Урок по музыке для 3 класса Острый ритм — джаза звуки.


Тема урока: «Острый ритм – джаза звуки».

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

Цель: познакомить детей со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки.
Задачи: познакомить детей с понятиями: джаз, спиричуэл, регтайм, блюз; формирование музыкально-слуховых представлений; воспитывать слушательскую культуру детей; закрепить музыкально слуховые представления детей о джазовой музыке; в процессе слушания музыки развивать тембровый слух; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; прививать интерес к музыкальному искусству, формировать эстетический вкус;
Методы: метод пластической импровизации, словесный (беседа, рассказ), наглядно зрительный, игровой.
Музыкальный материал:

- Дж. Гершвин «Летняя пора»;

- Дж. Гершвин колыбельная из оперы «Проги и бес»;

- Дж. Гершвин «Хлопай в такт»;

- Бенни Гудмен «sing»

- Бенни Гудмен «Джаз»

Наглядный материал:

- портреты Луи Армстронг, Джон Гиллеспи;

- изображения музыкальных инструментов: труба, саксофон, фортепиано, кларнет, контрабас.




Ход урока:
У: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель» (по гамме в пределах квинты).
У: Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он!? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал вам, определить его имя.
Звучит: «Джаз» Бенни Гудмен
У: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца!?
/ответы детей/
У: Джаз!
Что натолкнуло вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности вы определили, что этот господин – джаз?
/ответы детей/
У: Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
Откройте тетради и запишите сегодняшнюю тему урока «Острый ритм – джаза звуки».
Но чтобы лучше представить образ джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесемся в 20-е годы XX столетия. Тогда новый и старый свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде! Кто он!? – возмущались одни. Кто он!? – восхищались другие. Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые. Вы слышали какой шум от него. И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет! Он парень что надо! – больше первых горячились другие.
Друзья и враги джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США.
Здесь, как и по всему югу Америки жило, много негров, бывших рабов с плантаций. Поэтому принято говорить , что джаз пришел к нам с улицы. Именно джазовой музыкой развлекали публику в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего джаза. А через некоторое время у джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей.
Когда джаз стал совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать: «Откуда он свои таланты унаследовал?». И убедились – от серьезного дядюшки спиричуэла, грустного дядюшки блюза, веселого дядюшки регтайма.
Учитель обращает внимание детей на доску и просит переписать в тетради следующие определения:
- спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания;
- блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком;
- регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада.
У: А теперь мы с вами превратимся в слушателей и послушаем музыкальное произведение композитора Бенни Гудмена под названием «Sing».
Слушание музыки: Бенни Гудмен «Sing» (дети записывают название в тетради)
У: - ребята, какого характера эта музыка? Как она звучала?
- что можно делать под эту музыку?
- а кто может под эту музыку танцевать? Взрослые или дети? А в какие костюмы вы бы их одели?
- какие вы заметили средства выразительности? (динамика, темп и тд.)
/ответы детей/
У: Музыка звучала ритмичная, веселая, танцевальная, озорная. Под нее могут танцевать как взрослые так и дети в ярких, красочных костюмах.
У: Ребята, давайте все превратимся в танцовщиц, танцоров и попытаемся показать как можно танцевать под джазовую музыку.
Дети импровизируют танцевальные движения под музыку Бенни Гудмена «Sing».
У: Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьезно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав. Теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дерганым, нервным. Но джаз оставался джазом, и любили его в любом виде.
Слушание музыки: Дж. Гершвин «Летняя пора» (дети записывают название в тетради)
У: - что можно делать под эту музыку?
- какие образы у вас возникали при прослушивании музыки?
- а если сравнить с погодой – это жаркое, знойное лето или холодное?
- ребята, отличается ли эта музыка от предыдущей?
/ответы детей/
У: Музыка отличается. Более спокойная, уравновешенная, серьезная.
Джаз ровесник XX века. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик, а по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.
Ребята мы с вами послушали сегодня несколько джазовых композиций, может кто-нибудь понял на каких инструментах играют джаз?
/ответы детей/
У: В джазе преобладают такие инструменты, как саксофон, труба, фортепиано, кларнет. Духовые, ударные!
Учитель обращает внимание детей на изображения музыкальных инструментов.
У: Ребята, а как вы думаете, джаз можно только играть на музыкальных инструментах, или его можно еще и петь?
/ответы детей/
У: Джаз можно еще и петь! Давайте превратимся в слушателей и убедимся в этом.
Слушание музыки: Дж. Гершвин колыбельная из оперы «Порги и бесс»
(дети записывают название в тетради)
У: Ребята, это была колыбельная. А какие колыбельные знаете вы?
/ответы детей/
У: Похожа ли обычная колыбельная на колыбельную в стиле джаз? В чем их различие?
/ответы детей/
У: Не похожа. Отличается ритмом, акцентами не на сильную, а на слабую доли.
Закрепление:
Игра «Выбери инструменты»
У: Ребята, поиграем с вами в игру «Выбери инструменты». Для этого вам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для джаза. У всех вас в руках есть карточки, я буду показывать изображения музыкальных инструментов, а вы сигнализировать поднятием карточки вверх о наличие инструмента в джазе.
Учитель показывает инструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джазе.
У: Ребята, характерные черты отличия джаза от другой музыки?
Д: Ритм, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов, а так же акцент не на сильную, а на слабую долю.
Домашнее задание: нарисовать любой музыкальный инструмент, преобладающий в джазовой музыке.



Заголовок 315