«Использование татарских народных традиций в обучении и семейном воспитании младших школьников».


«Использование татарских народных традиций в обучении и семейном воспитании младших школьников».
учитель начальных классов
Шатунова Елена Юрьевна
МБОУ «Школа №113» г.Казань Традиции в переводе с латинского означает «передача». Признаками традиций являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. Вот это и должно быть конечной целью в воспитании учеников на традициях татарского народа.
Такие качества как уважение к старшим, любовь к людям и родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие, народ считал определяющими в характере человека.
«Опирайся не на силу рук, а на доброе сердце», «Золото на земле не валяется, доброта не забывается» -- провозглашает татарский народ.
Новое всегда вырастает из старого. Народные традиции и обычаи складываются тысячелетиями. В моем классе учатся и русские дети, и татары. Поэтому мы изучаем разные религиозные традиции: такие как Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан, Карга Баткасы, Пасха, Рождество, Масленица и др. Школа должна оставаться общеобразовательной и религиозных обучений здесь быть не должно. Но каждому желающему оно должно быть доступно. А каждый ученик должен знать истории и религию своего народа.
Как один из элементов воспитания на национальных традициях является устное творчество: пословицы и поговорки. Этот метод используется практически на всех уроках. На стендах в классе можно найти пословицы и поговорки татарского народа на родном языке. Это помогает знакомить не только с устным народным творчеством нашего народа, но и способствует развитию речи, помогает изучению и усвоению языка.
У всех народов педагогическая культура складывается из одних и тех же элементов: сказки, мифы, поучительные рассказы, песни, стихи, скороговорки. В классе есть аудиокассета с национальными сказками на татарском языке, которые используются не только на уроках, но и во внеурочное время. Интерес проявляется постепенно, по мере изучения языка. Я надеюсь, что дети будут слушать и воспринимать такие произведения, истинно понимая красоту и величие нашего родного языка, достигать глубину и мудрость народа.
На праздниках мы разучиваем стихи на родном языке. Большой вклад в развитие речи вносят уроки музыки, где дети разучивают песни на родном языке. Они поют их везде: на уроках, на внеклассных мероприятиях, во время экскурсий и даже на переменах. Также на уроках музыки дети знакомятся с татарскими композиторами, слушают их музыку.
Ключевыми характеристиками воспитания татарского народа на протяжении многих столетий были любовь, гуманное и уважительное отношение к детям. Рождение детей и их воспитание издавна считались для родителей большим счастьем. Оно отражено в многочисленных традициях, в произведениях разных жанров устного народного творчества. Правда, некоторые обычаи устарели, стали не востребованы, и выпали из нашей жизни. Например: младшему сыну в семье давать фамилию, производную от имени его дедушки по линии отца или младшего сына оставлять после женитьбы хозяином отцовского дома.
Необходимой стороной традиции является воспитание в детях уважительного отношения к старшим, почитание их мудрости. Уважение к старшим должно быть неотъемлемой нормой, основываться не на страхе, а на преклонении перед жизненным опытом. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт татарского народа.
Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить. Огромную роль в этом играет семья. В исследованиях отечественных педагогов выявлена возможность включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге с использованием народных традиций в семейном воспитании русских и татарских народов.
Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим, изучение педагогических обычаев и традиций какого-то отдельного народа, имеет важное значение не только для него, но и для других народов. Поэтому все прогрессивные обычаи и традиции различных народов должны быть обобщены, собраны в одно целое и на их основе построено воспитание подрастающего поколения.
Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным
мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимания значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа:
- Элек эшлэ, аннан сейлэрсен. («Сначала сделай, потом говори». )- Карама кешенен, сузенэ, кара эшенэ. ( «Не суди человека по словам, суди по делу». )- Аз сейлэ, куп эшла. ( «Мало говори, больше работай». ) Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями и взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.
Одной из характерных черт народной педагогики Востока, в том числе и Республики Татарстан является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай» - говорят татары. «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» - добавляют туркмены. «Сердце матери в детях, сердце детей в играх» - подмечают казахи.
- «Если сын на ладони изжарит яичницу для матери, то и тогда он останется перед ней в долгу».
- «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь»
Мать – единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
О роли отца в семье в народе говорится: «Отец жив – смотри на его поступки, отец умер – помни о его воле». Народ много внимания уделял «личному примеру отцов». «Для плохого отца наказание – плохой сын».
Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается понаследству, все зависит от воспитания.
Дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: «У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая». ( Яхшы чынаякнын, эче яхшы, яхшы ананын, кызы яхшы.)
Какие же требования предъявляет татарская народная педагогика родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?
Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. «В дружной семье благодать, где раздоры – там погибель» ( Бердэм ейдэ бэрэкэт бар, бердэмсез ейда палакат бар.) «Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полете». ( Оясында ни курса, очканда шуны кылана. ) Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей – большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем.
( Ачык чырай, такта чэй.) Гостеприимство у татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом, это признак уважения к человеку. Поэтому здесь имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев. «Кунелен, кин, булса, бетен илгэ шырпы житэ» ( «Если у тебя душа широкая, то одной спички хватит всему народу».) Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать ему всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо.
На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Подарок должен иметь смысл и функциональное назначение. Этим мы занимаемся на уроках трудового обучения.
Именно на воспитание положительной активности, без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлено использование народных традиций в семейном воспитании татарского и русского народа.
Татарский народ всегда отличала скромность. Скромность немыслима без умения вежливо относиться к товарищам, родителям, старшим. Немалое место в достойной жизни человека народная мудрость
отводила честности и взаимопомощи между людьми. И все эти традиции мы воспитываем такими методами и средствами, как: убеждение словом, народным фольклором, наказом («не вытирай со стола руками – будет шум»), воспитанием на примерах. Воспитание вышеперечисленных качеств, основанных на традициях, возможно тогда, когда воспитатель, учитель, родитель и просто взрослый сам обладает этими качествами или стремится их воспитывать в себе. Только при подкреплении личным примером, когда слова не расходятся с делами, можно добиться положительного результата.
Подводя итоги воспитательной работы в своем классе, могу сказать, что дети значительно изменились в лучшую сторону.