В. Цой
Песня « Будущий солдат» Д. Трубачев
«Песня о солдате» В. Мигули
Песня «Ты не бойся, мама, я солдат» М. Протасова
Песня « Партизанский сынок» Ю. Верижникова
Песня «Ветераны» Д. Трубачев
Песня « Росиночка – Россия» А. Филиппенко
Песня « Золотая Россия» Е. Цыброва



Тематический план 3 год обучения

Название темы
Часы



общее
теория
практика


Вводное занятие
2
1
1


Основы певческого исполнительского мастерства в эстрадно- джазовом жанре
4
2
2


Работа над аккомпаниментом и различными вариантами аккордовой техники
14
6
8


Подбор и пробы песен и пьес современных групп и исполнителей
10
2
8


Оркестровка новых песен и распределение инструментальных партий
12
4
8


Общее звучание и ритмическое единство ансамбля
18
6
12


Работа над приобретением навыков работы с мониторами Уровень звука и тембральные различия
20
8
12


Сложные аккордовые цепочки (квадраты) – доминант септаккорды в гитарных и клавишных вариантах
10
2
8


Работа над общим звучанием ансамбля
18
3
15


Запись готовых оркестровых пьес и песен на студии
14
4
10


Сценическая культура
22
10
12

Итого:
144
48
96



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ III ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятия. Организационные вопросы, связанные с распределением обязанностей в ансамбле. (Теория: инструктаж по Т/Б. Практика: распределение обязанностей в коллективе).


Основы певческого исполнительского мастерства в эстрадно- джазовом жанре . Подбор литературы и аудио информации . (Теория: артикуляционные особенности. Практика: отработка навыков эстрадно-джазового пения, ).


Посадка певца, гитариста и клавишника. (Теория: различия посадки в зависимости от инструмента. Практика: отработка посадки).


Работа над аккомпаниментом и различными вариантами аккордовой техники Навыки аккомпанемента у гитаристов (Теория: аккорды в различных позициях. Практика: отработка аккомпанемента).


Ритмические особенности аккомпанемента. (Теория: ритмические особенности аккомпанемента. Практика: отработка аккомпанемента).


Работа с медиатором и игра – боем. (Теория: различие звучания при игре медиатором и игре боем. Практика: отработка аккомпанемента с медиатором и боем).


Внедрение в аккомпанемент различных приемов с использованием гитарных процессоров. (Игра: виды гитарных процессоров. Практика: внедрение в аккомпанемент приемов с использованием гитарных процессоров).


Умение согласовывать свою игру с остальными инструментами ансамбля (Практика: отработка согласованности звучания).


Ритм и гармония в ансамбле (Теория: знание инструментальных партий. Практика: отработка пройденного материала, репетиционное занятие).


Навыки синхронизировать ритмические моменты с партией ударных и басовых инструментов (Практика: отработка навыков синхронизирования ритмических моментов).



Подбор и пробы песен и пьес современных групп и исполнителей Подбор песен и мелодий. (Теория: правила подбора произведения. Практика: подбор произведения).


Аранжировка и распределение партий. (Практика: изготовление и распечатка партитур).


Разучивание инструментальных партий (Практика: индивидуальные и групповые занятия по разучиванию инструментальных партий).


Работа с вокальными партиями (Практика: отработка вокальных партий).


Работа над звуковедением и чистотой интонирования (Практика: упражнения на чистоту интонирования, работа над звуковедением).


Оркестровка новых песен и распределение инструментальных партий Создание новых аранжировок. Подбор текстов для создания авторских песен . (Практика: изготовление фонограмм)


Определение стиля и жанра создаваемых проектов. (Теория: соотношение с существующими жанрами по темпу гармонии и ритмическим особенностями солирующих и аккомпанирующих партий).


Умение работать с виртуальной драм-машиной – метроном. (Теория: возможности виртуальной драм-машины. Практика: работа с виртуальной драм-машиной и практические упражнения).


Создание вокальных партий в песне (Теория: партитура и сольфеджирование. Практика: занятия с группой, отработка пройденного материала).


Работа с бэк-вокалистами (Практика: сольфеджио и практические занятия с группой вокалистов).


Сольфеджирование и умение чистого и ровного интонирования. (Теория: музыкальная грамота. Практика: занятия с группой, отработка пройденного материала).


Общее звучание и ритмическое единство ансамбля Формирование чувства ансамбля. Синхронная работа аккомпанирующих инструментов. (Практика: занятия с группой, отработка пройденного материала).


Работа с партией ударных инструментов (Практика: отработка пройденного материала – партия ударных инструментов).


Внедрение перкуссии – конги, бонги и маракасы с тамбурином. (Практика: изучение и создание индивидуальных партий ).


Распределение индивидуальных партий и упражнений для ударных инструментов (Практика: создание индивидуальных партий).


Синхронная работа аккомпанирующих инструментов с ударной группой (Практика: отработка синхронной работы аккомпанирующих инструментов с ударной группой).


Ритмы и различные жанровые стили. (Теория: история возникновения жанровых стилей и видоизменения в процессе своего развития. Практика: определение различий при прослушивании фонотеки стилей и музыкальные пробы в групповом исполнении).


Выработка активного унисона. (Теория: понятие: «унисон». Практика: упражнение на выработку унисона.)


Устойчивое интонирование сольного пения (Практика: отработка устойчивого интонирования сольного пения).


Одноголосное пение при различных видах аккомпанемента. (Практика: отработка одноголосного пения).


. Работа над приобретением навыков работы с мониторами Уровень звука и тембральные различия Работа с индивидуальным мониторингом . (Практика: изучение и освоение партий, репетиция ансамбля).


Пробы студийной работы. (Практика: студийная работа - запись и прослушивание произведений. Анализ записанных произведений).


Приобретение навыков работы с наушными мониторами (Теория: термин «наушный монитор» и их разновидности. Практика: работа с наушными мониторами).


Запись песен с готовыми фонограммами. (Практика: студийная работа – запись песен.


Работа над мастерингом и сведением (Теория: понятие «мастеринг». Практика: студийная работа - работа над мастерингом и сведением).


Работа на сцене с минусовой фонограммой (Практика: отработка песни под минус).


Поведение на сцене инструменталистов (Практика: отработка поведения на сцене инструменталистов).


Сценическое мастерство вокалистов (Практика: отработка поведения вокалистов на сцене во время выступления).


Изучение и просмотр различных видео школ связанных с ансамблевыми инструментами. (Теория: история создания ансамблевых инструментов. Практика: методическая работа с библиотекой).


Интернет и возможность общения с миром музыки и поэзии (Практика: подбор музыкального репертуара через интернет).


Сложные аккордовые цепочки (квадраты) – доминант септаккорды в гитарных и клавишных вариантах Закрепление знаний музыкальной грамоты. Работа с нотным материалом. (Практика: работа с нотным материалом).


Длительности нот сложные тактовые размеры (Практика: группировка нот и счет)


Табулатурные и буквенные обозначения аккордов (Теория: виды табулатурных и буквенных обозначений. Практика: разбор произведения, запись его с помощью буквенных обозначений.)


Гармонические цифровые и буквенные обозначения (Практика: разбор произведения, запись его с помощью буквенных обозначений)


Чтение с листа несложных пьес и гармонических партий. (Практика: чтение с листа несложных пьес и гармонических партий.)


Работа над общим звучанием ансамбля Работа над ясным и прозрачным звуком. Артикуляция и динамика исполнения на инструментах. (Практика: отработка артикуляции и динамики исполнения: увеличение темпа, замедление темпа).


Чистота звукоизвлечения при игре на гитаре. (Практика: отработка чистоты звучания при игре на гитаре).


Ритм и четкость звука при игре на бас гитаре и ударной установке. (Практика: отработка ритма и четкости звука при игре на бас-гитаре и ударной установки).


Умение вокалистов работать с микрофонами. (Практика: работа с микрофоном).


Микрофон в руках и на стойке. (Практика: работа с микрофоном – отработка движений)


Работа с мониторами – напольными и ушными. (Теория: виды напольных мониторов и их характеристики. Практика: работа с мониторами).


Работа с индивидуальными комбиками – басовыми гитарными и клавишными (Теория: виды комбиков, их различия. Практика: работа с комбиками).


Умение слышать собственную партию и свой инструмент в ансамбле. (Практика: отработка пройденных произведений).


Культура и динамика в работе ансамбля. (Практика: отработка пройденных произведений).


Запись готовых оркестровых пьес и песен на студии запись фонограмм. Минусовые и плюсовые фонограммы для скорейшего разучивания партий. (Практика: работа с фонограммами).


Минусовые фонограммы без отдельных инструментов и вокала. (Практика: создание минусовых фонограмм, работа в студии).


Запись и подбор материала для создания новых песен и пьес. (Практика: создание минусовых фонограмм, работа в студии).


Работа над репертуарным планом. (Практика: подбор материала и фонограмм).


Создание новых аранжировок. (Практика: создание аранжировок, работа в студии).


Подбор текстов и стихотворений общая работа в гармозизации и мелодии песен. (Практика: создание аранжировки и партитуры).


Определение стиля и жанра создаваемых песен (Практика: соотношение с существующими жанрами по темпу гармонии и ритмическим особенностями солирующих и аккомпанирующих партий).


Сценическая культура. Формирование сценической культуры. (Практика: работа над движением музыкантов на сцене, образом и стилем поведения).


Работа с готовыми фонограммами. (Практика: изучение партий и запись)


Живое исполнение под аккомпанемент ансамбля. (Практика: отработка музыкальных произведений).


Дальнейшее развитие артистических навыков у вокалистов и инструменталистов (Практика: отработка музыкальных произведений, чистка отдельных песен).


Умение вокалистов согласовывать свои движения с ритмом и жанром исполняемых песен (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Работа с пройденным материалом – песни и пьесы. (Практика: отработка движений музыкантов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Дальнейшая работа над закреплением репертуара (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Прогон материала и доработка партий (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Работа над выразительным исполнением репертуара. (Практика: отработка движений вокалистов на сцене, репетиционный прогон отчетного концерта)


Запись готовых фонограмм для собственной фонотеки (Практика: студийная работа, генеральная репетиция отчетного концерта)

72.
Отчетный концерт. Подведение итогов. (Практика: отчетный концерт. Теория: анализ работы группы во время отчетного концерта).


Репертуар 3 года обучения
Упражнения на развитие эстрадно-джазовых ритмических, гармонических и артикуляционных навыков ансамбля.
Песни из репертуара групп « Браво» « Воскресенье» « ДДТ»
Песня « Мама» И Сруханов
Песня «Где то в середине лета»
Песня «О России» Е. Зацепин
Песня «Сказка под Новый год» С. Воронин
Песня «Я желаю тебе» И. Саруханов
« Рождественская песня» П. Синявского
Песня « Поворот» А. Макаревич
Песня « Звезда по имени солнце» В. Цой
Песня « Ветераны» Д. Фролов
«Солдатская баллада» В. Мигули
Песня «Героям былых времен» М. Шварцман
Песня « Сын полка» Ю. Саульский
Песня «Ветеранам Афганской войны» А. Розенбаум
Песни из репертура гр « Ария» « Любэ» « Аквариум»
Песня « Школьные годы» А. Саульский

Методическое обеспечение программы.

Форма работы с детьми – групповая.
Основой реализации  программы является единство обучения теоретическим основам музыки и исполнительской технике. Изучение всех блоков программы представляет собой   неразрывный процесс накопления исполняемого репертуара. Новые теоретические знания всегда «предлагаются» как средство решения возникшей проблемы.
Основные  образовательные технологии, используемые педагогом в процессе реализации цели программы:
технология дифференцированного обучения;
технология кейсов  используется с целью последовательного достижения обучающимися элементарного, функционального, компетентностного уровней;
технология «диалог культур» позволяет проследить преемственность культурно-исторического, национально-этнического опыта, музыкальных жанров;
технология Портфолио используется с целью отслеживания результатов обучения;
технология социального проектирования применяется с целью презентации результатов образовательной деятельности обучающихся, а также в контексте инновационной деятельности учреждения (тема эксперимента – «Создание модели образовательного процесса через социальное проектирование как особый вид деятельности подростков»).
информационные  технологии используются с целью оптимизации процесса обучения.
   Одним из условий эффективной реализации программы является применение следующих методов обучения:
метод моделирования художественно-творческого процесса;
метода взаимодействия;
метода интенсивного обучения;
метода коллективной творческой деятельности;
проблемного изложения;
объяснительно-иллюстративный;
поисковый
   Основополагающим является метод моделирования художественно-творческого процесса, который направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведений искусства. Деятельностный подход способствует развитию самостоятельности обучающихся в добывании и присвоении знаний, развития способности к индивидуальной творческой интерпретации.
   Для освоения программы используются разнообразные формы деятельности:
игровые;
дифференцированные;
диалогические;
дискуссионные;
социально-педагогические задачи – пробы;
учебные тренинги.
 Преобладающие средства обучения:
наглядные;
вербальные;
практические;
информационные.
   Учебно-методический комплект включает материал, позволяющий использовать его в самостоятельной работе:
таблицы аккордов, транспонирования тональностей, длительностей нот,
интервалов, квартово-квинтовый круг;
схема клавиатуры;
схема расположения нот на грифе гитары;
специализированные софтовые компьютерные программы;
лицензионный регистратор Logik Pro10;
аудиошкола игры на акустической гитаре С.Притворова;
видеошкола игры на акустической гитаре Е.Медведева;
видеошкола игры на акустической и электрогитаре В.Зинчука;
пособие и CD-диск «Рок-школа игры на электрогитаре» С.Горбунова;
пособие и CD-диск «Игра на ударной установке»;
аудиотека композиций «минус» и «плюс»;
коллекция CD, DVD-записей выступлений музыкантов разных стилей и жанров.  

   В ВИА занятия ведутся по различным музыкальным инструментам (клавиши, соло-гитара, ритм-гитара, бас-гитара, ударный инструмент), по постановке голоса, музыкальной грамоте и сольфеджио, ансамблю, актёрскому мастерству.
   Овладение этим комплексом компетентностей участники ВИА достигают через 2 года обучения. Основу всего учебно-воспитательного процесса составляют изучение музыкальной грамоты, в процессе которого развиваются музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление, память.
Для решения поставленных задач программы были применены следующие принципы:
принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность).
принцип природосообразности: нагрузка на учащегося с учетом психофизиологических и возрастных особенности детей
принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Список литературы:

1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Купинскиий К . школа игры на ударных инструментах.Ч.1М 1948г
3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
4. «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
5. Николаев С.В. – Школа игры на фортепиано 1963г
6. Агеев А. –Аккорды и табулатура для гитариста 1988г
7. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
8. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
15