ПЛАН — КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. УРОК- ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ : И как душа родного края , звучит великий диалог»

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
УРОК- ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ : И как душа родного края , звучит великий диалог»
Преподаватель оркестра:
Шарикова С.В.
Цели:
Заинтересовать детей игрой на народных инструментах.
Задачи:
Обобщить и расширить знания детей в области национальной культуры и музыкального творчества
Познакомить с русскими и калмыцкими народными инструментами, приемами игры на них
Способствовать формированию у обучающихся интереса и мотивации к дальнейшей деятельности
Создать эмоционально-положительный настрой и умение работать в коллективе.
Оборудование:
Комплект музыкальных инструментов
партии пьес
пульты
стулья
Демонстрационный материал: таблицы, иллюстрации Тип урока: урок - диалог
План-конспект:
Этап занятия Содержание
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 5 МИН
Приветствие воспитанников. Знакомство. Сообщение цели учебного занятия.
(Слайд№1) Здравствуйте, уважаемые ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! меня зовут Светлана Витальевна, у нас сегодня необычное занятие.я хочу пригласить вас в чудесную страну музыки.Чтобы поближе познакомиться давайте поиграем в игру " Вопрос- ответ": я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать «да» или «нет». Но секрет этой игры в том, что все вопросы музыкальные:
Любите ли вы музыку?
Детские песни?
Эстрадные?
А народные песни?
Весёлая музыка вам нравится?
А грустная?
Вы любите петь?
А играть на музыкальных инструментах?
А хотите научится играть в оркестре?
(Слайд№2) Звучит фрагмент басни(И.А.Крылова "Квартет"). Каждый человек не может быть музыкантом,но каждый музыкант может работать в оркестре. Вот это мы попытаемся доказать. Как вы думаете мы сегодня сможем стать оркестром? Ну а что, музыкальные инструменты есть, ноты есть, желающие играть есть.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 35 МИН
Введение в программу. Знакомство с народными инструментами .
(Слайд№3) Но прежде я вам расскажу историю возникновения оркестра. Оркестр от греческого слова " orchestra" - название круглой площадки перед сценой, где размещался хор, который сопровождал любые представления. Сегодня оркестр - коллектив музыкантов ( 12 и более), играющих на различных музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. В XIX веке у некоторых нойонов существовали домашние оркестры. (Слайды №4,5) Оркестр духовых и ударных инструментов употреблялся в хурулах в богослужении.( Слайд№6) Если оркестр состоит из калмыцких нар. инструментов(домбра. хучир, йочин ,товшур), --Это? калмыцкий оркестр.(Слйд№7) Если из русских нар. ин-тов(балалайка. домра,гусли,баяны)-Это? оркестр русских нар. ин-в. У нас с вами ребята будет смешаный оркестр.
Формирование у обучающихся интереса и мотивации к творческой деятельности
Подготовка к практической работе – 10 мин.:
Знакомство с устройством инструментов.
Название струн на музыкальном инструменте оркестра.
Вводный инструктаж «Посадка и постановка рук».
Музыкальный счёт на «4/4».
Дирижерский жест.
(Слайд№8) И калмыцкая домбра, и домра входят в состав струнных щипковых инструментов. «Щипковыми» их прозвали, потому что звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам сразу. (показать на инструменте).
(Слайд№9) -Как вы думаете, зачем в оркестре столько инструментов? (чтобы было громко)
- У каждого инструмента свой неповторимый тембр, это как краски в изобразительном искусстве. Чем больше красок, тем живописнее полотно. Чем больше инструментов, тем ярче выразительнее звучание оркестра.
Каждый инструмент имеет свой строй.
Взгляните как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно?
-Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно)
(Слайд№10) Правильно, самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер.Сегодня вы ребята под руководством дирижера сделаете первые шаги в освоении сложной музыкальной азбуки.
Тем, кто решил развивать свой музыкальный талант, занимаясь игрой на народных инструментах, надо запомнить правила о том, как правильно сидеть, как правильно держать руки. Ведь от этого зависит техника игры.
Упражнение. Правильная посадка и постановка рук
Чтобы оркестр играл слаженно и согласовано необходимо научиться правильно считать (не ускоряя).
Упражнение. Правильный счет
Практическая часть - 25 мин.:
Техника извлечения.
Знакомство с калмыцкой народной песней " Бичкн арлин хулсн"
Разучивание оркестровых партий.
Концертное исполнение песен.
Ну, а теперь создаем наш музыкальный оркестр. Итак все сели ровно, но не напряженно. Музыканты играют по партиям ,это запись мелодии нотами.
Практическое занятие (педагог подходит к каждому и показывают приемы игры со счётом 1и,2и,3и,4и, обращают внимание на посадку и постановку рук).
Сейчас мы будем разучивать калмыцкую народную песню " Бичкн арлин хулсн". Это песня - частушка. Посмотрите в партию в каком темпе должна звучать песня. Размер. Все внимание на меня!
Звучит к. н. п. «Бичкн арлин хулсн" ........ Я вам сейчас покажу мелодию. а вы определите какому народу ее можно отнести. (звучит мелодия в исполнении детского оркестра ЛДШИ). Почему нет автора? Да это р.н. п. "Во сыром бору тропина".... Ребята, оркестровая музыка более эффективно влияет на чувства людей. Оркестры способствуют развитию патриотических чувств, поэтому оркестровая музыка чаще звучит при большом скоплении людей на улице. площадях, в театре. Ученик читает отрывок из стихотворения И. Убушаева «Стань звездой!»
Где чайки летают,
И плещется море,
Там ярко пылают
Каспийские зори.
Гитары вздыхают,
И плачут свирели
Оркестры играют,
Аккорды и трели ( Проводится музыкальная угадайка "Какой вид оркестра звучит").
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ - 5 МИН
Рефлексия Вопросы:
Закончилось наше занятие. Как ваше настроение?
С какими народными инструментами вы сегодня познакомились?
Чем созвучны эти 2 произведения? (любовь к Родине ,народное)
Что объединяет нас ,представителей самых разных родов?( родная земля, родина)
Как вы оцениваете свою работу на занятии?
Хотите еще играть в оркестре?
Видите, какие вы, ребята, молодцы: выступали как настоящие артисты.
Заключительный этап:
Прощание с детьми
Мне было приятно с вами работать. Я очень довольны совместным творчеством на занятии.