Урок технологии по теме Хохлома


Тема урока: «Хохлома»
Класс: 2
Цель урока: выявить знания детей о характерных особенностях хохломской росписи, учить составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать хохломской росписью.Формируемые УУД:
Регулятивные:
-выполнять учебное действие в соответствии с планом и по алгоритму, используя правило экономного расходования материала;
-анализировать с помощью учителя способы изготовления изделия в техники хохломской росписи, выделять этапы работы;
-наблюдать и выделять особенности различных росписей. Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия;
-организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов;
-самостоятельно составлять план работы по изготовлению игрушки, контролировать, корректировать свою работу и оценивать ее по заданным критериям.
Познавательные:
-анализировать изображение орнамента; выделять особенности оформления изделий с хохломской росписью; различать профессии « резчик по дереву» и « игрушечник» и объяснять свое суждение;
-использовать приобретенные знания при оформлении изделий декоративно-прикладного искусства: миска с хохломской росписью;
-сравнивать виды народных промыслов. Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз.
Коммуникативные:
-формировать умения работать в малых группах;
-формулировать собственное мнение;
-строить понятное для партнера высказывание;
-согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению;
-адекватно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.
Личностные:
-проявлять интерес к предметам декоративно-прикладного искусства; осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий с хохломской росписью и рассказывать о них; проявлять творческое отношение к процессу создания изделий.
-осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийная презентация, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.
Ход урока
Название этапа: организационный момент
Задача: создать эмоциональный настрой на урок
Метод: словесный
Приём: беседа
Время: 5 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего... Садитесь. Проверьте осанку.
Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать новую тему, которая называется «хохлома».
Послушайте стихотворение.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
Учащиеся готовятся к уроку, желают глазками друг другу всего самого лучшего. Садятся и проверяют осанку
Название этапа: «Открытие» нового знания.
Задача: подвести учащихся к решению проблемы
Метод: Словесный, проектный
Приём: Беседа
Время: 10 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Откройте учебник на странице 24. Рассмотрите посуду, которая там изображена.
Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи. Прочитайте текс на стр.24.
С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить незазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и небогатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное — золотая хохлома? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „золотая хохлома“. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи.
«Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи»
Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше. Знаете ли вы, что это?»
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и в основном использовали для изготовления кукол.
«Папье-маше» в переводе с французского языка обозначает «рваная бумага». И действительно, для поделки из «папье-маше» нужно нарвать много кусочков бумаги. А затем этими кусочками с помощью клея выложить многослойную форму. Это первый способ изготовления папье–маше.
-учащиеся рассматривают хохломскую посуду на с. 24 учебника.
-читают текс на стр.24
-ответы детей
-ответы детей
Название этапа: Выполнение изделия
Задача: выполнить изделие
Метод: практический
Приём: Беседа
Время: 8 мин.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Прежде чем выполнить изделие, проговорим план нашей работы.
Учитель наглядно демонстрирует этапы выполнения работы.
Сейчас на экране вы увидите последовательность выполнения работы. Будьте внимательны. Постарайтесь заполнить порядок выполнения действий.
работы.
Шаг 1: Для начала выберите, что вы будете делать: тарелку, чашку или что-то другое. Проще всего изготавливать блюдце.
Шаг 2: А теперь приступаем к самому процессу изготовления блюдца из папье-маше. Накрываем рабочую поверхность стола газетой или другим подручным материалом. Кладем блюдце на стол донышком вверх. Отрываем от белой бумаги небольшие кусочки с неровными краями и, смачивая в клее, равномерно прикладываем к внешней поверхности блюдца.
Шаг 3: После слоя белой бумаги наклеиваем пять слоев из кусочков газеты. Технология та же.
Шаг 4: После нанесения всех слоев бумаги изделие надо просушить.
Шаг 5: Процедуру по наклейке кусочков бумаги необходимо повторить 5-10 раз.
Шаг 6: Последний, а можно и предпоследний слой папье-маше делаем из кусочков белой бумаги.
Шаг 7: Опять даем изделию просохнуть.
Шаг8: оставляем на просушку.
2.Во время сушки необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Можно дать ребятам задание нарисовать его на бумаге и рассказать, к какому типу орнаментов относится узор, придуманный ими.
Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
«ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.
Распиши свою миску в стиле хохломской росписи
-смотрят на экран
-выполняют работу Презентация
Название этапа: подведение итогов, рефлексия
Задача: подвести итоги урока
Метод: словесный
Приём: беседа
Время: 3 мин
Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Что мы изготовили сегодня на уроке?
А что такое папье-маше?
Спасибо за урок. Урок окончен!!! -сегодня на уроке мы узнали о хохломе
- папье–маше.
-рваная бумага