Рабочая программа по биологии 6 классс ФГОС (Пасечник В.В.)


Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 135"


«Утверждаю»
Директор____________Т.В.Коробкова
«____»______________2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____БИОЛОГИИ____ (базовый уровень)
(название курса)
6 класса
УМК: В.В. Пасечник Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2015.

Составитель: Каширина Светлана Владимировна, учитель биологии
(ФИО учителя, преподаваемый предмет)








2016 / 2017 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Биология» 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы курса биологии для учащихся 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений (автор В.В. Пасечник, 2009 г).
Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученных на уроках биологии в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из федерального компонента – 1 час в неделю, дополнительно может быть выделено 35 часов из школьного компонента.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии, царства Грибы и царства Растения;
- систематизировать знания учащихся о растительных организмах, бактериях и грибах, их многообразия;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнение учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;
- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). Материал курса поделен на 6 разделов. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением, а так же рассматривается взаимосвязь организмов в природе и влияние деятельности человека на природу.
Первый раздел «Клеточное строение организмов» знакомит учащихся с особенностями строения и состава растительной клетки, а также с растительными тканями.
Второй раздел «Царства Бактерии и Грибы» учащиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии и царства Грибы, получают представление об их многообразии и значении. Формируется представление о растительных природных сообществах, о взаимосвязях компонентов фитоценозов, их взаимном влиянии друг на друга и на окружающую среду.
В третьем разделе «Царство Растения» учащиеся знакомятся с характерными признаками растений как представителей отдельного царства живой природы, формирует представление о принципах современной классификации растений и рассказывает о многообразии растительного мира. Рассматриваются голосеменные и цветковые растения.
Четвертый раздел «Строение и многообразие покрытосеменных растений» посвящен изучению покрытосеменных растений: строение семян, виды корней, побег, почки и т.д.
Пятый раздел «Жизнь растений» рассматривает минеральное и воздушное питание растений, рост и размножение растений.
Шестой раздел «Природные сообщества» знакомит учащихся с основными экологическими факторами и влиянием их на растения. Дается характеристика основных экологических групп растений, влияние человека на растительные сообщества.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с БУПом по курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Природоведение» 5 класс и курс «Окружающий мир» на ступени начального образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим. Опираясь на понятия, содержащиеся в курсах «Окружающий мир» и «Природоведение», при обучении биологии в основной школе возможно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать сущность биологических процессов и явлений. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теории и концепций на ступени среднего (полного) общего образования.
Взаимосвязь изучаемых разделов на всех ступенях обучения позволяет реализовать преемственность в обучении биологии.
Биология в основной школе изучается с 6 – 9 классы. Общее число часов 245, из них 35 (1 час в неделю) в 6 классе, по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8, 9 классах.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (1 час)
Биология наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
1. Клеточное строение организмов (4 часа)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

· Лабораторные работы.
№1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
№2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
3. Царство Растения (6 часов)
Растения. Ботаника наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

· Лабораторные работы.
№3. Изучение строения цветка.
№4. Ознакомление с различными видами соцветий.
№5. Ознакомление с сухими и сочными плодами.
5. Жизнь растений (7 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
6. Природные сообщества (3 часа)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

· Лабораторная работа.
№6. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Резерв времени 2 часа.




5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименования
разделов и тем

Количество
часов
Плановые сроки
прохождения

Скорректированные
сроки прохождения
Домашнее задание


1.
Введение
Биология - наука о живой природе.
1ч.
1



с.9-12,
правила работы с микроскопом


2 (1)
Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов
Лабораторная работа №1: Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
4 ч.
1



§1

3 (2)
Строение клетки
1


§2

4 (3)
Жизнедеятельность клетки. Ткани.
1


§3,4

5 (4)
Лабораторная работа №2: Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
1





6 (1)
Царства Бактерии и Грибы
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
4 ч.
1



§5,6

7 (2)
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы
1


§7,8

8 (3)
Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты
1


§9,10

9 (4)
Лишайники.
1


§13


10(1)
Царство Растения
Растения. Ботаника наука о растениях
6 ч.
1



§11

11(2)
Водоросли
1


§12

12(3)
Мхи.
1


§14

13(4)
Плауны. Хвощи. Папоротники
1


§15

14(5)
Голосеменные растения
1


§16

15(6)
Покрытосеменные, или цветковые растения
1


§17



16(1)
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян
8 ч.

1




§18

17(2)
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.
1


§19, §21

18(3)
Побег и почки
1


§22

19(4)
Внешнее строение листа. Видоизменения листьев
1


§23,25

20(5)
Многообразие стеблей. Видоизменение побегов
1


§26,27

21(6)
Цветок. Лабораторная работа №3: Изучение строения цветка.
1


§28

22(7)
Соцветия. Лабораторная работа №4: Ознакомление с различными видами соцветий.
1


§29

23(8)
Плоды. Лабораторная работа №5: Ознакомление с сухими и сочными плодами.
1


§30


24(1)
Жизнь растений
Химический состав растений. Минеральное питание растений
7 ч.
1



§32,33

25(2)
Фотосинтез. Дыхание растений
1


§34,35

26(3)
Испарение воды растениями. Листопад.
1


§36

27(4)
Прорастание семян. Развитие растения
1


§38,39

28(5)
Способы размножения растений. Размножение споровых растений
1


§40,41

29(6)
Размножение голосеменных растений
1


§42

30(7)
Размножение покрытосеменных растений
1


§43,44


31(1)
Природные сообщества
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений
3 ч.
1



§54,55

32(2)
Лабораторная работа №6: Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
1


§56

33(3)
Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе
1


§57

34,35
Повторение и обобщение
2 ч.





6. Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности:
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, допущенные Мин РФ;
Программно-методические материалы: программа по биологии для общеобразовательных учреждений
Дидактические материалы к урокам биологии

Печатные пособия
Таблицы по темам программы;
Портреты ученых

Информационно-коммуникационные средства
Мультимедийные обучающие программы;
Электронная энциклопедия;
Комплект видеофильмов

Технические средства обучения
Компьютер (мультимедийное оборудование);
Интерактивная доска

7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Учащиеся должны знать:
принципы современной классификации растений, основные признаки и свойства каждой систематической единицы;
методы и приборы для изучения объектов живой природы;
правила сбора растений, создания коллекции и работы с гербарными материалами;
химический состав клеток растений, значение веществ, входящих в их состав;
существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки растений, бактерий и грибов;
типы тканей растений, особенности их строения и значение в растительном организме;
строение, значение и функционирование органов растительного организма;
как шло усложнение растительных организмов в процессе эволюции;
какое значение имеют растения, бактерии и грибы в природе и в хозяйственной деятельности человека;
редкие и исчезающие растения своей местности.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;
проводить наблюдения и описания природных объектов и явлений;
составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы растительных тканей;
различать на таблицах и моделях органы цветковых растений, называть их функции;
выделят), существенные признаки представителей царства Растения, царства Бактерии и царства Грибы;
различать на живых объектах и таблицах растения разных отделок, классов и семейств;
различать на живых объектах и таблицах ядовитые и съедобные грибы;
сравнивать особенности полового и бесполого размножения растений, делать выводы на основе сравнения;
выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
объяснять характер взаимосвязей, возникающих в фитоценозах, и причины смены растительных сообществ;
объяснять значение растений, грибов и бактерий в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.


















«Рассмотрено на МО»
Протокол от «____» _______ 20___ г. № ____

«Согласовано»
Зам. директора______________
«___» ______________20 ____ г.

Рисунок 3