Проективная диагностика коммуникативных умений Моя планета

Диагностика коммуникативных умений первоклассников с помощью методики «Моя планета»
И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует.
Валентин Берестов

Поступление в школу – один из переломных моментов в жизни каждого человека. Для успешного обучения в школе недостаточно только выработать такие учебные навыки как чтение, письмо и счет, очень важно научить детей общаться, позитивно относится к процессу сотрудничества с людьми, уметь слушать собеседника и высказывать свои мысли.
В настоящее время адаптация к школе у многих первоклассников протекает трудно, так как они не умеют взаимодействовать в процессе учебной деятельности. Поэтому одной из задач начальной школы является содействие в организации процесса общения в системе «ученик - учитель - ученик», формирование коммуникативных навыков.
В начальной школе учитель играет объединяющую роль. Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.
Для того чтобы сплотить детский коллектив, классному руководителю и родителям необходима информация о структуре класса и его микрогруппах. Социометрические исследования имеют определенные недостатки - это сложность самой процедуры, предполагающей определенный уровень интеллектуальной зрелости и неустойчивость эмоциональных связей маленьких детей. Поэтому уже на протяжении 3 лет в нашей школе используется методика «Моя планета», которая помогает не только в работе психолога, но и активно используется классными руководителями.
Методика разработана на основе психологической игры «Маленький принц» (газета «Школьный психолог», № 4, 2008). Эта методика проста в проведении, помогает актуализировать субъективные отношения, существующие в группе, а также решает диагностическую задачу социометрического измерения, она позволяет определить кто из учеников является популярным, кому в большей степени симпатизируют, а кого избегают, какие межличностные отношения доминируют в группе.

Материалы: большой лист ватмана, фломастеры, карандаши.
вступление
Участникам задаются несколько вопросов о космосе (Как они представляют себе космос? Какие планеты они знают?)
Ведущий предлагает участникам совершить увлекательное путешествие по бесконечному пространству. Дается инструкция: «Закройте глаза. Представьте, что вы стали легким, легким, практически невесомым. Вы потихоньку отделяетесь от земли, поднимаетесь все выше и выше. Пролетаете мимо облаков и постепенно оказываетесь в космическом пространстве. Вы путешествуете по космосу, встречаете разные небесные тела: планеты-гиганты, астероиды, кометы. И вот вы встречаете планету, на которой вам бы хотелось жить. Приземлитесь на нее. Погуляйте по ней. Осмотритесь хорошенько. Вы – волшебник, можете здесь что-то изменить или что-то добавить. Теперь эта планета ваша все изучив и хорошенько запомнив, вы можете постепенно возвращаться обратно»
Дети постепенно «возвращаются» в класс и получают следующую инструкцию.
Инструкция: «На листе ватмана нарисуйте каждый свою планету (звезду) так, как вы ее себе представляете. Придумайте и напишите ее название рядом с рисунком (взрослый помогает тем детям, которые не могут написать)
Инструкция: «А теперь представьте, что у вас есть возможность посетить другие планеты, те, которые вам понравились. Постройте (нарисуйте) три звездных моста, соединяющих ваше небесное тело с другими планетами, которые вы бы хотели посетить».
Ведущий при необходимости поясняет, что надо нарисовать не больше 3 мостов, меньше можно.
Ведущий также может нарисовать свой небесный объект и провести три моста к тем планетам, которые не были выбраны участниками для путешествия.
После окончания рисования лист ватмана прикрепляется на видное место, группа рассматривает рисунок «Наша Вселенная». Ведущий говорит: «Посмотрите, какая красивая Вселенная у нас получилась. Сколько в ней непохожих друг на друга объектов, но мы все вместе, несмотря на наши различия, так как соединены невидимыми, дружественными связями («звездными мостами»)
Ведущий отмечает каждого участника, останавливается на его ильных сторонах.

Информация для ведущего

1. Расположение на листе
Центр листа
Стремление к лидерству


Край листа
Ребенок чувствует себя некомфортно в группе

2. Размер фигуры
Чем больше фигура, тем больше желание ребенка занимать лидирующие позиции в классе, доминировать

3. Цвет фигуры
Использование разных цветов
Эмоциональная открытость, желание привлечь, открытость контактам


Использование темной гаммы
Некомфортное положение в группе, закрытость

4. Контур фигуры
Резкие, острые углы
Агрессивность, стремление защитить себя от внешней среды


Наличие дополнительных кругов, колец вокруг планеты
Интровертированность, защита личности

5. Характер проведенных линий от небесных тел друг к другу
Количество линий, направленных к планете
Чем больше, тем популярнее ребенок в классе


Количество линий, направленное от небесного тела
Чем больше, тем активнее ребенок стремиться к расширению контактов



15