Лонгитюдные исследования в лингвистике, опыт и перспективы


Лонгитюдные исследования в лингвистике: опыт и перспективы
В настоящей статье рассматривается одно из современных направлений в области строительства учебных корпусов текстов Learner Corpora (далее – LC), связанное с так называемыми лонгитюдными корпусами. Почти 30-летний опыт работы с LC показал, что их потенциал далеко не исчерпан. LC – электронный корпус текстов группы лиц, изучающих иностранных язык [15]. Ключевой целью создания таких корпусов является их анализ на предмет выявления способов и эффективности освоения изучаемого языка (Language Acquisition). Данные LC могут стать основой обучающих систем и материалов, а накопленные знания могут послужить базой для исследования и анализа проблем, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении иностранного языка [5]. Развитие идеи учебных корпусов текстов сегодня связывают с лонгитюдными LC.
Лонгитюдное исследование  – исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определения динамики их изменения и взаимовлияния [7, 21]. Лонгитюдный метод исследования первоначально сформировался в детской и возрастной психологии. Первым ввел его в психологию американский психолог, создатель Йельской клиники нормального детства; Гезелл Арнольд Луций (1880—1961). В Йельской клинике нормального детства изучалось психическое развитие детей раннего возраста: с рождения до трех лет. Используя метод лонгитюдного исследования, ученому удалось сформировать систему тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев до шести лет по таким критериям как: моторика, речь, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Трансформация этих тестов (также как и тестов Бине) является базой современной диагностики психического развития детей.
Одним из первых разработал и реализовал программу лонгитюдного изучения на примере большого контингента одаренных детей американский психолог Льюис Термен (1877—1955). Лонгитюдное исследование Л. Термена длилось около 30 лет и включало три этапа. Участниками эксперимента стали 1500 одаренных детей Калифорнии, данные которых сопоставлялись с данными контрольной группы (800 человек) [12]. Данные были получены с помощью Национальной шкалы интеллекта и теста Стенфорда- Бине. Результаты первого этапа исследования были обобщены Л.Терменом в работе «Психические и физические черты тысячи одаренных детей», где были определены характеристики одаренности на основе сравнения показателей «умственного» и «хронологического» возрастов ребенка [22].
На втором этапе, который состоялся 17 лет спустя, в 1947 году, приняло участие 364 информанта первого этапа. Термен сравнил более продуктивную группу с менее продуктивной из своей первоначальной выборки одаренных детей и обобщил результаты данного этапа в книге «Одаренный ребенок подрос: 25 лет последователям начальных групп» [23].
В 1955 году совместно с психологом-социологом Оденом Льюис Термен провел третий этап лонгитюдного исследования, в котором приняло участие 93 % респондентов первого исследования. Итоги проведенного этапа были изложены в совместном труде ученых «Одаренные группы в среднем возрасте: тридцать-пять лет. Генетические исследования гениальности», где был сделан вывод, что информанты внесли вклад в социальные, биологические и физические науки.
«Лонгитюд, продолжавшийся три с половиной десятилетия, показал, что одаренный ребенок, за небольшим исключением, становится выдающимся взрослым, превосходящим других практически в каждом аспекте. Но, как и в детстве, это превосходство не одинаково велико во всех сферах» [24].
В результате проведенного исследования у Л.Термена появились последователи, а лонгитюдный метод все чаще стал применяться в психологии.
Так П.Торренс и его помощников также проводили лонгитюдное исследование творческой одаренности на протяжении 22 лет, в результате чего были разработаны критерии для оценки творческих достижений [25].
В 1985-1988 гг. в Мюнхенском университете было проведено лонгитюдное исследование, в котором принимали участие школьники Германии от 6 до 18 лет. Важнейшие итоги исследования заключались в разработке целостного комплекса взаимосвязанных методик диагностики одаренности у школьников [25].
В 1929 в США (Исследовательский институт Фелза) было реализовано исследование, где участвовало 63 семьи (83 новорожденных). Данное исследование длилось 30 лет. Результатом послужило утверждение, что стремление к пассивному уходу из сложных ситуаций и подчиненность семье, выявленная в детстве, в значительной степени сохраняются и во взрослом возрасте [25].
Следует отметить также Калифорнийское лонгитюдное исследование, состоящее из трех самостоятельных блоков. Исследование было проведено Институтом развития человека в Беркли. Ученые подробно изучали подростковый возраст, юность и зрелость респондентов. Во всех трех блоках применялся обширный круг методов, включая антропометрию, рентгеноскопию (для определения скелетной зрелости), различные тесты и психологическая экспертиза. Данное исследование позволило проследить зависимость структуры жизненного пути и индивидуальных судеб поколения от меняющихся исторических условий и событий [13].
В Европе наиболее значительным является Боннский лонгитюд Г. Томэ. Ученый начал свое исследование после Второй мировой войны и в нем принимало участие 10000 респондентов. Длилось это лонгитюдное исследование на протяжении двадцати лет. Эта работа показала главенствующую роль самосознания личности в динамике воспитания личностно-мотивационной сферы [11].
Сотрудники Центрального института молодежных исследований ГДР во главе с В. Фридрихом и Г. Мюллером изучали физическое, умственное и социальное развитие людей (1000 человек в начале, 400 - в конце исследования) с 12 до 22 лет. В результате исследования была получена важная информация об эволюции взглядов молодых людей к работе, отношениях в обществе и о психологических различиях юношей и девушек [8].
Описание самых длительных и известных лонгитюдных исследований в психологии позволяет сделать вывод о том, что в этой области метод лонгитюдных исследований получил научное обоснование и применяется давно и успешно. В зарубежной психологии на базе лонгитюдных исследований образовалось новое направление – психология развития человека в течение всей жизни.
Позже лонгитюдное исследование стало применяться и в других науках – социологии, психолингвистике, в частности, в исследованиях детской речи.
В социологии лонгитюдное исследование понимается как неэкспериментальный тип исследования, когда данные собираются и накапливаются с одной и той же выборки в более чем одной временной точке. Поскольку наблюдается одна и та же выборочная совокупность в течение длительного времени, то данные, полученные в разных наблюдениях, правомерно интерпретируются как изменения во времени, характеризующие одного и того же человека (объекта), а не как различия, характеризующие разные выборки, пусть и полученные на одном и том же объекте [1].
Лонгитюдное исследование как разновидность повторного исследования иначе называется мониторингом.
Социологические лонгитюдные исследования получили глобальное распространение, они различаются концепцией, количеством участников, масштабностью проведения, но главной целью таких исследований, как правило, является вопрос о том, как модифицируются во времени жизненные траектории участников, в зависимости от разнообразных факторов.
Социально-психологическому развитию детей посвящены исследования Д.Бахмана (Мичиганский университет), М.Х. Титмы (Эстония), CILS (США), NCDS (Великобритания). В данных исследованиях изучали центральные аспекты социально-психологического развития людей. В исследовании Д.Бахмана приняло участие 2213 подростков. Эстонские социологи под руководством М. X. Титмы занимались изучением социального самоопределения выпускников эстонских школ с 1966 по 1979 г. Изначально в исследовании принимало участие 2260 человек, в итоге осталось 1400 человек. В США лонгитюное исследование было направлено на изучение процесса адаптации второго поколения иммигрантов. Участие приняло 5262 человека 77 различных национальностей. (NCDS) является продолжающимся, мультидисциплинарным  исследованием, которое следит за жизнями приблизительно 17 000 человек, родившихся в Великобритании в 1958. Исследование было устремлено на выяснение взаимосвязей между социально-экономическим статусом индивидов и их здоровьем [4].
Исследованию студенческой аудитории посвящены лонгитюды GLSNZ (The Graduate Longitudinal Study of New Zealand ), в котором приняло участие 8600 студентов и «Futuretrack» (Великобритания), где было задействовано 130 тысяч студентов. Основная задача данных лонгитюдов - раскрытие факторов, обусловливающих жизненный успех выпускников [4].
Взрослое население было объектом исследования в проекте «Пути поколений» (Россия), которое было проведено эстонским ученым М.Х. Титмой. Данное исследование было обращено на изучение жизненных путей людей в советском, а затем и постсоветском обществе [4].
Самым долгим по времени считается исследование WLS (Флорида), где приняло участие 5262 человека.
Самое масштабное лонгитюдное социологическое исследование – «LIS» (Luxembourg Income Study). К 2006 году удалось составить микроэкономические данные по 30 странам на 4 континентах, в том числе по отдельным государствам в динамике на протяжении 30 лет [4].
В психолингвистике лонгитюдный метод исследования применялся в основном для исследования детской речи; такие исследования традиционно основывались на родительских дневниковых записях.
Внимание к речи детей, не угасает в течение веков. Конец XIX – начало XXвв. ознаменовался периодом «дневниковых штудий» [14].
В 1877 году в журнале «Mind» были опубликованы дневниковые записи знаменитого философа, психолога и историка Ипполита Тэна, где он записывал речь своей маленькой дочери. В этом же журнале были опубликованы отрывки дневника Ч. Дарвина, который записывал речь и коммуникативное поведение сына. Вильям Прейр, немецкий физиолог, также записывал речь своего сына Акселя и затем проводил анализ. Супруги Штерны выпустили книгу «Die Kindersprache», где содержались дневниковые записи речи их детей Гильды и Гюнтера. Вильгельм Штерн – немецкий психолог, специалист по генетической и дифференциальной психологии, психотехнике, общей и судебной психологии [17].
В 30-е годы XX века появляется четырехтомное произведение Л. Вернера «Речевое развитие ребенка-билингва». Четвертый том труда содержит дневниковые записи речи детей. Ученый описал и проанализировал работы, посвященные речи детей.
К. И. Чуковский занимался исследованием детской речи долгие годы. В 1928 году вышла его книга « От двух до пяти», где были теоретически обоснованные наблюдения, добытые длительным опытом. Данная книга переиздавалась двадцать раз под разными названиями. Первый вариант названия «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы». Как утверждал К. И. Чуковский цель книги - «серьезнейшим образом исследовать те области умственной и психической жизни малолетних детей, которые до сих пор не подвергались исследованию» [16].
Широкую известность получил дневник А.Н. Гвоздева, который следил за развитием речи собственного ребенка. Его дневник назывался «От первых слов до первого класса». Ученый вел свои наблюдения в течение пяти лет. Собранный им материал явился базой для нескольких фундаментальных исследований о закономерностях усвоения ребенком фонетики и грамматики русского языка. На материале его дневника длительное время организовывались исследования детской речи в нашей стране.
С. Н. Цейтлин основала лабораторию детской речи, где каждый год проходят научные конференции, на которых современные исследователи знакомят с итогами своей работы в области онтолингвистики [17]. Одно из исследований, проведенное в рамках этой лаборатории, проводилось М.Б. Елисеевой. На протяжении года М.Б.Елисеева вела дневник, где записывала речь своей дочери Лизы. В работе анализируется часть дневника, где фиксировалась речь ребенка в возрасте с двух до трех лет. К числу рассматриваемых явлений относились союзы и союзные слова – относительные местоимения и наречия. Автор составила сводную таблицу употребления союзов в речи дочери с двух до трех лет и сделала вывод, что можно заявлять о равном времени появления и параллельном развитии различных типов структур – и сочинительных, и подчинительных, что доказывает их одинаковую значимость в становлении речи [2].
Позднее появляются документальные записи отрывков речи ребенка, которые записывались с заблаговременно определенными временными промежутками. Такие исследования также были лонгитюдными, но их ведение преодолевало недостатки фрагментарности записей присущих дневникам [14].
Появление компьютерных систем, предоставляющих запись, дешифровку, кодировку и автоматический анализ фактов речи, способствовало появлению перспективной и прогрессивной отрасли лингвистики – корпусной лингвистики.
Корпусная лингвистика – раздел компьютерной лингвистики, занимающийся разработкой общих принципов построения и использования лингвистических корпусов с использованием компьютерных технологий.
Лонгитюдные исследования в корпусной лингвистике стали применяться относительно недавно: первые лонгитюдные учебные корпуса текстов появились лишь в последнее десятилетие.
Как прообраз лонгитюдных корпусов текстов в 1980-х гг. возникает международная система обмена данными по детской речи CHILDES (Children LanguageDatabase Exchange System), разработанная американскими учеными К. Сноу и Б. Мак-Винни в Питтсбургском университете и используемая для анализа разговорной речи, спонтанной речи детей и их родителей, а также для исследования усвоения второго языка. Система CHILDES имеет широкую сферу употребления и может конвертироваться в другие лингвистические системы [18].
CHILDES - значимый корпус, содержащий языки разного типологического строя, объемную библиографию по психолингвистике, лингвистике, теории усвоения первого и второго языков, а также правила ввода материала и пакет программ для его обработки. Каждый исследователь имеет право пользоваться необходимыми ему данными, разместить в CHILDES собственные материалы [3].
Чаще всего используемые программы пакета CHILDES помогают рассчитать среднюю длину высказывания каждого собеседника, сформировать словарь его речи, найти все случаи употребления рядов слов.
Одним из первых лонгитюдных корпусов в России должен был стать проект О.В. Федоровой и М.А.Даниель под названием «Корпус русской предподрастковой речи».
В рамках проекта предполагалось записывать и расшифровывать речь русскоязычных детей конца предподросткового возраста (11-12 лет). Главная цель проекта - сформировать корпус близких к произвольным, но сопоставимых между собой и акустически чистых записей монологической и диалогической речи. Дети должны были находиться в равной коммуникативной ситуации: несколько учеников, знакомых между собой, приглашаются в школьный кабинет, где каждый их них по очереди рассказывает историю из жизни. Затем экспериментатор на некоторое время (ориентировочно 10 минут) оставляет их наедине, не прерывая при этом записи. Далее он возвращается и дает респондентам коллективное задание, призывающее к активному речевому взаимодействию. Таким образом, в ходе одного эксперимента будут обретены образцы речи трех различных типов: задачно-ориентированный монологический, спонтанный диалогический и задачно-ориентированный диалогический. Предполагаемый объем корпуса – 10 часов записи или 100000 словоупотреблений. К сожалению, информация о реализации корпуса не доступна в Интернете, не были обнаружены к моменту публикации настоящей статьи и печатные материалы.
В 2012 году опубликована статья В.В. Казаковской « Речь взрослого и усвоение ребенком прилагательных: анализ русского лонгитюдного корпуса данных». Заявленный в статье лонгитюдный корпус является составной частью корпуса CHILDES и представлет собой расшифрованные аудиозаписи общения взрослых с мальчиком-монолингвом, изучающим русский язык [9].
В статье Е.В. Хачатурян и В.В. Казаковской, посвященной сравнению коммуникативных стратегий взрослых в диалоге с детьми в ситуации усвоения ими одного (русского) и нескольких (русского, итальянского, норвежского) языков, есть упоминание русского лингвистического корпуса «Ваня», приближающимся по своему объему к так называемым корпусам повышенной плотности. Мальчик родился и вырос в интеллигентной петербургской семье, его речь записана в естественных каждодневных ситуациях общения с родителями и бабушкой [10].
Таким образом, анализ современных публикаций приводит к выводу о том, что в настоящее время лонгитюдные корпусные исследования востребованы, хотя проводятся гораздо реже синхронных. При этом очевидно, что по сравнению с синхронными исследованиями они обладают рядом явных преимуществ. Во-первых, лонгитюдное исследование позволяет представить процесс овладения языком в динамике. Во-вторых, оно дает возможность исследовать как тенденции в овладении языком в целом, так и индивидуальный стиль, и динамику развития каждого информанта.
Процесс овладения иностранным языком неотъемлемо связан со временем. Многие исследователи полагают, что продольные выводы способны усилить процессы овладения языком, находят продольные идеи весьма убедительными в качестве основы для объяснения ошибок, для составления рекомендаций педагогам [20]. Лонгитюдный метод обычно противопоставлялся методу срезов, а в последнее время стал также рассматриваться в контексте поиска отсроченных экспериментальных эффектов. Другое его название – это метод «продольных срезов». Продольные выводы – результат метода продольных срезов.
Это замечание весьма существенно для совершенствования теории и практики построения учебных корпусов текстов (LC), о которых шла речь в начале статьи. На наш взгляд именно лонгитюдный учебный корпус текстов позволит выявить условия и причины возникновения, а также степень устойчивости типичных ошибок в иноязычной речи школьников.
Анализ иноязычной речи петербургских школьников в рамках проекта SPbEFL LC [6, с. 45] выявил перепроизводство структур с глаголом-связкой, реализующееся контаминацией структур с глагольным и именным сказуемым (I’m totally agree! It’s depend on person! I’m study in art-school!)). Чтобы понять причины этой ошибки целесообразно обратиться к длительному исследованию группы информантов, чтобы вести направленное исследование в рамках одной и той же выборочной совокупности. Другими словами, целесообразно построить лонгитюдный корпус для определения времени появления, степени стабильности и, возможно, причин появления этой ошибки в овладении школьниками английским языком как иностранным.
Для создания лонгитюдного учебного корпуса необходимы как разработка концепции и архитектуры такого вида корпуса, так и подбор инструментов для обработки текстов и разработка технологий исследований в этом корпусе.
Для того чтобы создать лонгитюдный учебный корпус следует определить несколько существенных моментов:
Определение цели: исследование объекта в динамике, позволяющее наблюдать процесс освоения чужого языка, выявлять факторы, влияющие на него, прогнозировать изменения, принимать решения по поводу коррекции обучения и обучающих материалов.
Определение параметров отбора информантов для корпуса: возраст, уровень владения иностранным языком, пол, родной язык, владение другими языками, контекст (среда) обучения [6].
Обоснование параметров отбора текстов для корпуса: тип коммуникации (письменная/ устная), жанр, тема, условия создания текстов [6].
Определение временных границ проведения исследования. В прикладной лингвистике исследователи определили длину лонгитюдного исследования в три-четыре месяца, однако, в редких случаях такое исследование может занять дольше времени: до 6 лет [19].
Список использованной литературы
1. Алексеев А.Н. Человек в системе реальных производственных отношений (опыт экспериментальной социологии) // Новое политическое мышление и процесс демократизации. М.: Наука, 1990.
2. Елисеева М.Б Союзные средства в речи ребенка от двух до трех лет: лонгитюдное исследование // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки №2, Архангельск., 2015.
3. Зырянова Е. В. Система CHILDES как метод сбора материалов и изучения детской речи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 76-2., Спб., 2008.
4. Интересные факты о лонгитюдных социологических исследованиях [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fom.ru/posts/10794, свободный. - Загл. с экрана . – На рус. яз.
5. Камшилова О.Н. LC-технологии в исследовании освоения языка / Камшилова Ольга Николаевна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2014. - N 168.
6. Камшилова О.Н. Учебный корпус текстов: потенциал, состав, структура. – Спб., Книжный дом, 2012.
7. Крылов А.А. Психологический словарь. – СПб, 2001.
8. Кон И.С. Психология ранней юности., М.:Политиздат, 1989.
9. Казаковская В.В. Речь взрослого и усвоение ребенком прилагательных: анализ русского лонгитюдного корпуса данных // Вопросы психолингвистики №2 ., М., 2012.
10. Казаковская В.В. Хачатурян Е.В. Коммуникативные стратегии взрослых в диалоге с моно- и плюрилингвальным детьми// Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становления речевой компетенции., СПб., 2015.
11. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы //Экспериментальная психология. - 2011. – № 4.
12. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткикий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
13. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь .- М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
14. Поспелова С. Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №10
15.Сичинава, Д.В. К задаче создания корпусов русского языка. [Электронный ресурс] / Д.В. Сичинава –Режим доступа:http://mytts.forum2x2.ru/(2007)
16. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 15 т. Т. 2: — «От двух до пяти». Электронный ресурс / Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Ot2do5/Posleslovie 
17. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., 2000.
18. MacWhinney B. The CHILDES Project: Tools for Analyzing Talk. 3rd Ed. New Uork, 2000.
19. Ortega, L., & Iberri-Shea, G. Longitudinal research in SLA: Recent trends and future directions. Annual Review of Applied Linguistics, 2005.
20. Ortega, L.  Methodology, epistemology, and ethics in instructed SLA research: An introduction. The Modern Language Journal, 2005.
21. Ployhart R. E., Vandenberg R. J. Longitudinal research: The theory, design, and analysis of change // Journal of Management. 2010. V. 36. № 1.
22. Terman, L. M. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1925.
23. Terman, L.M. Oden, M.H. The Gifted Child Grows Up. In Terman, L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. IV. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947
24. Terman, L.M. Oden, M.H. The Gifted Group at Mid- Life: Thirty-five years. Follow-up of the Superior Child In Terman, L.M. (ed.) Genetic Studies of Genius. Vol. V. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.
25. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.:Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.