Методическое сообщение на тему Развитие музыкального мышления учащихся в классе клавишного синтезатора


Методическое сообщение на тему:
«Развитие музыкального мышления учащихся в классе клавишного синтезатора».
Подготовила Иванова С.Ю.
Февраль 2015г.
Клавишный синтезатор – это инструмент, обладающий многочисленными функциональными возможностями  и не зря, его называют  «инструмент -оркестр». 
На занятиях клавишного  синтезатора можно осуществлять различные виды работы:  исполнять музыкальные произведения вживую, записывать в секвенсор, исполнять в ансамбле,  заниматься подбором по слуху и импровизацией. 
Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. 
В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение учащихся к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования.  Цифровые клавишные инструменты оснащены новыми полезными и интересными возможностями для развития электронного музыкального творчества и музыкального мышления учащихся.
«Развитие мышления происходит не само собой, а в результате целенаправленной, систематической работы. Прежде всего, для развития мышления важно создать условия, которые с неизбежностью требовали бы от обучающихся активной мыслительной деятельности. Наилучший режим развития умственной активности и самостоятельности создает творческая деятельность, направленная на открытие чего-то нового, неизвестного. Этим новым могут быть знания, добываемые путем самостоятельного поиска, или методы приобретений знаний», - пишет Е.А.Красотина [3,с.6]. Творческая деятельность учащихся в классе  клавишного синтезатора  служит основной для развития их музыкального мышления.
В первую очередь на занятиях  нужно познакомить учащихся с богатой палитрой возможностей клавишного синтезатора, её выразительными средствами. Ценным качеством синтезатора становится практическое применение различных тембров. Тембр получил различное понимание, являясь неотъемлемым свойством каждого звука.
Не зависимо от возраста, учащимся интересно узнать и соприкоснуться с многообразием инструментов, их звуковым воплощение. Отдельный пласт занимают синтезированные тембры, персональные для каждого синтезатора. Развитие тембрового слуха достижимо при использовании специальных, целенаправленных педагогических методов, параллельно с освоением учебного материала, теоретической и исполнительской деятельностью. Классификация инструментов понадобится для того, чтобы отразить различие групп, подчеркнуть их существенную разницу. Так же поможет услышать инструменты с ограниченной звуковысотностью, шумовые без определенной звуковысотностью.
При работе над музыкальным произведением учащийся выбирает наиболее точные для данного музыкального образа средства художественной выразительности. Например, при исполнении марша для создания героического образа в качестве основного голоса можно применить тембр трубы (Trumpet) или  тембр тромбона (Trombone). Учащимся младшего возраста интересно применять синтезированные тембры, как звуки различных животных, звуки природы и т.д.
В процессе работы над электронным воплощением музыкальных произведений важно использовать метод «вживания в тембр», когда исполнителю необходимо не только сыграть на электронной клавиатуре написанные ноты выбранным тембром, но и попытаться представить себе акустический прототип этого инструмента и характерный для него способ звукоизвлечения. Так, взятый на синтезаторе тембр органа (Organ) -  будет лучше ассоциироваться с оригинальным звучанием, если нажимать на клавиатуру более полновесно, тяжело, как будто мы действительно играем на этом мощном и сложном инструменте. К тому же необходимо принять во внимание и штрихи, указанные в тексте. Так, стаккато тембром органа будет отличаться от стаккато, исполняемого тембром фортепиано или трубы. Чтобы добиться стаккато на органе, достаточно лишь слегка и несколько «короче», острее дотрагиваться кончиком пальца до клавиш синтезатора. Играя  тембром классической гитары (Guitar) штрих легато (legato), пальцы должны плавно, мягко скользить по клавиатуре, а при переходе к скачкообразному отрывистому пассажу - играть, словно подражая игре пиццикато на струнных. Если для проведения мелодии выбрать тембр саксофона (Sax) или другого духового инструмента, необходимо представить, как исполнитель набирает дыхание и пытается распределить его на всю фразу, играя «на опоре». При этом пальцы исполнителя на клавишном синтезаторе должны двигаться по клавиатуре как на одном выдохе, передавая мягкий и одновременно глубокий звук.
Так  «вживание в тембр»   помогает учащимся  не только осмыслить нотный текст и озвучить его выбранными тембрами, но и найти способы подачи звука с целью формирования конкретного художественного образа, а также ознакомиться со строением различных музыкальных инструментов, способами извлечения звука на них.
Изучение классификации и применения тембров, творческая работа со звуком, его структурой лишь небольшая часть того, с чем должен познакомиться учащийся. Такой метод работы, в классе синтезатора, получил обобщенное название «электронное инструментоведение».
Электронное инструментоведение подготавливает учащихся для создания самостоятельных аранжировок. Аранжировка становится серьёзным вектором в учебном процессе, определяет методы и приёмы работы: «…сущность её (аранжировки) в случае переложения для синтезатора составляет синтез двух исходных. Это оригинал… и звуковой потенциал, который несёт в себе данный инструмент».
Создание вариантных аранжировок и выбор удачных стимулирует учащихся услышать в многообразии звуков верное решение. Метод сравнения реализуется тогда, когда одно произведение самостоятельно аранжировали несколько учащихся. Одна из форм проверки, исполнить свой вариант другому учащемуся, который в свою очередь при внимательном прослушивании определяет тембры и устно оценивает аранжировку. Такой вид «проверки» - носит мотивационный характер. Он так же наталкивает на размышления, самостоятельное обнаружение ошибок. В различных практических формах работы нужно сохранить соучастие обучаемого, чтобы не превращать его в слушателя. Только тогда он ощутит свой творческий потенциал, не теряя интерес к овладению искусством аранжировки. Данный вид работы активно задействует эмоциональное представление учащихся. Образ, сюжет произведения помогают учащемуся работать над «инструментальными» и исполнительскими задачами. Так формируется умение не только дифференцировать тембры, но переводить их в слуховые представления.  «Интенсивное слуховое развитие связанно с развитием музыкального мышления» - отметил Л. А. Баренбойм [1, с.327]. Параллельно преподаватель помогает анализировать интонационное развитие, фактурное изложение, смену разделов музыкальной формы, динамическое развитие. Одна из главных задач  педагога – привить учащемуся  творческий подход  к аранжировки произведений. В каждой аранжировки, даже самой простой, обучающийся сталкивается с решением определённых задач. Самостоятельное составление простых аранжировок, начиная с выбора одного или двух инструментов, становятся упражнениями, предварительной подготовкой. Аранжировки для синтезатора можно разделить на две категории с применением ритма, без сопровождения, с полным сопровождением или частично. Если произведение с  сопровождением, необходимо применить дополнительные автоматические функции к исполнению, но при  этом сохранить естественную фактуру произведения. Следовательно, учащиеся должны быть знакомы с тем, как изменить определённый стиль. Так, при выборе какого-либо стиля автоаккомпанемента, у музыканта возникает ассоциация с местом и временем звучания его прототипа. Например, при выборе стиля «кантри» (Country), возникает образ американской сельской местности, ковбоев. Губная гармоника, гитара, банджо,  скрипка и пианино характерные для этого направления музыки. Определенный жанр в основе аккомпанемента предопределяет особенности метроритма мелодии, темпа и других средств музыкальной выразительности. Творческие действия, связанные с умением грамотно выстраивать соотношение стиля аккомпанемента с тембрами мелодии в процессе выполнения электронной аранжировки, поможет освоить метод ориентировки на органичность взаимодействия музыкальных средств. Данный метод, широко проявляя себя в процессе творческой деятельности учащегося-музыканта, является активным фактором развития его музыкального мышления.
Импровизация одна из видов деятельности, которая помогает развивать музыкальное мышление. Импровизация  – от латинского «неожиданный, внезапный», предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом. Данный вид творческой деятельности музыканта направлен на развитие способности фантазировать, создавать что-то оригинальное, в свою очередь, развивать слух. Но любая импровизация строится на знании определенных ритмических формул, структуры мелодии, формы произведения, гармонических последовательностей и т. д. Поэтому музыкант, импровизирующий на каком-либо музыкальном инструменте, сочиняет новое или интерпретирует известное произведение всегда в опоре на свои знания в области музыкального языка. Перед началом импровизации исполнитель мысленно интонирует внутри себя, заранее представляя то, что он будет в дальнейшем играть, а уже затем переходит к непосредственной творческой работе. 
Развитию музыкального мышления способствует и такой вид интонационно-творческой деятельности как игра по слуху. Данная деятельность может проходить в двух направлениях: подбор музыки по памяти и подбор произведения, прослушанного на уроке. Произведение целесообразно зафиксировать  нотной записью.  Правильное оформление нотной записи - проставление ключевых знаков, метра, прописывание ритмического рисунка, длительностей нот и их группировки, пауз, встречных знаков, аккомпанирующих аккордов - помогает четче структурировать мелодию, развивает координацию движений между слухом и игровыми навыками.  Например, подбирая детскую песню, на одном уроке можно напеть и записать нотами мелодию в удобной тональности.  На последующих занятиях  подобрать гармонию, оформив ее с помощью буквенного обозначения аккордов (цифровки), затем объяснить, каким образом создается фактура произведения исходя из особенностей формы, жанра, характера, темпа и других составляющих музыкального формообразования. Таким образом, вся эта выполненная на протяжении нескольких уроков работа происходит в той же последовательности, что и при выполнении аранжировки музыкального произведения для синтезатора.
Таким образом, обучение игре на синтезаторе провоцирует на поиски новых методов и помогает развивать музыкальное мышление  учащихся. 
 
 
Начало формы