Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленушка» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессиональногоуровня
воспитателя
Гришина Ольга Николаевна
2013/2018 г.
Личная карта воспитателя
Год рождения: 23.01.1981
Домашний адрес: Татарстан, г.Буинск
Контактный телефон: 89655942032
Образование: высшее профессиональное образование «Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова»
Направление: Филолог. Преподаватель по специальности «Филология».
Педагогический стаж: 7 лет
Общий стаж трудовой деятельности: с 2003года
Должность: воспитатель
Повышение квалификации: Курсы повышения квалификации для воспитателей по программе «Проектирование образовательной программы дошкольных образовательных организаций/ учреждений в условиях внедрения ФГОС», 72 часов в ГАОУ ДПО «ИРО РТ», удостоверение № 003622 от 24 мая 2014 года.
Тема самообразования: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Общественно-педагогическая деятельность:
Творческие замыслы: участие в профессиональных конкурсах, составление презентаций.
Содержание1. Пояснительная записка
2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Разделы программы профессионального развития педагога
Формы представления результатов педагогической деятельности
Схема самооценки учебного занятия
Методическая копилка (воспитательно-образовательная документация)
3. План самообразования
Задачи
Перечень вопросов по самообразованию
Предполагаемый результат
Формы отчета
4. Список использованной литературы
Пояснительная записка
  Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.
Профессиональная компетентность воспитателя представляет собой качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Одним из факторов стимулирования повышения уровня профессиональной компетентности педагога является аттестация. Основная цель аттестации – стимулирование роста профессиональной квалификации, педагогического мастерства и творческой инициативы педагога, выявление недостатков в работе педагога и определение степени его соответствия занимаемой должности.

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
Современный подход к регулированию аттестации педагогических кадров осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24 марта 2010 года №209. Согласно данному документу целью аттестации педагогов продолжает оставаться установление соответствия их уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Изменения прошедших лет привели к необходимости обновления процедуры и методики аттестации педагогов.
Сегодня в практику внедрена методика оценки уровня квалификации педагогических работников, разработанная коллективом ученых под руководством академика В.Д. Шадрикова. Объектом оценки (самооценки) в процессе аттестации является профессиональная компетентность педагога. Согласно данной методике, проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Успешность решения педагогом соответствующих функциональных задач и определяет уровень его профессиональной компетентности. В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность педагога» понимается как гармоничное сочетание теоретических психолого-педагогических знаний, умений и навыков, апробированных в действии, а также приемов и средств его саморазвития и самореализации. Становление профессиональной компетентности педагога происходит не только на этапе профессионального обучения, но и в процессе его трудовой деятельности. Становление профессиональной компетентности педагога ДО понимается нами как качественное изменение личности в профессиональной деятельности, развертывание ее внутренних ресурсов, достижение более высокого и творческого уровня выполняемой профессиональной работы, наличие устойчивой мотивации профессиональной самореализации, а также наличие профессионально важных и профессионально значимых качеств личности и готовности к постоянному профессиональному росту. Исследования (Е.С. Комарова, Л.Р. Садыкова, О.А. Сафонова, Т.А. Строкова, Л.И. Фалюшина и др.) указывают на существующие недостатки аттестации, из которых можно отметить слабое задействование внутренних механизмов развития самой личности педагога. Аттестация не позволяет выявить профессиональные затруднения и проблемы конкретного педагога, а значит, не позволяет педагогу понять причины успехов и неудач в своей профессиональной деятельности, увидеть индивидуальную траекторию своего развития. В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период (Н.Н. Бояринцева, В.А. Новицка, П.И.Третьякова). Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методической сопровождения и поддержки педагога дошкольного образования в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития. На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, в которой: - выделяются противоречия, проблемы;
- формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (технологии, проектируется собственная методическая система);
- планируется разработка методического и диагностического инструментария; - прогнозируется желаемый результат. В программе определяются содержание, формы, методы повышения уровня профессиональной компетентности, т.е. что конкретно педагог должен знать и уметь для реализации намеченного. Эта же программа является основным документом для прохождения педагогом аттестационных процедур.
Разделы программы профессионального развития
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности
Методическая копилка педагога
Портфолио
Мастер-класс
Презентации
Педагогический проект
Профессиональные конкурсы
Открытый показ НОД
Проведение мероприятий, развлечений
Наглядно-иллюстративный материал
Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании
Доклад на педсовете

Схема самоооценки образовательной деятельности
Оценка содержания учебного материала.
Оценка эффективности способов деятельности на занятии.
Оценка основных характеристик деятельности воспитанников  на занятии.
Оценка целей и результатов проведенного занятия.
Оценка содержания образовательного процесса на занятии:
научность, доступность изучаемого материала;
актуальность материала и его связь с жизнью;
степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая копилка педагога (воспитательно-образовательная документация)
Рабочая программа
Комплексно-тематические, календарные, перспективные планы.
Проекты, конспекты, семинары-практикумы, деловые игры, мастер-классы, экспериментальные работы; сценарии праздников, спортивные развлечения, конкурсы и выставки, презентации.Программно-методическое обеспечение курса.
План самообразования
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Цель:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Задачи:
• Развивать познавательный интерес к изучению устного народного творчества.• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре.
• Способствовать социализации воспитанников, развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формировать у детей желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания об устном народном творчестве.•Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.  • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу
• Формировать активную жизненную позицию через изучение устного народного творчества.•Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.
• Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с народным творчеством
•Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о народном творчестве.
• Повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи.
•Разработать перспективный план по развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества
Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. 
Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. 
Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
•Расширение знаний детей устного народного средства, возрастание интересы к народному творчеству, событиям прошлого и настоящего.
•Воспитание любви и чувства о знании устного народного творчества.
•Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
•Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам
Формы отчёта по проделанной работе: выступления на педсовете, родительских собраниях, открытые показы НОД, размещение своих разработок на различных сайтах, участие в конкурсах.
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Диагностический Анализ состояния образовательного процесса по проблеме; анализ затруднений. Изучение литературы и имеющегося опыта по теме самообразования. 2013 – 2018год Проанализировать свои профессиональные затруднения.
Определение проблемы опытно – экспериментальной работы, выбор целей, задач, методов работы.
Планирование и организация разработки и формулирование системы работы по данной теме.
Выделение направлений работы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов Изучение ФГОС.
Изучение  психолого – педагогической литературы.
Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
Консультации для родителей.
Изучение ИКТ.
Прогностический Определение целей и задач темы самообразования.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов 2013 – 2018 год Участие в семинарах для воспитателей, педагогических советах.
Работа над обогащением портфолио.
Обучение на курсах.
Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.
Создание собственной базы лучших конспектов НОД, интересных методов и приемов.
Практический Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы. 2013 – 2018 год Создание рабочей программы в соответствии с ФГОС.
Выступления на педсоветах. Участие в конкурсах различного уровня.
Публикации в Социальной сети работников образования разработок ОД и сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.Работа над созданием и обогащением портфолио воспитателя.
Использование современных педагогических технологий в области обучения и воспитания.
Внедрение в учебный процесс ИКТ.
Разработка методических пособий, дидактических игр.
Создание предметно-развивающей среды.
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление результатов работы. 2013 – 2018 год Участие в муниципальных и всероссийских конкурсах.
Ведение персонального сайта:
http://polusheva.jimdo.com/блога: http://www.maam.ru/users/polushevaРабота по обновлению информации на сайте детского сада.
Открытые занятия различного уровня.
Консультативная помощь родителям.
Ведение профессионального портфолио воспитателя.
Оформление результатов работы.
Внедренческий Распространение опыта работы 2013 – 2018
год Публикации на сайтах, участие в конкурсах, разработка дидактических игр.
Публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах.
Обобщение и распространение собственного опыта на педсоветах, педчтениях.
План работы
Дата Запланированные мероприятия
2013 год Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». (папка передвижка)
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)
2014 год. Анкетирование родителей : Приобщение детей к истокам русской культуры
Изготовление дидактических пособий по региональному компоненту
Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»
Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Показ родителям  ролика «Потешки в жизни нашей группы»
Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам
Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)
Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Показ открытого занятия – развлечение по речевому развитию в старшей  группе тема:«По дорогам сказок» на базе МБДОУ «Аленушка».
2015 год Изготовление народной куклы
Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками
Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения «Развитие региональной муниципальной системы дошкольного образовательного учреждения», на базе МБДОУ «Аленушка»
2016 год
Изготовление дидактических пособии для развития устного народного творчества
Отчёт о проделанной работе по развитию речи
Рождественская колядка «Пришла Каляда накануне Рождества»
Дидактические, настоль – печатные игры по мотивам потешек2017 год.
Создание картотеки потешек для работы с детьми
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» в рамках педагогического совета на базе МБДОУ «Аленушка».
Изучение методической литературы. Подбор материала.
Публикации в Социальной сети работников образования и учительский сайт проекта «Инфоурок» разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.
Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.
Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.
Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме
Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.
Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждение.
Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
Беседы с родителями : «Какими играми играет ваш ребенок».
2018 год.
.
Создание персонального сайта воспитателя
Продолжить работу над выбранной методической темой.
Пройти курсы повышения квалификации.
Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.
 Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»
Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.
Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).
Дополнить собственные  авторские разработки новым материалом в соответствии с ФГОС
Список использованной литературы
1.Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
2.Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
3.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
4.Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
5.Пикулева Н- «Слово на ладошке», М., 1997г
6.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.
7.«Детский сад и семья», Д. В. № 42000г,
8.Гербова В. В. «Особенности словарной работы с детьми», М., 1984г.
9.Зуб А. «ОЙ ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок, березовый душок», Д. В. № 12, 1998г.
10.Загоруля   Г.   Аг.   Мазурик   Ar   M.   «Путешествие   в мир
фольклора», Ханты-Мансийск, 1999г.
11.Круглов Ю. Г.«Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.
12.Князева О. Л., Маханева М. Д. "Приобщение детей к истокам
русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2000г.
13.Лукин В. «Загадки. Скороговорки», М., Acт - пресс, 2000г.
14.Орлова Н. «О роли малых фольклорных жанров в жизни детей», Д. В.
№4, 1984г.
15.ПавловаЛ «Фольклор для маленьких» Д. В. № 4, 1990г,
16.Танкеев И. «Русские народные игры», Мг, 199Вг.
17. Пикупина 1-1 «Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша Д,В. №
8, 1999г.
18. Стрельцова Л.. «Фольклорные потешки прибаутки», Д. В. № 5, 1999г.
19.Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.
20. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.